• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Какова история главной советской колыбельной?

Наверное, это не лучшее начало для статьи, но вынужден признаться сразу: сколько себя помню, передачу «Спокойной ночи, малыши!» я никогда не любил. Все эти «сюсюканья» с кукольными Хрюшей, Степашкой, Филей и прочими казались мне пустой тратой ценного эфирного времени. Ждать, когда же, наконец, закончится болтовня и начнётся долгожданный мультфильм, было невыносимо.

Перейти к первой части статьи

Если же вместо мультфильма ведущие просто начинали зачитывать книжку, тут уж хотелось швырнуть в телевизор тапком. Читать я выучился уже к 4 годам, поэтому воспринимал происходящее на экране как форменное издевательство.

Впрочем, моё капризное отношение к «Спокойной ночи, малыши!» — скорее, исключение. Большинство детей передачу любили, а уж песенку из заставки можно по праву считать самой известной колыбельной, написанной в советское время.

Какова история главной советской колыбельной?
Фото: Скан обложки диска

Инициатором создания вечерней передачи для малышей стала Валентина Федотова — главный редактор детских ТВ-программ. Пишут, что на эту идею её натолкнул мультсериал про песочного человечка, снятый в социалистической Германии (в немецком фольклоре этот персонаж заставлял детей засыпать, кидая им в глаза горсть песка).

Музыкальную заставку для новой передачи попросили написать Аркадия Островского — автора знаменитого антивоенного гимна «Пусть всегда будет солнце». Музыку в джазовом духе а-ля «Summertime» композитор сочинил легко и быстро. А стихи к песне написала его знакомая — непрофессиональная поэтесса Зоя Петрова, убедительно рассказавшая детям, почему им надо спать.

Михаил Островский, сын композитора:
— «Спят усталые игрушки» на слова Зои Петровой писал на ходу. Ноты в тетрадь дописывал в спешке, стоя у рояля, — опаздывал в студию на запись. Это тот случай, когда песня писалась пять минут и всю жизнь. Ведь он очень любил детей, постоянно выступал в детских садах, пионерских лагерях, больницах. У него была единственная на всю Москву «Волга» с темно-зеленым низом и салатным верхом, на которой он катал ребятню со всех ближайших дворов.

Это был не единственный случай сотрудничества Петровой и Островского. Впоследствии они сочинят для передачи ещё несколько детских песен — например, небезызвестную «Купила мама Лёше отличные галоши».

Что касается премьеры «Усталых игрушек», то она состоялась уже в первом выпуске «Спокойной ночи, малыши!» — 1 сентября 1964 года.

К сожалению, как выглядела телепередача в 1960−70-е годы, я практически не помню, а в Интернете за весь этот период можно найти лишь один черно-белый выпуск 1964 года. Там мы можем увидеть, что в начале музыка Островского звучит на фоне подмигивающих часов, а в конце песню «Спят усталые игрушки» исполняет ведущий, причём только первый куплет. Кто это — я так и не выяснил (ведущих у этой передачи было много).

Если верить интернет-источникам, первой песню исполнила и записала певица Валентина Дворянинова. Судя по записи, текст тогда заметно отличался от будущей «канонической» версии. Он состоял всего из трёх куплетов:

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

Однако самым известным исполнителем этой песни стал замечательный певец Олег Анофриев (тот самый, который мастерски спел почти за всех персонажей в м-ф «Бременские музыканты»).

Олег Анофриев:
— Тогда он (Островский — С.К.) мне позвонил и сказал: «Олежек, хочу, чтобы ты спел — тут песнишка у меня появилась, я ее как-то утром левой ногой спьяну написал».
…Это шутка, конечно. Он не был пьяницей — просто легко относился к детским песням. Наиграл мне ее — какая-то трали-вали. Я сначала сомневался, надо ли мне ее исполнять: простая мелодия, буквально несколько нот. Но Аркадий меня уговорил.

В памяти большинства зрителей исполнение Анофриева неразрывно связано со знаменитой пластилиновой заставкой, снятой в 1981 году Александром Татарским. По сути, с неё и началась слава этого киевского режиссёра, закреплённая таким шедеврами, как м-ф «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Говорят, что именно по просьбе Татарского текст «Спят усталые игрушки» был изменён. Вместо куплета про Дрёму Зоя Петрова написала новый — более визуально благодарный:

В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай! Баю-бай!

В те же 1980-е годы песня какое-то время звучала в исполнении певицы Валентины Толкуновой — на фоне всё той же пластилиновой заставки. Что и говорить, голос Толкуновой — чистый, звонкий, полный материнской нежности — прекрасно подходил для детской колыбельной песни. И всё же версия Анофриева мне всегда казалась более эмоционально выразительной. Послушайте, как замечательно он поёт «а-а-деяла» (будто бы с лёгкой зевотой) и как интонационно выделяет слово «Очень!».

В 1986 году началась перестройка, и создатели «Спокойной ночи, малыши!» решили, что заставка передачи тоже требует перемен. «Спят усталые игрушки» заменили старинной колыбельной «Спи, моя радость, усни» (муз. — Б. Флис, сл. — Ф.В. Готтер), а режиссёр Владимир Самсонов снял новый анимационный видеоряд в тёмных коричневых тонах. С точки зрения искусства, снято всё было на высочайшем уровне, однако детишкам мрачноватая заставка не приглянулась.

В 1988 году в передаче стала звучать песня И. Дунаевского из старого фильма «Цирк» («Сон приходит на порог…») с новым — более детским — видеорядом, но она тоже надолго не задержалась. В середине 1990-х для «Спокойной ночи, малыши!» была записана ещё одна песня — «Фея сна» (муз. Т. Ефимов, сл. — Л. Рубальская) в исполнении эстрадной певицы Светланы Лазаревой.

На этом эксперименты с песнями закончились. В 1997 году в передаче снова зазвучала «Спят усталые игрушки» в версии Анофриева, а в 2002-м вернули заставку Татарского (хотя и в отредактированном, обновлённом виде). Даже талант гениального Юрия Норштейна, заставка которого крутилась в 1999—2001 гг., не смог соперничать с любовью зрителей к пластилиновой радуге и жирафу на шести подушках. Как там говорят — «Лучшее — враг хорошего»?

Разумеется, популярная колыбельная сразу стала предметом пародирования. По-моему, ещё в советские времена была сочинена «алкоголическая» версия со словами:

Спят усталые игрушки, книжки спят.
Вобла и пивные кружки ждут ребят.
За день мы устали очень,
Выпить хочется, нет мочи,
Кружку подставляй, наполняй!

Спьяну можно отоспаться на столе
И в милицию умчаться на козле,
Над сержантом поглумиться,
А потом попасть в больницу,
Глазки закрывай, баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
И сантехник, и строитель —
Ждет вас всех медвытрезвитель,
Глазки закрывай, баю-бай!

Ну, а под издевательскую дэнс-версию профессора Лебединского или металл-версию гитариста Владимира Зеленцова уж точно не заснёшь.


Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 23.11.2018
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: