• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Матч-реванш. Что означает толерантность?

Говорят: кто предупрежден — тот вооружен. История — это предупреждение, поэтому существует столько разнообразных высказываний о том, как нехорошо, недопустимо забывать свое прошлое, так как это с любой стороны ведет к катастрофе.

Оборона Брестской крепости на реконструкции 2010 г. Фото: TRO Soyuz, по лицензии CC BY 2.0

Однако в последнее время все чаще раздаются призывы, что пора бы некоторые моменты из нашего прошлого забыть. Потому что помнить о них нетолерантно и неполиткорректно.

Перейти к предыдущей части статьи

Толерантность и политкорректность — вот два кнута, с помощью которых загоняют в рабство сегодня. Почти как в старом анекдоте про кота, которого учили есть горчицу. Оказалось, что нужно всего лишь намазать горчицей самые нежные части кошачьей тушки, и тогда кот совершенно «добровольно и с песнями» начинает эту горчицу вылизывать.

Сейчас говорят о том, что белорусы недостаточно толерантны и политкорректны. Белорусы, оказывается, все еще помнят о Второй мировой войне.

Советские партизаны в Белоруссии, 1943 г.
Советские партизаны в Белоруссии, 1943 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Маленькая историческая справка. В Беларуси было разрушено и разграблено 209 из 270 городов и районных центров, на 80−90% были разрушены Минск, Гомель, Витебск, также было уничтожено 9200 деревень. Уничтожались музеи и электростанции, вывозилось оборудование заводов, уничтожались машинно-тракторные станции, колхозное и совхозное имущество. Из Беларуси вывезли около 1700 произведений живописи и икон, рисунки, гравюры, музыкальные инструменты, музейную мебель и так далее. Исчез Крест Евфросиньи Полоцкой, созданный в 1161 году, исчезла даже коллекция слуцких поясов. Были уничтожены библиотеки, школы, академия наук, научные учреждения.

Изображение креста Евфросиньи Полоцкойиз издания «Белоруссия и Литва», 1889 г.
Изображение креста Евфросиньи Полоцкой из издания «Белоруссия и Литва», 1889 г.
Фото: ru.wikipedia.org

На принудительные работы в Германию было вывезено около 400 тыс. человек, при этом 24 тыс. из них составляли дети. На территории Беларуси за время оккупации было уничтожено от 2,5 до 3 млн. человек, то есть — каждый третий житель! Только евреев в Беларуси было уничтожено 715 тыс. Ужасающие цифры…

В Минском гетто было около 100 тыс. евреев. Выживших можно пересчитать по пальцам. Одна женщина, выжившая в гетто, трепетно сохранила воспоминание о своей матери, которая в этом гетто погибла. У каждого из нас есть уголок в сердце, где мы бережно храним воспоминание о матери: теплоту рук, поцелуй на ночь, «дай подую и все пройдет»… Эта женщина запомнила другое. Тогда она была маленькой девочкой, и в ее памяти осталась повешенная мать и длинная черная прядь волос, растрепываемая ветром. Все, что оставили ей доблестные солдаты вермахта.

Колонна советских военнопленных и разбитый автомобиль ГАЗ-4 на улицах Минска, 2 июля 1941 г.
Колонна советских военнопленных и разбитый автомобиль ГАЗ-4 на улицах Минска, 2 июля 1941 г.
Фото: ru.wikipedia.org

И нам предлагают забыть. Ладно бы материальные убытки, но — кровь каждого третьего…

А почему так нужно забыть? Почему помнить — это нетолерантно и неполиткорректно?

Хатынь… Как старательно в наше время забывают про Хатынь! А ведь это — символ Беларуси времен Второй мировой войны. Более того, это символ горя всех родителей, потерявших детей в военной мясорубке. В любой войне, начиная от пещер и заканчивая нынешними «локальными конфликтами». Ведь это ненормально, когда родители хоронят своих детей. В нормальном мире родители стоят между ребенком и Смертью, именно поэтому дети так жаждут родительской любви — это залог их безопасности, их благополучия, их выживания. Но война переворачивает все с ног на голову, и вот уже дети умирают, чтобы родители могли жить, дети из своих тел выстраивают бастионы между родителями и Смертью, между другими детьми и Смертью. И это — неправильно.

Ванда Яскевич — одна из 149 сожжённых жителей Хатыни
Ванда Яскевич — одна из 149 сожжённых жителей Хатыни
Фото: ru.wikipedia.org

И не нужно спорить, кто именно сжег Хатынь и другие деревни, кто именно — пофамильно! — загонял в сараи живых людей и подносил факел. Были они чистокровными арийцами или полукровками, а может, ни теми и не другими. Более важно другое: все те, кто это делал, несмотря на фамилии и национальности, принадлежали армии вермахта, гордой армии вермахта, безупречной армии третьего рейха — Германии. Они все носили немецкую форму и служили Германии так, как Германия этого требовала. Именно поэтому считается неполиткорректным помнить про Хатынь.

Хотя что же тут неполиткорректного? Если воспоминание про Хатынь является неполиткорректным, то это означает, что Германия нынешняя является политическим и идеологическим преемником Германии прошлой, той самой, что посылала своих солдат — вне зависимости от национальной принадлежности! — сжигать живых людей.

Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс «Хатынь», скульптура «Непокорённый человек»
Фото: ru.wikipedia.org

Либо Германия прошлая и Германия нынешняя — совершенно разные Германии, и тогда память о Хатыни не просто политкорректна, но необходима как исторический урок, чтобы не было повторения, чтобы больше не было ни одной такой Хатыни, чтобы людей не сжигали заживо — по любой причине!

Либо Германия прошлая и Германия нынешняя — одна и та же Германия, продолжающаяся беспрерывно из дальней дали истории по сегодняшний день, наследница тех, сжигавших… И тогда да, напоминать о Хатыни неполиткорректно, тем более что подобные воспоминания могут оказаться предупреждением. Или не так?

Сейчас говорят, что не стоит возить детей на экскурсию в Хатынь — это производит на них тяжелое впечатление, может явиться причиной психологической травмы. Но при этом почему-то детей не думают ограждать от книг Стивена Кинга — короля ужасов, и там кровь льется ведрами по полу, а по страницам стадами бегают зомби и вампиры, занимаясь массовыми убийствами.

Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс «Хатынь», кладбище деревень
Фото: ru.wikipedia.org

Не слышно особо громких призывов охранять детей от Гарри Поттера, а ведь там речь идет о том, что на обычного подростка охотится Страшный Плохиш, ужасный могущественный злой волшебник, и мальчику из тома в том едва удается избежать смерти.

Но очевидно, ни Стивен Кинг, ни Гарри Поттер, ни множество другой подобной литературы, фильмов, игр и так далее не могут быть причиной детской психологической травмы, а вот Хатынь — она может. Видимо, все дело в том, что кровь у Стивена Кинга и остальных не является настоящей, она превращается в воду в полночь, как карета Золушки — в тыкву.

А вот кровь Хатыни не исчезает ни в полночь, ни в полдень, ни даже в полнолуние, и всегда остается тем, чем и была с самого начала — кровью невинных людей, убитых садистами.

Почему считается политкорректным помнить про Катынский расстрел, но крайне неприличным и неполиткорректным — помнить про сожженные белорусские деревни?

Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс «Хатынь», вечный огонь
Фото: ru.wikipedia.org

186 деревень, включая Хатынь, было сожжено вместе с жителями, которые, между прочим, не являлись ни военнослужащими, ни даже военнопленными — как в случае с Катынью, а просто — мирным населением, которое волею судьбы оказалось на оккупированной территории.

И сколько бы ни говорили о партизанах, чье присутствие явилось причиной хатынской трагедии, эти разговоры никак не могут отменить того факта, что из 149 сожженных жителей Хатыни было 75 детей. Детей, понимаете? И эти дети горели заживо! Они кричали, звали маму, сходили с ума от нечеловеческой боли и страдания, а помощи не было, потому что мама горела рядом… О каких партизанах можно говорить, когда заживо сжигают детей?

Так откуда же подобные двойные стандарты? Или кровь невинно расстрелянных под Катынью польских военнопленных чем-то лучше, чем кровь невинно сожженных в Хатыни и других белорусских деревнях мирных жителей? Катынская кровь более кровавая, и о ней ни в коем случае нельзя забыть, но колодцы, набитые грудными детьми в белорусских селах, должны быть забыты, ведь такое воспоминание — неполиткорректно, а еще оно ведет к отсутствию толерантности, что является в современном мире особенно неприличным.

Мемориальный комплекс «Хатынь» , Республика Беларусь
Мемориальный комплекс «Хатынь», Республика Беларусь
Фото: Acca1983, по лицензии CC BY-SA 3.0

Столыпин сказал: «Народ, не знающий своей истории — это навоз, на котором произрастают другие народы». Возможно, нам просто и без затей предлагают стать таким навозом, удобрением, на котором другие народы смогут произрастать и процветать. Это уже было в нашей истории, но если раньше подобное достигалось исключительно силовыми методами, то сейчас нам предлагают превратиться в исторический навоз совершенно самостоятельно, так как после Второй мировой войны излишнее силовое давление стало несколько неприличным. И мы должны стать навозом, соблюдая все правила приличия: сначала лишившись памяти, а затем — и будущего.

Обратите внимание: немецкая армия пришла на наши земли, захватила их, объявила их частью Германии и начала устанавливать на них свой порядок — орднунг. Этот самый орднунг включал в себя наших мертвых детей. Нашим детям не было места в мечтах германского мира, разве что в качестве рабов, которые должны были обеспечивать достойные условия жизни германским детям. Все просто: германский мир — для германских детей.

Труба — все, что оставалось стоять на месте сгоревшего дома
Труба — все, что оставалось стоять на месте сгоревшего дома
Фото: Acca1983, по лицензии CC BY-SA 3.0

Сложно протестовать, ведь каждый мечтает о лучшем именно для своих детей, а чужие дети… о лучшем для них пусть мечтают их родители. Опять же, каждый старается для своих детей, а многие готовы пройти ради них и по головам, и по трупам чужих детей — все ради того, чтобы хорошо было своим детям.

Германия во Второй мировой войне отличилась тем, что трупов оказалось уж слишком много. В современном мире это считается неприличным, нельзя проявлять агрессию так открыто и откровенно.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 23.08.2019
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 23 августа 2019 в 05:46 отредактирован 23 августа 2019 в 05:51 Сообщить модератору

    Правда не всем приятна.
    Жду толерантной атаки политкорректности.
    Их может оскорбить уже хотя бы тот факт, что Хатынь жгли украинцы.
    Немец отдал приказ, немцы стояли в оцеплении, а убивала украинская полиция.
    А насчет катынского расстрела - Вы ошибаетесь, тут тоже свои правила.
    Положено свято верить, что именно русские в апреле 1940 года стреляли там поляков, связав им руки немецким шпагатом из немецких пистолетов патронами, произведенными весной 1941 (немцы замой1940/1941 изменили технологию производства патронов - и сами зарегистрировали находку в яме именно таких патронов)

    Оценка статьи: 5

    • Игорь, а вам известна правда? Или вы все же взяли ее из своих, российских источников, новой переписанной в очередной раз истории?
      И насколько она неодносторонняя, непредвзятая?

      Спорить о том, что пишут историки (а история ведь пишется, не иначе), доказывая кому-то "правду", по меньшей мере глупо. Вы ее не знаете. Как и я. Мы лишь можем, в силу своих разного рода принадлежностей, занимать ту или иную сторону этих "писателей". Рассуждать, допуская разные альтернативы.
      И уже тем более не стоит с умным видом рассуждать о цифрах. Не вы их выводили. Вам их дали, а вы их здесь приводите так, словно сами их подбивали.

      Заявлять, что "Хатынь жгли украинцы" - примерно как то, что немецкий народ желал уничтожить народ советский, не замечая разницы. Этот вульгаризм свойственен недалеким людям, не делающих различий между принадлежностью национальной и принадлежностью к сторонам, партиям и режимам.

      Еще вот такой непримечательный факт: мы ведь попросту уверены в той (про Хатынь и Холокост, в том числе), советской правде по простой причине, что выросли на ней. Возможности проверить подлинность тех трагических событий и цифры у нас никогда не было. Но мы верили всему, чему нас учили. И сегодня, закостенев в той правде, отказываться от нее, или как-то пересматривать, не готовы.
      Но ведь отказались же мы от дедушки полубога-теперь Дьвола Ленина?
      Красные у нас стали черными, а белые из черных воспарили прямиком на небеса.
      Сталина, отца народов и ныне кровавого тирана... хотя для кого-то и "отца народов". Но временами все же тирана (тут мы еще не решили - это как нас еще убедят).

      Мы до сих пор не можем разобраться в собственных "историях". В том числе, потому что они пишутся с известной долей политического вымысла.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 23 августа 2019 в 09:22 отредактирован 23 августа 2019 в 09:26 Сообщить модератору

        Игорь, Вы слишком широко задаете вопрос.
        Всю правду обо всем на земле и на небе я, разумеется, не знаю.
        Но про Хатынь я знаю, могу поделиться, если Вы не знаете.
        Хаты́нь (возможно, от белор. хата — дом) — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. В карательной операции участвовали «118-й шуцманшафт-батальон» и особый батальон СС «Дирлевангер»
        В 118 шуцманшафт-батальон вошли украинские националисты из распущенного Буковинского куреня, связанного с ОУН.
        А батальон "Дирлевангер" был просто зондеркомандой СС (под командованием Дирлевангера) (нем. SS-Sonderkommando Dirlewanger) — карательное подразделение СС под командованием Оскара Дирлевангера, комплектовалось из заключённых немецких тюрем, концлагерей и военных тюрем СС.

        Так вот - немцы оцепили, а украинцы грабили(и расстреливали), сгоняли к тому сараю(и расстреливали), а потом облив бензином подожгли тот сарай - и тоже расстреливали всех, кто сумел выбить горевшие ворота.

        Мне жаль, что с Вами так жутко обошлись, что Вы забыли, где белое, где черное и красное у Вас стало черным и обратно никак не перекрашивается.
        Вы бы попробовали, как некоторые другие люди, запутавшиеся в пропаганде, включить мозг и обдумать аргументы.
        Если в Катыни нашли полторы тысячи польских офицеров из заявленных поляками 22.000 - куда делись остальные 20.5 тысяч?
        Откуда вообще взялась цифра 22.000? -- Почитайте польские источники и Вы там найдете, что "кто-то" посчитал всех офицеров польской армии до войны, затем посчитал всех, кого он точно знал - убили, просуммировал всех тех, кто в Англии и кто у в польском корпусе.
        Недостача оказалась 22.000.
        Вариант - их убили на войне, а пан и не знал - не рассматривался. Раз пропали - значит убил Сталин.
        Кого-то из "убитых Сталиным" потом потом нашли. Но в историю сталинского преступления это не попало.
        Когда в 1943 немцы начали раскапывать могилы, они сами все фиксировали.
        И гильзы от Вальтер ППК производства 1941 года(новый стандарт) и бумажный шпагат, которым связывали руки перед расстрелом и многое другое.
        Достаточно только подумать - и многое становится понятным.
        В 90е в эту кашу влезли поляки. Я сам читал душераздирающее описание результатов раскопок безымянных могил, в которых, как они были абсолютно уверены - лежали поляки.
        Это было и в Катыни и в Медном.
        И в Катыни они поэтически описали трупы польских офицеров, покрытые нежной весенней березовой листвой.
        Идиоты.
        Когда в Смоленске береза лист дает? В мае? У нас - в конце мая-июне, но Смоленск южнее.
        А когда банные березовые веники вяжут? В мае-июне - тогда лист крепко держится. Сыпаться березовый лист начинает в июле-августе. Так когда - по результатам изысканий поляков расстреливали... тех, кого они нашли? Раз все в листьях - значит конец лета - осень.
        И ведь ни немцев ни поляков никто за язык не тянул. Сами публиковали итоги преступлений Сталина.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 августа 2019 в 10:02 отредактирован 23 августа 2019 в 10:07 Сообщить модератору

          Игорь Вадимов,

          1) я всего лишь про то, что вы принимаете на веру, рассуждаете о событиях и цифрах, к которым не имеете никакого отношении (были бы вы хотя бы профессиональным, неангажированным историком, имеющим доступ к анналам - хотя где взять неангажированных историков, а?-). Взятых из источников, данные которые корректируются, пересматриваются и переписываются. Но при этом с легкостью оперируете годами и даже месяцами, цифрами с точностью до тысячи и сотни и т.д.
          Вы, как другие, строите свои рассуждения и выводы на данной вам базе, о подлинности которой вы не знаете и знать не можете, но в которой почему-то не сомневаетесь-) А ведь вектор изначально может быть задан ложный и тогда все подобные умозаключения будут в прогрессии неверными.

          2) Листья на березе и смена времен года - не история. Дело в том, что история(и) пишутся, пересматриваются и переписываются заинтересованными сторонами, историками в зависимости от политического строя и государственных интересов. История и трактование исторических событий - штука политизированная и весьма лживая. Это не механика. (Я бы сказал, история - это изнасилованная проститутка: она и без того продажная, так ее еще и насилуют, всякий, кто приходит к власти).
          Насколько - мы можем наблюдать из нашей с вами ближайшей истории, когда миллионы собственных потерь утаивались, враг демонизировался, а собственные подвиги приукрашивались.

          Как-то я посмотрел часть российского фильма о Хатыне, "поделанного" в духе Киселева, где рассказывали о "карателях с Западной Украины" и "карателях в литовской форме". С кадрами совершенно других событий, что было ясно и не-историку. И в эту "правду в литовской форме" ведь многие россияне тоже поверили.

          3) "белорусская правда", на чьей территории находилась Хатынь несколько отличается от правды российской, и тем более отличалась от правды советской. Она заключается в том, что местные жители, во всяком случае большая их часть, партизан здесь боялись и не любили. А красноармейцев ненавидели.
          Для меня это тоже стало когда-то открытием, когда я сюда только переехал. Участники тех событий, доживавшие свой век в тех весках (деревнях) отзывались без всякого пиетета о первых и вторых (с некоторыми я говорил лично).
          Ибо "белорусская правда", Игорь Вадимов, это часто правда между молотом и наковальней: между Западом и Востоком, между фашистами и советами.
          Для расширения кругозора можете почитать еще о сожженных белорусских деревнях НКВДшниками. Их тоже было немало.

          • Игорь Ткачев, когда есть факты и им нечего противопоставить, некоторые честно сознаются в своем незнании, или даже - меняют точку зрения. Тем более, что факты те приводили сами гитлеровцы, а потом - польские исследователи той гитлеровской провокации... А не страшный Сталин со своими клевретами.
            Но некоторые -- переходят с фактов (которые есть и не в зуб ногой) на тех, кто эти факты привел.
            Удачи Вам в Вашей свободной и мизантропической жизни.
            Мне любопытно - как заявленная Вами ненависть белорусов к партизанам и красноармейцам соотносится с тем, что за помощь партизанам гитлеровцы сожгли почти 200 белорусских деревень вместе с жителями.

            А про сожженные НКВДшниками вместе с жителями деревни - это интересно.
            Это не из бюллетеня Геббельса про Хатынь? Источники Ваших знаний - где? Рассказали знакомые? Рассказали незнакомые?

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 августа 2019 в 11:14 отредактирован 23 августа 2019 в 11:16 Сообщить модератору

              Игорь Вадимов, нет никаких фактов. Есть интересы. И манипулирование сознанием граждан.
              В стране, которая лгала вам и мне много лет про многое, которая сегодня пишет историю про Крым и Донбасс, говорить про факты не стоит.
              Впрочем, нет фактов и по ту Сторону. Там история также пишется, с их "разведчиками" и не их "шпионами".

              Помогать партизанам многие белорусы были вынуждены. Иначе уже партизаны с ними обходились, как с пособниками врага. Любви к партизанам у многих белорусов особой не было.

              История - как кокетливая женщина. Она скрывает все свои правдивые недостатки, выставляя напоказ фальшивые прелести.

              • А-а-а, Игорь Ткачев, уже пошли в ход Крым и Донбасс...
                Значит и впрямь, как Вы и написали, нету у Вас никаких фактов, один треп.
                Ну попробуйте включить логику. Перечитайте все то, что я уже написал.
                Я брал информацию из немецких источников (правда - в переводе на русский язык).
                И из польских источников 90х годов - правда, тоже в переводе на русский.
                Про несчастных белорусов...
                Вот - честно - поверил бы.
                Кабы мой отец не был в теме.
                Его пацаном мама вывозила "в деревню" каждое лето, начиная с 1933 года кажется.
                И с 1937 по 1940 они ездили в деревню Коренево, в Белоруссии.
                А в 1941 году поехали к бабушке на Западную Украину - и остались живы.
                После войны им написал один из знакомых семьи, который до войны жил в той деревне.
                Деревню во время оккупации сожгли с жителями.
                Остались в живых двое из тех, кого в РККА призвали и 3-4 пацана, что в партизанах были.
                Деревню восстанавливать не стали.
                Меня туда папа возил в 70-е.
                Дескать - вот тут жил Н.Н,, он председателем был (холмик на месте сожженного дома)
                - а вот тут жил С.С., он пчел держал (холмик на месте сожженного дома)
                - а вот тут жила семья П.П., с их мальчиками мы играли и в озере купались (холмик на месте сожженного дома)
                ... и так далее...
                Удивительно. Вы в который раз прокалываетесь, рассказывая мне бредни.
                То Вы упорно рассказываете мне, что будто бы я всю информацию черпаю из телика и из газет и совершенно бесполезно Вам повторять, что газет я не читаю уже лет 30(ну... 25), а ТВ не смотрю почти вообще уже лет 10. Один раз Вы вроде бы прочли и сделали мне комплимент, будто бы я - уникум... А потом пошла та же ботва про мою телеинформацию.
                То рассказываете о сожженных НКВД деревнях...
                Кстати - я тут почитал, так только с людьми, вроде бы, немцы пожгли не 200 - а под 3000 деревень!!!!
                Ну, понятно, что каратели, что в основном - украинские шуц-полицаи, но и немцы тоже в стороне не остались. И жгли и пр...
                Ну как белорусы могли ненавидеть Красную Армию - когда она их от этого ужаса спасла?
                Хотя... АКовцы - могли.

                Оценка статьи: 5

                • Игорь Вадимов, что вызывает у вас столь бурное негодование (вы написали много, но уловить, что вас расстроило среди всего непросто)?

                  Что многие белорусы во время войны не любили партизан и красноармейцев?
                  Я их, конечно, не подсчитывал, но не забывайте, пож, что тогдашняя Белоруссия, как и Украина, или Литва, были тоже под советами. Многие зажиточные крестьяне были до этого раскулачены. И т.д.
                  А партизаны часто забирали у мирных жителей последнее. Отсюда была нелюбовь.
                  А то, что все мы одни браться, всегда были и всегда будем, - это из советского агитпрома.
                  Вы вот куда-то там на каникулы ездили, а я живу тут не первый десяток лет, и общался, как с прямыми свидетелями тех событий, так и их потомками.
                  Коренной белорус, особенно из наших краев (Западная Беларусь) - больше поляк или литовец, чем русский или совет. Здесь есть много тех, кто не любил ни партизан, ни НКВДШников.

                  Но все это, конечно, для русской камеры вам и сегодня не расскажут.
                  Есть нюансы, региональные и исторические, Игорь Вадимов. А не только ваши факты из вычитанных ваших источников.

                  Как - думайте.

                  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 23 августа 2019 в 13:30 отредактирован 23 августа 2019 в 13:30 Сообщить модератору

                    Я всегда стараюсь сначала думать, Игорь Ткачев, а уж потом отвечать.
                    Ключевые слова "западная Беларусь". Западэнцы, они, похоже, что на Украине, что в Белоруссии - одного поля ягода.
                    Ну а то Коренево, как и Хатынь - они восточно-Белорусские.
                    Потому там и партизаны были, а любви к панам... не было вообще.
                    Ну, а что Вы там житете второй десяток лет, т.е. с начала этого века - это да, это значит, что Вы белорусских западэнцев знаете намного лучше чем я, я знаю только украинских западэнцев.
                    А в Вашем рассказе меня, если не расстроило, то удивило/огорчило Ваше упорство в том, как Вы меня/оппонента упорно видите жертвой "советского агитпрома" и современных СМИ (и объясняй Вам, не объясняй - не помогает).

                    Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев, Я школьником летние каникулы проводил у бабушки на киевском Полесье. И меня, пионера,потом комсомольца тоже удивляло негативное отношение местных жителей к партизанам.При этом с теплом и уважением вспоминают Ковпака.Но они их и не называли партизанами,а ковпаковцами. А когда стал взрослее, вспоминая ньюансы рассказов, лишний раз убедился в уважении ковпаковцем к местным

            • Александр Кривошапка, с югу и востоку от Москвы отношение к партизанам было и есть неоднозначное. История там сложнее, чем в советских учебниках истории.
              То, что происходит в сегодняшней Украине не на ровном месте взялось. Тому есть исторические причины.

              Надо понимать, что в начале века в Белоруссии или Украине, как и в Прибалтике, многие были раскулачены советами. Кое-кто сослан и выслан. И некоторые ждали прихода Гитлера, не просто потому что они оказались предателями или трусами, а потому что их отцы и братья были расстреляны или высланы в Сибирь. А семьи потеряли имущество, многие свои язык и культуру.

              Я слышал от белорусских очевидцев, что партизаны часто отбирали последнее. А если подозревали в недостаточном сочувствии к их движению, то и расстреливали.

              • Игорь Ткачев, Через раскулачивание прошла моя семья по линии мамы.И чтобы избежать этапирования в Сибирь убежали с села и скитались,пока не остановились в Подмосковье. Хотя это и спасло их от голодомора. А бабушка еще и в гости к родственникам с детьми поехала в 33-м, не подозревая,что происходит на Украине.Но это уже другая история

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 августа 2019 в 08:20 отредактирован 23 августа 2019 в 08:22 Сообщить модератору

    Тот случай, когда женщине лучше варить кашу на кухне, иначе если она начинает рассуждать и писать трактаты обо всем на свете, у нее получается каша из слов, мыслей и женского стихийного возмущения.

    Кто предлагает забыть Хатынь и "как наших детей сжигали"? И причем здесь толерантность?

    Немцы, в отличие от многих, как раз помнят и до сих пор каются. Хотя немец - не значит фашист Второй мировой.
    Это "у нас" - пострадавших народов, можно многое болтать, в том числе писать такое, и нам ничего не будет. У них только упомяни имя Г.тлера, только допусти, что Холокоста не было, как тебе совсем "нетолерантно" и "неполиткорректно", напомнят что ты прямой потомок тех самых немцем и привлекут.

    "Сейчас говорят о том, что белорусы недостаточно толерантны и политкорректны" Кто говорит? Где?
    Если есть подобные заявления, стоит приводить источники "где говорят", "кто говорит" и "как говорит".
    Кто, где и когда обвинял белорусов в нетолерантности.

    Столыпин, Гарри Поттер, дети Хатыни...
    И апогей - противопоставление поляков под Катынью и детей в Хатыни. С немцами, которые пришли на нашу землю.
    На лицо неверно проведенные причинно следственные связи, отсутствие последовательности и целенаправленности возмущения без подкрепления хоть какими-то фактами.

  • Вернусь к заголовку. Что такое толерантность?
    Лично для меня это самое лживое слово, которое я знаю. Меня просто корёбит когда его слышу, хотя обозначает всего лишь терпение.
    Говоря "я/он/будь толерантен" автоматически подразумевается нетерпимость, непримиримость или даже ненависть к предмету этой самой толерантности ибо если человек действительно нормально, спокойно относится к чему-то, то терпеть это нет никакой необходимости. Это просто и гармонично вписывается в окружающее пространство. Никому даже в голову не придет сказать, что он толерантен к мороженому. Когда же в лексиконе появляется это слово, значит перед человеком то, что он не терпит, но вынужден себя сдерживать под маской внешней псевдо-цивилизованности. Поэтому это действительно лживое слово к которому лично я не толерантен.

    • Панталык Тимофеев, не вижу здесь противоречий. Толерантность не важна, когда не нужна (когда нечего терпеть, нет нелюбви, раздражения или страха перед кем-то или чем-то).
      Да, он вынужден себя сдерживать и быть в чем-то лицемерным и лживым. Это все же лучше, чем быть честным и искренним, и бить лицо.

      Хотя у толерантности есть другая проблема: в медицине толерантность означает "слабый иммунитет", плохую переносимость. В жизни часто похоже: часто здоровое и разумное заставляют терпеть нездоровое и глупое, потому что его становится все больше и больше. Например, быть толерантным к геям и гей-парадам или не замечать отличий между своим здоровым ребенком и ребенком с синдромом Дауна. И тогда уже страдает здоровая норма.
      Но в западном обществе, где важнее всего спокойствие социума, налоги и устойчивость существующей власти эта идея прижилась и уже абнорма становится нормой.
      А еще лучше, определиться с причинами своего страха и нетерпения и понять объект нетерпимости. Тогда и притворной толерантности меньше понадобится.

    • Панталык Тимофеев, иногда приходится терпеть, например, рёв младенца рядом в автобусе. Именно что терпеть, потому что реально неприятно, ничего гармоничного и спокойного там нет. При этом нет и ненависти ни к самому младенцу, ни к его родителям (сами все там были). Есть понимание, что никто не виноват, некое смирение с ситуацией и согласие потерпеть, раз уж так получилось. Для меня это толерантность.

  • Во-первых, если автор называет страну Беларусью, а не Белоруссией, то и жители должны именоваться беларусами, а не белоруссами.
    Во-вторых, Хатынь и другие деревни, поддерживавшие партизан, уничтожали не немцы, а отряд карателей (в основном, из Украины). Немец в том отряде был один, эсэсовец Оскар Дирлевангер. Об этом чётко написано у Алеся Адамовича («Каратели» и «Хатынская повесть»).
    В-третьих, все американские ужастики не идут в сравнение с фильмом «Иди и смотри» Э. Климова. Этот фильм вполне можно назвать самым жестоким фильмом всех времён и народов.
    В-четвёртых, толерантность – это терпимость, великое достижение, выстраданное Европой за две мировые войны. Она направлена на то, чтобы люди не передрались по всяким мелким поводам (вероисповедание, цвет кожи, сексуальные предпочтения и пр.), не копались бесконечно в прошлом, а мирно жили в настоящем, подчиняясь законам, общим для всех. Одним словом, «кто старое помянет, тому глаз вон»
    Впрочем, в-пятых, толерантность не исключает и продолжения только что сказанной пословицы, которую не все знают: «... а кто забудет, тому оба долой».

    • Марк Блау, при всем справедливо Вами написанном, хотел бы заметить, что Алесь Адамович с его "Хатыньской повестью" и "Иди и смотри" - художественные произведения. По-весть. Ху-до-жес-твен-ный фильм. Судить по ним о достоверности событий - все равно что изучать историю Государства Российского по "Тарасу Бульбе" Гоголя. Что, впрочем, многие и делают.

      • Игорь Ткачев, «Хатынская повесть» и «Каратели» - документальные повести. То есть художественного вымысла нет.

        • Марк Блау, повесть - это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ повествовательное произведение изначально. Схожее с романом, только меньшее по объему. Это даже не Алексеевич с ее журналисткой литературой.
          Алесь Адамович - белорусский советский писатель, а не хроникер и не документалист.

          Конечно, там не про зеленых человечков. Но все же это преимущественно художественное произведение с вымышленными или частично подлинными героями, в вымышленных, а не документальных, подлинных ситуациях.
          Причем произведение довольно патриотичное, как было свойственно тому времени. Где те же немцы, а не украинцы-западенцы жгут деревни.
          Много там "наворочено".

          Уж Вы-то меня не расстраивайте меня, пож. Объяснять Вам разницу между художественными произведениями и документальной историей...

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 августа 2019 в 23:36 отредактирован 23 августа 2019 в 23:38 Сообщить модератору

          Марк Блау, кстати, еще по художественному кино "Иди и смотри" что хотел бы непопулярно заметить.
          В фильме все немцы показаны как явные больные садисты. Однако, это художественное преувеличение, которое не совсем соответствует правде.

          Я какое-то время изучал немецкие материалы относящиеся ко Второй мировой войне. Как художественное кино, вроде нашумевшего "Unsere Muetter, unsere Vaeter", так и документалистику. Так вот, не все немцы были садистами, как они показаны в фильме. Не все на фронт попадали добровольно и не все были рады так зверствовать, как показано. Врач бы сказал, что налицо патология в поведении. Причем у всех сразу. Но так не бывает.
          Также, немцы действительно уважали Ordnung и обычно не вели себя столь разнузданно, как показано в фильме. Как правило, деревни не сжигались одна за одной, а их жителей всех убивали. Это было "нерационально" и вредно, с точки зрения фашистов. Прежде всего, немцы пытались установить в захваченных нас. пунктах свою власть и порядок, переманить на свою сторону местное население (воевали они в первую очередь с советами, а не с белорусскими крестьянами). А столь варварское поведение, еще и озлобляло местное население, среди которого все же нужно было установить свои власть и порядок, а не просто всех садистски истребить.

          Это непростая тема, тем более что оправданий фашистам здесь, конечно, быть не может. Но так как они изображены на протяжение всего фильма, мягко говоря, не совсем точно.
          Фильм патриотический, художественный, ставивший перед собой цель шокировать зрителя.

          • Золотые слова, Игорь Ткачев, просто - золотые слова!
            Также, немцы действительно уважали Ordnung и обычно не вели себя столь разнузданно, как показано в фильме. -- абсолютно точно! Про "обычно" - иначе остатки белорусов сразу бы в леса рванули, еще летом 1941го. А их допекли только в 1942-43...
            Как правило, деревни не сжигались одна за одной, а их жителей всех убивали. -- деревень в Белоруссии было значительно больше чем те 9200, что немцы попалили, так что за повсеместное правило это принять нельзя
            Это было "нерационально" и вредно, с точки зрения фашистов. -- именно, ибо недобитые белорусы уже в 1941 году устроили бы фрицам в Белоруссии веселую жизнь.
            Прежде всего, немцы пытались установить в захваченных нас. пунктах свою власть и порядок, переманить на свою сторону местное население (воевали они в первую очередь с советами, а не с белорусскими крестьянами). -- и это тоже правда! Кинооператоры немцев в 1941 очень любили снимать торжественную встречу "немцев-освободителей" крестьянами прежде порабощенными злыми большевиками.Вот только одна беда. Шла война. Немцам позарез нужно было продовольствие. Вот и пошел сбор провианта для нужд армии. Причем - не забудем, что собирали для юберменшей-сверхчеловеков у недочеловеков, каковыми с точки зрения немецкой науки были все славяне.
            А белорусские недочеловеки, видя результат заботы вермахта о том, дабы они выполняли военные законы - постепенно рванули в леса.
            И немцы потерпели-потерпели - и начали политику устрашения. Мол, одну деревеньку попалим - десяток деревенек рядом испугаются и начнут честно платить все что с них положено по законам военного времени.
            А вышло, (увы для немцев), не так - и начали свидетели политики устрашения уходить в леса. Сначала те люди, кого должны были отправить в Германию. Потом те, кто боялся, что его арестуют.
            А уже в 1943 поперли в леса целыми деревнями. а когда лес вокруг на несколько сот километров - невозможно набрать в тылу столько войска, чтобы его весь прочесать.
            Так что орднунг геноцид не отрицает. Он его только упорядочивает.
            Знаете, как до сих пор хранят в Освенциме - в одном складе тонны женских волос (из них тюфяки для подводников плели), в другом складе - горы очков, в третьем складе... - и так один за одним десятки складов. Полный орднунг.

            Оценка статьи: 5

  • Я прочла статью и комментарии и снова вернулась к статье. Что-то меня зацепило. Ах да, это даже не моменты из статьи, а рекламный блок. Все пишущие в ШЖ знают, что их вставляют как минимум два, и возможно, в разных регионах или даже точках мира эти блоки разные. Вот, что вижу я, живущая в Украине - скриншот прилагается.
    Это к вопросу о толерантности.