• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Что мы знаем о военных преступлениях?

В последнее время роль советских солдат во Второй мировой начали особенно активно красить в черный цвет, в описании действий красноармейцев в той войне остались одни черные тона.

Судно «Армения» Фото: ru.wikipedia.org

И к пленным-то наши относились по-зверски (на примере судьбы военнопленных Сталинграда и только их), и к населению-то Германии «эти русские варвары» отнеслись зверски, и военные моряки Балтфлота вели себя крайне по-варварски — топили в море немецкие суда.

А что мы знаем о Таллинском переходе и вообще о действиях Люфтваффе в первые годы войны? Ведь не принято обвинять немецких летчиков в каких-то там нарушениях. Шла Вторая Мировая война, они выполняли свой долг.

Heinkel He 111
Heinkel He 111
Фото: ru.wikipedia.org

Грузопассажирское судно «Армения». В августе 1941 года его переделали в санитарно-транспортное судно. В ноябре 1941 года в ходе эвакуации туда был погружен госпиталь. Раненые и медперсонал вместе с семьями медработников. Судно подверглось атаке немецкого торпедоносца Не-111 и затонуло со всеми пассажирами. Из примерно 8000 раненых, медработников и детей, находившихся на борту, спасли восьмерых.

Как это оценивают на Западе? Никак не оценивают. Неизбежные превратности войны. Ну, наверное, жаль, конечно, но… Виноватых тут нет и экипаж торпедоносца награду за подвиг получил заслуженно. А Красный Крест сверху мог быть маскировкой.

Санитарный транспорт «Белосток»
Санитарный транспорт «Белосток»
Фото: Общественное достояние

Санитарный транспорт «Белосток». Медперсонал 15 человек, человекоемкость — 200 раненых. Потоплен итальянскими торпедными катерами. В момент гибели на нем было до 1000 пассажиров, он едва мог идти. Потонул почти мгновенно. Итальянские воины открыли из пулеметов огонь по плавающим людям. Расстрелять всех они не успели — на стрельбу вышел другой такой же транспорт и по ним с палубы открыл огонь. Из винтовок и пулеметов. Отважные герои быстро убежали, их же тоже могли ранить. Из плавающих в воде на следующее судно подняли около 160 человек. Утонувшими в этом инциденте считают около 680 человек.

Пароход
Пароход «Ленин» у пирса
Фото: ru.wikipedia.org

Грузопассажирский пароход «Ленин» (бывший «Симбирск») эвакуировал из осажденной Одессы на Кавказ несколько тысяч семей одесситов. До Кавказа не дошел. Шел в середине колонны судов — и вдруг подорвался и затонул. Произошло это в 23 часа 33 минуты. Что это было — мина или торпеда, неизвестно до сих пор. Как неизвестно и количество погибших. Спасли несколько сот, а было там несколько тысяч гражданских. Женщин и детей — из эвакуируемых семей.

По результатам расследования трагедии почему-то расстреляли лоцмана. Якобы курс был проложен небрежно и пароход мог задеть самый край нашего минного заграждения. Хотя, кабы было так, подорвался бы пароход, шедший первым. Но он прошел без проблем, взорвался второй в колонне, шедший за ним. При Хрущеве лоцмана оправдали, посмертно. А настоящих виноватых так и не нашли.

Эмблема ВВС Германии Люфтваффе
Эмблема ВВС Германии Люфтваффе
Фото: ru.wikipedia.org

А уж сколько военных кораблей и транспорта потопило Люфтваффе при эвакуации Севастополя — тут огромный счет идет. Тысячи солдат, раненых и эвакуированных утонули, а немецкие летчики заработали кучу наград.

Но во много раз больше тех наград «люфты» заработали во время Таллинского перехода. Это когда советское командование вдруг осознало, что приказы «Ни шагу назад» и «Подготовка эвакуации — предательство» привели к тому, что в Таллине скопились многие тысячи советских граждан, бежавших от немцев, а немцы оказались уже возле Ленинграда, заминировав Финский залив. А наше мудрое командование, подготавливая переход, не решилось провести траление минных полей, установленных немцами и финнами, чтобы те «не догадались».

И корабли пошли. Транспорты, набитые эвакуированными под завязку, корабли Балтийского флота, госпитальные суда. Ночью по минам не походишь, суда шли днем. Немцы изрядно развлеклись, убивая тонущих. Сами подумайте — для юберменшей это же так увлекательно. Судно потонуло, в этом месте головы-головы-головы. А сверху Ю-87 пикируют. Кто-то из пулеметов и пушек по головам бил, кто-то мелкие бомбы в гущу тонущих кидал. Сколько там погибло, до сих пор известно только приблизительно.

Спасательное судно «Сатурн», лайнер «Вирония», ледокол «Кришьянис Вальдемарс», транспорты «Эверита», «Иван Папанин», «Балхаш», «Тобол»… — всего было потоплено 18 транспортов. Зенитной защиты у них не было никакой, палубы и трюмы забиты эвакуируемыми.

Ледокол «Кришьянис Вальдемарс»
Ледокол «Кришьянис Вальдемарс»
Фото: Общественное достояние

Это вам не военные корабли — попробуй через защиту зениток крейсера прорваться. Там и пулеметы были, и даже несколько легких зенитных пушечек стояли. Будешь пикировать — еще собьют. Вот все крейсеры, лидеры и большая часть эсминцев отлично дошли. А беззащитные транспорты по большей части пошли на дно. На минах и под бомбами. Со всеми пассажирами.

Официальные потери во время перехода оценены в 10−12 тысяч человек. А по разным оценкам историков, там погибло до 20 тысяч человек. А довезли около 12 тысяч. При этом никто и никогда не объявлял военными преступниками тех пилотов, что бомбили спасшихся с тонущих кораблей. Как никто не обвиняет в военных преступлениях тех «люфтов», которые бомбили и расстреливали в 1941—1942 годах забитые беженцами дороги. Ведь при бомбежке воинской колонны можно нарваться на зенитки, а беженцев тогда никто не прикрывал. Разве что случайно кто-то из зенитчиков в той толпе оказался.

Удивительно асимметричные обвинения реализуются в наше время западными историками.

Вильгельм Густлофф
Лайнер Вильгельм Густлофф
Фото: ru.wikipedia.org

Вот «Вильгельм Густлофф». Строился как пассажирский лайнер, но в 1939 году был передан Кригсмарине, превратился в плавучую казарму для учебного отряда подводников. Стоял в Кенигсберге. Когда Кенигсберг был окружен нашими войсками, было решено использовать его для эвакуации.

Мест на корабле было всего 1500, но туда загрузили около 1000 подводников — выпуск училища подводников, несколько сот военнослужащих женских вспомогательных частей, несколько сот раненых. Это уже превышает вместимость корабля, но в него были допущены еще и беженцы.

В 1945 году, по горячим следам, сами немцы насчитали около 5000 пассажиров, причем не менее 3000 из них были военными. Но прошло время, исчез Советский Союз — и количество детей на борту начало множиться. В наше время вполне официально на пароходе числят до 12.000 человек. И почти все они сегодня — штатские женщины и дети. Согласно мемуарам немецких свидетелей.

Боюсь, скоро счет немецких детей, убитых «злыми русскими» на мирном «Вильгельме Густлоффе», пойдет на десятки тысяч.

Группа немецких работниц и служащих во время круиза на борту пассажирского лайнера «Вильгельм Густлофф» организации «Сила через радость» (КДФ). Пропагандистское фото НСДАП, 1938 г.
Группа немецких работниц и служащих во время круиза на борту пассажирского лайнера «Вильгельм Густлофф» организации «Сила через радость» (КДФ). Пропагандистское фото НСДАП, 1938 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Хотя, казалось бы, какие могут быть счеты? Судно даже не было госпитальным, оно принадлежало Кригсмарине. В отличие от госпитальных судов «Армения», «Белосток» и многих прочих, судно не несло знака «Красного Креста». Законная цель для подводной лодки.

По моему мнению, тут причина в том, что не представители высшей расы топили русских варваров — теперь драпали именно они, «высшая раса», пытаясь вывезти из котла своих военных специалистов. Надеялись на ночь и на шторм. На то, что темнота и облака прикроют от советских ВВС, а сильная волна не даст русским подлодкам атаковать. Они ошиблись.

Гадкое ощущение вызывает резкое увеличение количества детей, якобы эвакуировавшихся. Когда судно штатно вмещало 1500 пассажиров, а на него было помещено до 2000 военнослужащих, вместить туда еще 8000 сплошь женщин и детей совершенно невозможно. Ну, там просто места в 10 раз меньше. Не влезут дети, раз туда почти 2000 одних военных втиснули. Но анафему русским за «Густлоффа» на Западе поют все громче.

Часовня в Ялте, посвященная погибшим на теплоходе
Часовня в Ялте, посвященная погибшим на теплоходе «Армения»
Фото: ru.wikipedia.org

Интересно, а те пилоты, что топили суда с «Красным Крестом» летом 1941-го на Балтике и в Черном море, они сейчас живы? Рассказывают ли своим правнукам, за какую именно доблесть они получили свои кресты?

Статья опубликована в выпуске 25.07.2019
Обновлено 3.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Miroslav Morozov Читатель 29 июля 2019 в 12:21 отредактирован 29 июля 2019 в 21:54 Сообщить модератору

    Автор сам не знат того, о чем пишет. При том, что вермахт совершил огромное количество военных преступлений, подобранные автором примеры крайне неудачны.
    1. "Армения" не был санитарным транспортом, не нес белой окраски, зато имел вооружение (3 зенитных пушки 45-мм, два пулемета). В момент потопления охранялся сторожевым катером, то есть по всем пунктам не подпадал под защиту Женевской конвенции. И кстати, обвиняя немцев в завышении числа жертв автор делает то же самое - на "Армении" было никак не 8, а около 5 тысяч человек, что само по себе и так немало.
    2. "Белосток". Потоплен немецкими, а не итальянскими торпедными катерами. Последнее транспортное судно (не путать с боевыми кораблями), уходившее из Севастополя в ночь на 19.6.1942 г. Также вооруженное, также под защитой тральщиков и сторожевых катеров. Торпедированно скрытой атакой, катера не наблюдались ни до, ни после атаки, с наших кораблей видели только фосфорицирующие следы торпед. Все, что касается пулеметного обстрела плававших в воде - чья-то выдумка еще с советских времен, в рапорте эскорта ничего такого даже близко нет. После атаки наш эскорт открыл огонь наугад в сторону, откуда пришли торпеды, тем все и закончилось.
    3. "Ленин" - погиб на нашем же минном поле у мыса Сарыч. Это автору не известно, что это было мина или торпеда, а военный трибунал Черноморского флота еще в 1941 г. приговорил к расстрелу военного лоцмана, отвечавшего за проводку. Офицер, правда, был не виноват, поскольку маяки, которые должны были работать так и остались не включенными и где ночью оказались суда никто не знал.
    Дальше читать статью не стал - не имело смысла. Обычная пропагандистская чушь от людей, много говорящих, что нужно знать и помнить историю, но ничего не знающих и не помнящих.