• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

Как выбирать книгу для ребенка-дошколенка?

Как только мой старший сын научился садиться, я отправилась к книжным лоткам — пришло время знакомить ребенка с литературой. Пускай даже детской и с картинками. Затею мой малыш воспринял с энтузиазмом — «вирши» в мамином исполнении слушал регулярно и с удовольствием. Поэтому мы купили еще одну книгу, и еще, и еще… Пока не поняли, что книжицы как будто бы разные, а вот картинки какие-то одинаковые. Словно созданы из одной основы-матрицы.

И подозрения были не напрасны, когда выяснилось, что персонажи, начертанные компьютером, действительно кочуют от книги к книге. Но нам еще повезло. А вот знакомые умудрились купить ребенку азбуку, где черным по белому были примерно такие строки: «Разбойник отравился и с горя утопился». Коротко и ясно.

Уразумев, что издательская индустрия шагнула далеко вперед со времен моего детства (а может, назад?), а книжные лотки завалены дешевым ширпотребом, я стала очень придирчиво относиться к выбору литературы своим детям. Переплачиваю за качество, но ничуть не жалею о потраченных деньгах. Делюсь наблюдениями.

От рождения

Как только малыш научится хватать предметы (четыре месяца), можно покупать ему книжки-развивалки — из клеенки для ванны, тряпичные с различными кармашками, пищалками, рельефными вставками. Кстати, такую книжку можно сделать и самому — если умеете управляться со швейной машинкой и обладаете энным количеством разных тряпочек. Эти книжицы развивают мелкую моторику, но читать их вы, конечно же, не будете.

В то же время, в продаже есть много картонных книжек с различными рельефными вставками (например, животик у щенка из меха), шариками, закладками и мелодиями. Однако внимание! В производстве музыкальных аксессуаров у нас прекрасно преуспел Китай, а эти производители ничуть не заботятся о шумовом сопровождении — от агрессивных синтетических мелодий малыш может попросту расплакаться.

1−3 года

Предупреждаю: не все дети любят читать в таком возрасте. Старшего сына мы познакомили с книжками месяцев в восемь, а вот младший предложения почитать яростно игнорировал, пытаясь изорвать картон в клочья. Тем не менее, первое знакомство с миром литературного слова должно происходить где-то в районе года. И в это время у ребенка появляется острейшее желание рвать бумагу. До книг он тоже доберется, уж можете мне поверить.

Но здесь наши производители не сплоховали — придумали книги с картонными листами. Они, конечно, тоже не вечны, и частенько сдаются под натиском малышневой тяги к познанию, но все же не так быстро, как просто бумага. Редко, но случается, эти книги даже передаются по наследству братьям-сестрам. Их и рекомендуем, однако с оговоркой — смотрите на рисунки и тексты. Беспроигрышный вариант — сочинения Владимира Сутеева, который и рисовал, и писал тексты. Благо, его сейчас стали издавать немало и довольно часто — с картонными страницами.

Малышам очень нравятся народные песни и потешки. Просто удивительно, как они затихают, слушая бессмертные «Ладушки». Даже если народные тексты кажутся вам примитивными, потешки придутся очень кстати. Особенно с рисунками Юрия Васнецова.

В этом возрасте можно купить детям книжки-игрушки: со страницами-паззлами, карманами, окошками. Например, издательства «Белфакс». Мы в свое время приобрели книгу, из страниц которой можно было сложить кольцевую железную дорогу, а по ней пускался маленький (сантиметра четыре) инерционный паровозик. Он в действии вот уже четыре года. Увы, такие книги недешевы, но вы не пожалеете о том, что купили их.

К концу второго года малышу можно предлагать книги с обыкновенными бумажными страницами. Стихотворения, потешки, короткие сказки — все, что малыш сможет запомнить и пересказать. Пока в связке «рисунок-текст», первый должен перевешивать в объеме.

3−6 лет

В этом возрасте малыш уже умеет слушать. Поэтому картинок становится все меньше (но они не должны исчезнуть!), а полезного текста — все больше. У малыша появляются первые энциклопедии, только правильные буквари (с правильными картинками). Тексты усложняются. Одни мои знакомые родители принимались даже читать своей дочке «Алису в стране чудес». Честно говоря, я в детстве эту книгу ненавидела и своим детям ее не читаю. А вот «Маленького принца» Экзюпери — очень даже. Со взрослыми комментариями, конечно.

И еще. На книжной полке у вас наверняка уже много детских книг. Пускай ребенок сам выбирает, что же ему почитать. Даже если вы не разделяете его вкусов. Дети — самые большие консерваторы. Они не устают от одной и той же книги. Прочитав одну-две страницы, вы можете предложить ему свое, более серьезное, произведение.

Так что удачного вам выбора и приятного чтения!

Статья опубликована в выпуске 18.09.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Благодатная тема. Мне тоже кажется, что если в доме есть книги, - они будут читаться. Обязательно.
    Про детей-консерваторов забавно.

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова, главное при этом не доводить все это до культа. Как знаете: в год буквы, в два - чтение. Мы, к сожалению, сейчас читаем меньше (взрослые). Сами понимаете: работа, детей у родителей забрать и т.п. Да и магазины наши как-то не радуют. Открыла для себя интернет-магазины, оттуда тягаю литературу.

      А консерваторы - чистая правда. Мой старший до сих пор выбирает для чтения примитив - один стишок на целую книгу. Благо, у нас появились "Вечерние сказки" - разные народов.

  • Вот услышал я про новое издание стихов Агнии Барто, где Таня с мячиком и прочие персонажи перерисованы с работ Варгаса, так называемых pin-up. И шокировало, и даже не до конца в это поверил. А потом в гостях у знакомой увидел у её детей эту самую книжку. Просто это самое дешёвое издание, на другие у них денег нет.
    А книжка Кеннета Грэма у нас издавалась несколько раз, но во всех изданиях картинки были такие, будто художник либо курил много травы, либо не расставался в процессе работы с кислотой. Во всяком случае, очень напоминает то, что рисовал мой приятель-кислотник во время "трипов". Да ещё подписи под картинками - то ещё самоуправство, не буду даже повторять эти выражения. С трогательно-изящным офрмлением английских изданий - совершенно ничего общего.
    Одно из ранних изданий Фрэнка Баума - герои одеты по моде 90-х годов. Таким образом облик Глинды, Озмы, Страшилы просто шокирует, а что вы скажете насчёт Джинджер с шмайсером через плечо и гранатами на поясе, а также элементами гербов пролетарских государств - зубчатым колесом и колосьями в качестве фона?

  • Катерина Богданова, "Дети – самые большие консерваторы. Они не устают от одной и той же книги." Для детей, при прочтении одного и того же текста, каждый раз открывается новый смысл, т.е. дети устанавливают семантические отношения каждый раз заново. А достигнув этапа, когда они знают текст наизусть, они закрепляют в сознании морфологию и синтаксис. эти процессы описанны в классическом труде Выготского Л.С. "Внутренняя речь и мышление" (1936) и многочисленных работах Жинкина Н.И. по внутренним механизмам речи.

  • Люба Мельник Бывший модератор 18 сентября 2009 в 10:18 отредактирован 18 сентября 2009 в 10:49 Сообщить модератору

    Алиса бы в варианте спектакля с Высоцким хорошо пошла)))
    Что касается старших - уровня 5-6 лет, то мой сын слушал даже "Белый отряд", хорошо шло.

    Оценка статьи: 5