• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Колтовский Дебютант

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Какова их роль в истории?

Это многолетнее военное столкновение не имело себе аналогов по числу жертв и разрушений вплоть до эпохи мировых войн. Как говорится, людям необходимо совершить массу ошибок, чтобы выйти на верный путь исторического развития.

Венский военно-исторический музей. Зал, посвящённый Тридцатилетней войне Фото: Pappenheim, общественное достояние, wikipedia.org

Я не планирую проводить здесь масштабное исследование, на тему этой войны написано множество работ, хочу лишь коснуться того, насколько повлияла эта давняя война на нашу сегодняшнюю жизнь.

Началась она в 1618 году, закончилась в 1648-м, в 2018 году исполняется 370 лет с момента её окончания.

Каковы же причины этого противостояния? Как известно, в начале XVI века Мартином Лютером было положено начало движению Реформации, то есть борьбе за реформу католической церкви. Это движение постепенно набирало силу и к началу XVII века охватило весьма значительную часть христианской Европы: Германские государства, Чехию, Австрию, Венгрию, Швейцарию. Шли постоянные столкновения между католиками и протестантами во Франции (вспомним Варфоломеевскую ночь в августе 1572 года), Англии, Нидерландах. Даже на территории Скандинавского полуострова, Прибалтики и Речи Посполитой шла борьба между реформаторами и сторонниками традиционного католицизма. Только Россия, Испания, Италия (которая тогда не была ещё единой) и Ирландия оказались практически в стороне от этой борьбы.

Военными эти противостояния назвать было бы затруднительно, потому что они представляли собой отдельные стычки, часто не связанные между собой. Однако всё шло к началу глобального военного противостояния между католиками и протестантами.

Начало войне положило восстание в Чехии 23 мая 1618 года, которое было направлено против попыток вернуть страну в католицизм. Постепенно в эту войну были вовлечены все европейские государства, она породила ряд локальных войн: даже Русско-Польская (Смоленская) война 1632−1634 годов считается её частью.

Битва на Белой Горе, Питер Снайерс, 1620 г.
Битва на Белой Горе, Питер Снайерс, 1620 г.
Фото: Общественное достояние, wikipedia.org

Главным театром военных действий стала Германия (в то время раздробленная), входившая в эфемерное образование под названием «Священная Римская Империя германской нации». Кроме Германии, её составными частями были в то время Чехия и Австрия. Каждое входившее в Империю государство (включая и множество карликовых германских) имело своего правителя, который хотел быть как можно более независим от императора.

В результате религиозная война между католиками и протестантами в начале постепенно переросла в борьбу за ослабление императорской власти. Причем некоторые европейские страны поддерживали императора Священной Римской Империи, некоторые воевали против него.

Так к чему же привело столь масштабное и длительное противостояние в Европе? К моменту заключения окончательного, Вестфальского, мира большая часть Германии, бывшей главным полем битвы, лежала в развалинах, на её территории от войны, голода и эпидемий погибло около 40% сельского населения и около трети городского. Кроме того, по Европе бродили толпы демобилизованных, оставшихся без дела солдат и офицеров армий воюющих стран, промышляющих воровством и грабежами. Кстати, именно они стали основой «полков иноземного строя» Российского царя Алексея Михайловича.

Мародёрствующие солдаты, Себастьян Вранкс, 1647 г.
Мародёрствующие солдаты, Себастьян Вранкс, 1647 г.
Фото: Общественное достояние, wikipedia.org

Что же представлял собой Вестфальский мир? Для его заключения впервые в истории Европы был созван дипломатический конгресс (собрание), в котором участвовали дипломаты всех воевавших стран. В тексте этого договора был провозглашен принцип веротерпимости, соблюдающийся и по сей день и ставший одним из главных принципов современной политики европейских стран.

Принципы Вестфальской системы международных отношений, созданные на основе этого договора, также действуют и поныне. Это приоритет интересов государства, принцип баланса сил, принцип суверенитета. Под последним подразумевалось право государств не допускать вмешательства в свои дела, равенство прав государств в решении международных вопросов, обязательство выполнять подписанные договоры. Международное право и дипломатическая практика заняли главное место в отношениях между странами.

Принцип баланса сил — недопущение доминирования одного государства или группы стран над другими — также стал одним из основных принципов международных отношений (действовал он, однако, только до конца XIX века).

Сдача Бреды, Диего Веласкес, 1635 г.
Сдача Бреды, Диего Веласкес, 1635 г.
Фото: Общественное достояние, wikipedia.org

Правда, на основании прошедших после Тридцатилетней войны лет и полученного исторического опыта можно сказать, что эти принципы работали в основном только на бумаге. И доказательство тому — две мировые и масса менее крупных войн. Вестфальский мир пытался поставить точку в военной истории, положить конец войнам, сделав их невозможными. Это была первая попытка в истории сформулировать принципы мирного сосуществования государств.

Кстати, кроме того, Тридцатилетняя война была первым военным конфликтом, в котором значительную роль сыграли средства массовой информации, находившиеся, правда, в зачаточном состоянии. Это произошло благодаря развитию книгопечатания. Газета представляла собой небольшие листы бумаги с описанием хода военных действий и других событий. С их помощью производились попытки формирования общественного мнения: воюющие стороны обличали друг друга, пытаясь склонить на свою сторону как можно больше людей. Так что можно сказать, что эта война положила начало военной журналистике.

Статья опубликована в выпуске 6.08.2017
Обновлено 11.07.2022

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 8 августа 2017 в 15:09 отредактирован 8 августа 2017 в 20:29 Сообщить модератору

    Многие историки считают именно тридцатилетнюю войну - первой мировой, и как всякая война велась она, в первую очередь, из-за денег и ресурсов.. Протестантизм явился идеологическим оружием этой схватки на фоне ускорившегося развития капиталистического производства.
    Буквально недавно слушала лекцию по этой теме (Фурсов Андрей Ильич), который высказал мысль, что нынешняя полит-экономическая ситуация в мире схожа с ситуацией 17 века: снова разгорелась борьба между глобальным капиталом и национальными государствами (300 лет назад идею будущих на тот момент национальных государств воплощала Римская империя, если очень упростить).
    Кстати, непонятно, почему Вы назвали Священную Римскую Империю "эфемерным" государством? на тот момент это была реальная сила.
    В общем, тема интересная, так что пишите поподробнее..удачи!

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи , вы совершенно точно увидели суть происходящих тогда событий. А Священную Римскую Империю я назвал "эфемерным" государством потому, что это было "государство над государствами", т.е. находилось где-то между сегодняшним Европейским Союзом и бывшим СССР. Наполеон это понял и упразднил её.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 6 ноября 2019 в 03:28 отредактирован 6 ноября 2019 в 03:30 Сообщить модератору

    Наблюдая нынешний "кромешный кавардак" в политике и отношениях стран, мне давно хотелось заметить, что несмотря "колосающий" технический прогресс и две мировые войны, менталитет политиков, за редкими исключением остаётся на средневековом уровне времён 30-летней войны. Особенно поражают украинские взбрыки в средневековье.
    Оценка:5 и поздравления с дёбютом. Таких авторов давно не появлялось в ШЖ.

  • Уважая мнение автора, все же хочу отметить, что с момента появления первых государств, им были свойственны все что определял Вестфальский мир (согласно мнению автора) -- "приоритет интересов государства, принцип баланса сил, принцип суверенитета". Все это существует от Древнего Египта и царства Ашшурбанипала в Вавилоне тысячи лет назад.