• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Почему ребенок спрашивает «почему...»?

Моему ребенку 3,5 года. Вот уже неделю он задает разные вопросы и переспрашивает по нескольку раз: «А это что?», «А почему так?». Спрашивает у меня, у папы до бесконечности. Уже десятки ответов получил на каждый из своих вопросов и все равно спрашивает… В садике задает их же, вызывая тем самым гнев у воспитателей. Как быть, уже не знаем…

В три года ребенок без конца задает вопросы. Он просит Вас назвать предмет или явление, поэтому не пугайте ребенка, пускаясь в длинные объяснения, отвечая, по существу, на другой вопрос: «А для чего это?» Если ребенок спрашивает Вас десяток раз: «Что это?», — указывая на лампу, можно десяток раз совершенно спокойно отвечать: «Это лампа». Этого будет совершенно достаточно для трехлетнего малыша. Не нужно говорить: «Это осветительный прибор, искусственный источник света, который испускается нагретой металлической спиралью при протекании через неё электрического тока».

Ребенок выстраивает свою картину мира, давая названия окружающим предметам, запоминая их и пробуя на вкус. Некоторые слова ребенку могут нравиться, тогда он будет произносить их следом за Вами или снова и снова задавать один и тот же вопрос, чтобы услышать, как это слово произносит взрослый.

Если в ответ на свой вопрос ребенок слышит всякий раз новый ответ, это удивляет малыша и привносит в его сознание некоторое сомнение в стабильности окружающего мира, побуждая снова и снова уточнять название предмета. Представьте, сначала вы говорите: «Это лампа!» В следующий раз: «Это осветительный прибор!», «Торшер», «Электроприбор» и т. д. Если такое общение доставляет удовольствие всем участником, то оно может перерасти в традиционное времяпрепровождение, несущего, помимо эмоционального развития, еще и расширение словарного запаса. Однако играть в такие игры ребенок с полной отдачей будет чуть позже, достигнув четырех-пяти лет.

Сотни «почему» в течение дня могут доводить вас до изнеможения. Однако не забывайте, что ребенок спрашивает потому, что ему нужен ответ. Он увеличивает запас своих знаний, чтобы понимать окружающий мир, и делает он это самым эффективным способом — при помощи слов. Вступление в возраст «почемучек» — четкий признак выхода на новый этап развития. Еще в два с половиной года ребенок, как правило, пытается найти ответ на любой вопрос при помощи совершения действия.

Под градом вопросов постарайтесь выстоять и не давать ответов типа: «Потому что это так». Если ответ есть, отвечайте по существу, но не слишком длинно и учено. Не вспоминайте все, что Вам известно о принципах передачи изображения на дальние расстояния. Вопрос ребенка может быть случаен: его заинтересовало, почему по телевизору «показывают тетю». Возможно, ответ может быть таким: «Потому что передача про нее». Этого будет достаточно.

Если вы не знаете ответа на вопрос, не бойтесь признаться в этом. Здесь можно ответить: «Это сложный и интересный вопрос. Я не знаю точного ответа. Давай спросим у папы…»

Иногда детские «почему» могут не предполагать ответа:

— Почему я Петя?
 — Потому что, когда ты родился, мы решили, что это имя тебе подходит.
 — А почему?
 — Потому что это хорошее имя. Хорошее имя — хорошему мальчику, — подумали мы.
 — А почему?

В подобных случаях «почему» становится уловкой для привлечения внимания, чтобы разговор не прекращался. Возможно, ребенок хочет, чтобы ему что-то рассказывали. Вы можете прервать цепь бессмысленных «почему», спросив: «Хочешь, я расскажу тебе про тебя, когда ты был совсем малышом?» Вполне возможно, воспитателей в садике раздражает именно эта составляющая вопросов мальчика. Тогда можно поэкспериментировать дома с переключением внимания мальчика. И предложить воспитателям готовый инструмент для общения с вашим малышом.

Иногда ребенок задает вопрос, на который нет и не может быть ответа, потому что вопрос составлен неверно. Например: «Почему эклер?» Лучше не говорить в таком случае, что вы не понимаете, о чем идет речь. Попробуйте представить, что мог хотеть спросить малыш. «Что такое эклер?»? Может быть, он хотел знать, из чего готовят эклеры, или почему они так называются? Или можно ли ему съесть пирожное? Можно попробовать уточнить вопрос: «Ты что-то хотел спросить про эклер?» «Ты знаешь, что такое эклер? Эклер — это пирожное…»

Возможно, в разговоре со взрослым ребенок получит ответ на свой вопрос, который не смог правильно сформулировать.

Статья опубликована в выпуске 7.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я когда была маленькой спросила у мамы почему на небе звезды. Теперь на мне отыгрываются сыновья. Старший задает концептуальные вопросы (по поводу своего имени, смерти, вчера вот битый час рассуждали с ним, как предметы становятся старыми).

    А с младшим с помощью ответов на его вопросы мы победили внезапно начавшееся заикание (после укуса клеща и походов по анализам и врачам). Он замкнулся в себе, перестал говорить вообще. Тогда мы берем пластмассовую игрушку (допустим, корову), он спрашивает - что это? Я гадаю - котик, рыбка и т.п. В итоге он говорит, что нет. И тогда спрашиваю я - а что это. И ребенок важно отвечает - корова. Теперь совсем почти не заикается.

    Оценка статьи: 5

    • Катерина Богданова,

      А с младшим с помощью ответов на его вопросы мы победили внезапно начавшееся заикание (после укуса клеща и походов по анализам и врачам).

      Совершенно с Вами согласна ,что желание родителей общаться со своими детьми способно творить чудеса.

  • По-моему это такой рокошный возраст - возраст почемучек. Меня не только это не утомляло, но даже не возьмусь сказать, кто там из нас больше познавал мир

    Оценка статьи: 5

  • Анна Бердникова,
    Если ребенок спрашивает Вас десяток раз: «Что это?», – указывая на лампу, можно десяток раз совершенно спокойно отвечать: «Это лампа». Этого будет совершенно достаточно для трехлетнего малыша. Не нужно говорить: «Это осветительный прибор, искусственный источник света, который испускается нагретой металлической спиралью при протекании через неё электрического тока».
    Ну, так, наверное, действительно не стоит, но называть похожие вещи по-разному тоже можно. "Лампочка", "люстра", "плафон", "фонарь" и далее по ситуации - тоже допустимые варианты. Ребёнок учится называть вещи своими именами и обогащает свой лексикон.
    "Машина", "автомобиль", "гонка", "драндулет", "колымага" (продолжите сами, только с объяснением различий) очень легко запоминается, здорово разнообразит речь ребёнка и делает её гораздо более живой и даже забавной.

  • >Почему ребенок спрашивает «почему...»?
    добавлю свою догадку - это переход от подражания к более осмысленному поведению, из которого , тем не менее, не изчезает до конца (к сожалению?) подражание

  • Анна, очень хорошая статья.

    Оценка статьи: 5

  • Ульяна Сергеева Читатель 7 сентября 2009 в 13:36 отредактирован 23 мая 2018 в 08:11 Сообщить модератору

    Ульяна Сергеева,
    А что если ребенку 2 года 5 месяцев? и он постоянно задает вопросы: где? зачем? для чего? когда? и началась это примерно года в полтора?