• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Нужна ли дача здравомыслящему горожанину? Как олигарх покупает яхту за счет садоводов

Интеллигент приехал на дачу. Стоит в семейных трусах, пузо на солнышко выставил, кружечка пива в руке. Глядит на деревце, чешет затылок и обращается к жене, женщине крутого нрава:
 — Еленушка! А чего это у нас в этом году такие яблочки маленькие?
 — Да какие это яблочки, интилихент ты хренов! Это — вишня!

(Реальный случай из жизни семьи автора)

Предисловие…

 — Чем меньше имеешь, Миша, тем меньше нервничаешь! Реже плачешь! — дедушка, сильно за шестьдесят, стоял у ворот гаража, и я видел, что сухие глаза Николая Алексеевича увлажнились. Он пытался удержать рвущийся наружу поток слез, но старая закалка бойца не позволяла железам, ответственным за увлажнение очей, дать слабину. Я сразу понял, что у деда случилось нечто неординарное.

И вот, утро. Гаражный кооператив. Многие друг друга знают. Николай Алексеевич — давний участник объединения. Он сам захотел поделиться горькой информацией.

Оказалось, что вчера дед приехал с дачного участка. Итог: «какие-то уроды» спалили его баню. Основной дом вскрыли, своровали консервы, унесли почти новую блестящую стремянку, ложки, вилки, водопроводные краны и прочее. А баньку, что Николай Алексеевич с братом и его сыном некогда построили — сожгли. Видимо, разводили костер внутри. Доподлинно неизвестно.

В главном двухэтажном домике печка маленькая, а в бане — массивная, с камнями, да дровами уже нарубленными, сухими в пристройке для дров. Лютая зима нынче случилась, в 2010 год. Сорок лет таких снегопадов, по официальным данным, не регистрировалось. Очевидно, замерзли воры дачные в означенный лютый на холод год, и решили погреться, заночевать. Избрали участок Николая Алексеевича.

Вообще, садовое товарищество деда далеко от МКАД. Вроде бы есть сторож — ветхий дед, в покосившейся избушке чаевничает. Охраняет, якобы. Сам мужик родом из соседней деревни. Так он все три последние дня у себя в деревне ночевал, а не на посту в садовом товариществе. Что поделаешь — лютые морозы.

Прервал я горькие стенания Николая Алексеевича бытовым вопросом: «Много ли денег садоводы платят за охрану дач?». Поморщился старый человек сквозь всхлипывания: «Пенсионеры одни на участках копаются! Кто ж платить много будет? Пенсии, чай, после выплат за „коммуналку“ немного остается. Платим, но так — символически». Эх, вздыхает, вот и получилась символическая охрана…

Воры, что нарочно ли, али по недомыслию баньку уничтожили, душу старика, почитай, напалмом выжгли. «Чем меньше имеешь, Миша, тем меньше плачешь!» — вновь всхлипывает дед. Сколько Николай Алексеевич уже с этой дачей неприятностей да горестей хлебнул! И не первый раз его обворовывают, и добирается он до нее с пробками и приключениями, и урожай воровали. Я и говорю ему, включая логику:

 — Николай Алексеевич! Так на кой вам нужна эта дача, если столько слез из-за нее пролито? Продайте ее, и дело с концом! Отдохните!

Но вот тут как раз дед и преобразился, коршуном обозленным взглянул на меня:

 — Продать?! Да как можно?!

Что ж, давайте и мы вместе с дедом рассмотрим, стоит ли дача тех нервов, времени, денег, что тратит горожанин на ее содержание.

Окунемся в недавнее прошлое по шкале эпох. В советское время, когда продукты были в дефиците, дача подкармливала миллионы простых советских людей. Государство и выделяло населению земельные наделы, дабы не случалось голодных бунтов, чтобы люди от дыма и копоти городов отдыхали, легкие чистым еловым воздухом прокачивали да трудом занимались. И после — со свежими силами — в бой, за планы пятилеток! Добраться до дач горожанину тогда было делом плевым.

Какие там пробки? Машины (на ходу) мало у кого были! Проезд в электричках стоил копейки. Ту-ту-ту-ту на зеленом пригородном составе, и горожанин уже на своих шести сотках! На машине (если бензина добыл) би-би-би-би — и ты уже на природе!

Но нынче-то совсем иной коленкор! Имея дачу сегодня, здравомыслящий горожанин вступает на кровопролитную тропу войны с самим собой, с отсталой инфраструктурой, со своей родней, с органами государственной власти как на высшем уровне, так и районном, а еще ниже — с правлением товариществ.

Дачник помогает нефтяным олигархам покупать дополнительные футбольные клубы и яхты. Ему придется вступить в сражение с нарастающими атаками земноводных, как в книге Михаила Булгакова «Роковые яйца». Со стаями брошенных, голодных псов. Жизнь вынудит рвать голосовые связки в спорах с такими же дачниками и прочее. Рассмотрим подробнее боевые ряды войск, действующих против дачников.

1. Изнуряющие пробки

Помню, как я в июне месяце, в пятницу вечером, 3,5 часа выбирался только из столицы, и все, чего я достиг, так это того, что немного отъехал от МКАД. Вся дорога от квартиры до дачи заняла 5 часов, притом, что спидометр показывает расстояние «от двери до двери» в 34 км. 34 км я ехал 5 часов!

И сотни тысяч таких же «мазохистов» едут не быстрее меня. Нагрузив салон рассадой, собаками, кошками, тещами, рубероидом, ползут из мегаполиса дачники на машинах. В электричках людей набивается столько, что вагоны округляются и тяготеют к форме «колбаса на колесах», образно говоря. И тут тот же набор — лопаты, рассада, саженцы деревьев, биотуалеты и туалеты «а-ля» ведро.

В автобусах пригородного сообщения стекла трещат от количества выезжающих до дачных соток людей. Везде духота, пот. Залейся дезодорантом хоть с ног до головы, в подмышках, прысни в носки, пусти распыляющую струю в свои трусы и чужие, итог — один. Пот, вонь, духота, перегар. Люди падают в обмороки. Некоторые — умирают. Но с каждым выходным все повторяется.

Пока доедешь на машине, сожжешь море бензина, проорешься матом до легкой щекотки в горле. Напоешься песен, перекусишь бутербродами, перетолкуешь с кучей других водителей, таких же бедолаг. Даже узнаешь, как правильно выращивать гладиолусы и вишню, как грамотно рыть яму под туалет, как гуманно упокоить тещу в этой яме (головой вверх/вниз?) и еще кучу тонкостей.

К запахам. Придорожные кусты трассы за город обильно политы мочой. А что? Те, кто не за рулем, активно пьют пиво. Как же, пятница, впереди — выходные! А пробка — мертвая. Пиво имеет особенность быстро проситься наружу. Цикл «Внутрь — сквозь почки — хочу в кусты!». Так дачники превращают в отхожие места ландшафт, сорят, пыхтят в воздух бесчисленными сигаретами, а выхлопные трубы автомобилей чернят небо. Нервы водителей на пределе. Случаются драки, часто с разбитыми носами, за не уступленное место на дорожном полотне. К смрадному запаху сожженного в двигателях бензина прибавляется соленый вкус крови.

От духоты, жары, от отсутствия движения собаки в салонах машин сходят с ума, зрачки их глаз накачиваются кровью и четвероногие «друзья» впиваются клыками в горло своих хозяев… Ну, это я может и переборщил немного, но был недалеко от истины!

От пробок плохо всем, кроме топливных компаний. Вот глядите: вы маетесь в пробке, жжете и жжете топливо, вовсю пашет кондиционер. Снова нужен бензин прожорливому двигателю! И вы платите в кассу топливной компании.

А тем временем владелец этой компании в Англии, к примеру, покупает, почитай, на ваши же деньги очередной футбольный клуб или яхту размером с авианосец! А имея ваши деньги на авианосец и футбольный клуб, владелец топливной компании совсем перестает уважать других участников движения и может выехать на шикарном лимузине на «встречку», объезжая пробку. И будут вновь погибшие на тропе войны дачников с окружающим миром.

Садовод, разве оно того стоит?

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 13.05.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (93):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • дачники - это потерянные люди.
    мне в этом вопросе повезло больше,чем другим.
    у меня 2 дачи - одна в 20 минутах! ходьбы, другая -15 мин на машине (можно и пешком, полутора часов хватит)
    мои родичи все прутся на дачу. дачам уже не один год,так что урожай они приносят. расходов бешенных сейчас нет (дома построены,инвентарь давно закуплен), но отдачи НЕТ!
    но они туда прутся!!!

    им просто скучно! чтобы не сидеть в 4-х стенах в выходной день - они идут копать.
    так им кажется,жизнь НЕ зря проходит. жизнь в трудах праведных проходит.

    тупость полная! но переубедить невозможно!
    не хотят люди понимать,что эти труды никому не нужны.
    им ТАК проще.как и массе москвичей - баранов, которые внерабочее время не знают чем заполнить

    дибилоиды!

    Оценка статьи: 5

    • Мила Шварц, От дачи нет отдачи. Какая досада! "Потерянные люди", "бараны", "дибилоиды" "прутся" - какой набор нехороших слов. Так дискуссии не ведутся.
      "Тупость полная" скорее с Вашей стороны. Чем же Вы пробавляетесь во"внерабочее время"-то. Поделились бы с баранАми.

  • Михаил Берсенев, И у меня сейчас проблема - мама хочет дачу на меня переписать. А зачем она мне - крутой северный склон, домик 5 раз обносили, ехать далеко и всего 4 сотки? Если бы переехать туда на лето и чтоб соток 10 было и не косогор.... Короче - это все я и так сейчас имею. Так зачем мне еще и эта дача? А лучше соток 20 - поставить двухэтажный теплый домик с солнечным коллектором, купить мотоплуг или минитрактор (все в пределах досягаемости по деньгам).... А лопата и грабли - даже стыдно в 21 веке.

    Оценка статьи: 5

    • Лопата и грабли.

      Ю. Лях, Чтой-то Вы застыдились лопаты и граблей?. Я хотел бы лишить Вас этих инструментов и оставить наедине с мотоплугом,газонокосилкой и минитрактором. Вам,видать,ни к чему также пила,топор,молоток,отвёртка и всё такое подобное. "Нам электричество сделать всё сумеет!"

      • Сергей Дмитриев, немного не по теме - давно постарался максимально облегчить ручной труд - если пилить, то только электролобзиком/паркеткой/цепной_пилой, а металл - болгаркой, сверлить - сверлильной_машинкой(у нее 270об/мин)/дрелью/перфоратором, закручивать - аккум.шуруповертом, строгать - электрорубанком и т.д. А мотоплуга/триммера нет - просто участок сейчас очень маленький - не для огородных дел. Обратная сторона дела - сыновья не могут в ручном рубанке лезвие выставить .
        Общий подход к проблеме - надо расчитывать только на собственные силы (молодежь сейчас не помощник в огородном деле), а лопатой/косой - на требуемые объемы не выйдешь.
        Подсчитывали затраты на выращивание картофеля (в основном затраты на дорогу и перевоз урожая) - примерно столько же - купить осенью оптом с грузовика рядом с домом.
        Еще момент - пооставались домики с хорошими участками от (пра)бабушек/дедушек, где детство провели. Совсем отказаться - рука не поднимается - корни все-таки, в огородах кресты от предыдущего поколения стоят.

        Оценка статьи: 5

        • Я не против...

          Ю. Лях, ...всего мех. инструмента,что Вы перечисили. Спасибо за спокойный ответ.Но на огороде,на дачном участке без лопаты и граблей никак не обойтись. Мой приятель-садовод сделал ручной плоскорез. Резервы ручного инструмента не исчерпаны. Я уже тут выкладывал,что для бурения скважин под столбы по нужде и по случаю сделал шлямбурный бур и успешно прошёл довольно каменистый грунт на 0,5 м.(Ф30-60мм). Домашний объём работы часто оч мал и применять электроинструмент как-то даже неловко. Я с удовольствием использую и циркульную эл. пилу и возвратно-поступательную и,конечно,дрель. Увидел бы всё это мой дедушка!

  • Кто сказал что дача должна приносить выгоду? И зачем "корячится", если можно работать в своё удовольствие?

    Оценка статьи: 5

  • Жизненно! И написано бойко.

    Тоже считаю, что дачные овощи никак не оправдывают вложенного в них труда.

    Другое дело, если дачу использовать, как тут пишут, чтобы жить там все лето. Это хорошо, особенно если есть дети. Но не корячиться задом кверху из-за копеечной картошки, а посадить неприхотливые цветы и отдыхать.

    Оценка статьи: 5

    • К. Ю. Старохамская, есть и тут нюанс. В соседнем подъезде еще я школьником был жила семья, так все лето детишки с бабусями-дедусями - на даче, а родители - на службе. квартира - пустовала летом весь день, есно. И в один из пригожих деньков хату грабанули и вынесли все - антиквариат, ордена-медали, столовое серебро, облигации, денежка, импортный магнитофон и бритву и прочую всю дефицитную вещи. так дача косвенно обеднила несчастных

    • "...,враг труда."

      К. Ю. Старохамская, чтобы "посадить неприхотливые цветы",Вам придётся(о,ужас!)...наклониться. Уж так многие озабочены этим отдыхом,с шашлыками,пивком,что можно подумать, они работают на укладке или ремонте ж/д-путей. "...,а потехе час!" Надо работать "как раб на галёрах",как работал Л. Да-Винчи: прикорнёт на пол-часика на раскладушке у мольберта и снова за кисти,за карандаш.Праздность,"уверенность сытая" - вот что тАрмазит на подъёме уровня жизни. И не приводите сюда трудоголиков:они стараются побольше успеть и не всегда разбогатеть.

    • К. Ю. Старохамская, Кстати, в этом году на базаре предлагают, как никогда, много всякой декоративной всячины - всевозможные туи, елки, розы и другие цветы. Где там Ксения Печий - на ее же улице праздник!

      Оценка статьи: 5

  • Михаил Берсенев и уважаемые комментаторы!
    Я еще подожду малость, почитаю, что еще антиресного напишете, а потом уже и выскажу свою точку зрения.
    Пока же отвечу вот такой фотографией!
    Там дата видна, вчера фотографировал.
    Это дочка и самый младший внук. Ему скоро пять месяцев.
    Пока они ночуют в Житомире, но через пару дней переберутся на постоянное жительство. До осени!

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Берсенев,

    Дача дело такое… Наводит на мысли:
    ФИЛОСОФСКОЕ
    История деградации России: путь от имения к даче.
    Чтобы рыть землю, нужна злость. Чтобы копать грядки, нужна тоска и лопата.
    Жизнь дачника - это постоянная борьба. С соседскими детьми, которые считают его огород своим, и своими детьми, которые считают его чужим.

    ЧУВСТВО ОБЛЕГЧЕНИЯ
    ххх: ну ты прости нас, Рит
    ууу: за что?
    ххх: ну как же, я думал, тебе алёша сказал, на дачу твою без тебя зашли, разломали там всё по пьяни...чуть не сожгли
    ууу: что??
    ххх: блин, вот так получилось( мы не хотели, просто некуда было идти, мы вспомнили что у тебя там неподалеку дача, зашли, нажрались, пошло-поехало...
    ууу: ... у меня нет дачи, е*ланы!!

    НЕОЖИДАННОСТИ….
    на даче, на соседнем участке, хозяин держал кролика редкой породы, а у моей подруги жил спаниель, который все подбирался к клетке с кролем. Однажды приносит собачка в зубах этого соседского кролика, дохлого и грязного. Подружка, не желая конфликта, кое-как отмыла кроля и подбросила в клетку соседу - типа это не моя собачка натворила. Вечером сосед стучится. Бледный, глаза круглые. И говорит:
    - У меня вчера кролик сдох, я его за забором похоронил, а сегодня он снова в клетке лежит......

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, развеселили, особиво с кролем.
      А вот про то что соседский огород считается детворой своим - верно. Я ведь и сам мальцом на чуджие дачные участки с пацанами набеги делал. ловили, драли нам задницу крапивой мы орали и все одно шли туда опять же Вкуснее соседской клубники ничяго нет! а задница - заживет!

  • А есть ли и какова она - альтернатива?!

    Статья прекрасная! Все именно так - сложное и радостное рядом.
    У нас на даче, кроме пары десятков деревьев яблонь и вишень и кустов черной и красной смородины, доставшихся от прежних хозяев, - одна декоративная травка. На втором участке оборудовали корт для бадминтона, сбоку поставили стол для настольного тенниса, а чуть поодаль вкопали надувной бассейн. Кучками - многолетние цветы разных пород. И все! Никаких огородиков-цветничков, никакой картошки-лучка! Правда, нашим уже довольно пожилым родителям мы разрешаем вдоль ограды что-то посадить-полить для удовлетворения их (нашей!) советской ностальгии, следя за тем, чтобы они не слишком быстро наклонялись и выпрямлялись.
    Но в целом, конечно же, дача - это головная боль (такая же, кстати, как и автомобиль; вы, Михаил, в своей статье прекрасно описали эту автомобильно-транспортную проблему!).
    В следующей вашей статье, Михаил, мы ждем от вас советов о том, чем и как заменить дачные перипетии здравомыслящего горожанина. Боюсь, возможные альтернативы будут такими же, в целом, мягко говоря, беспокойными.

    • Сергей Попов, да мне кажется альтернатива-то какие-нибудь пансионаты на выходные дни, или выезды с домиками-дачами на колесах как на Западе. а чего? Сел, да поехал, там иплиточка, и топчан поспать и туалетик даже био бывает и главное - движимое имущество1

  • Михаил Берсенев, принимайте мою полную поддержку! Я уж неоднократно писал о бесполезности, в лучшем случае, дач для восполнения домашнего стола из-за низкого КПД, но народ часто не соглашается. Всё выискивают аргументы в защиту этого рабского труда.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, у нас в Беларуси, когда наступает весенне-летний посадочно-рассадочный сезон, народ как с глузду съезжает: все кидаются садить картошку, лук, огурцы и еще много чего. Надо - не надо - все равно надо! Корячится городской народ на своих дачах, или скорее, на деревенских участках своих родителей, попой кверху, вроде раба на галере. Садит бульбу, свеклу, огурцы. Потом все это окучивает, удобряет, опыляет, поливает. Собирает, закатывает в сотню банок или продает "за бесплатно" кому можно.
      Самое интересное, что не совсем бедный народ. Но традиция - в крови. Мучают и себя, и своих близких, с перспективой ядерной войны - чтобы до конца света хватило.
      Ну, а между делом на чем свет тот стоит костелят друг дружку, власти, погоду, землю.

      • Игорь Ткачев, Сам прошел через это (правда не совсем по своей воле, а больше по настоянию близких). Пока "на пальцах" не доказал несостоятельность этого подвижничества. Более 10 лет потратил.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 мая 2010 в 09:53 отредактирован 14 мая 2010 в 09:53 Сообщить модератору

          Валерий Сатокин, о-о-о! Близкие в этом деле на деле такие далекие! Особенно женщины усердствуют (я не сексист, просто моментами гендерист - не более).
          Мне хватило одного лета: земля сухая, таже куча удобрений, чтобы сРёкла не с горошину вышла, а помидУры дозрели, и не были сожраны к-н гусеницой, засуха, потоп, овощные воры... о-о-х-х...-(...
          Кожное лето наблюдаю соседку, милую и трудолюбивую женщину. Как инквизиторски она лопатой и сапкой пытает своего зятя. Как мучаетвсе лето себя, в интересной позе ползая по своим 4-6-8 соткам. Потом закатывает 100!!!!!!! банок всего этого чуда, 10-20, как правило, взлетают в воздух, остальными снова пытают зятя, дочь, внучат.
          Труд - колоссальный. Но, традиция. Зов предков, зуд в мозолистых руках, и все такое.
          Конечно, другое дело - когда огород способ выживания. Но, как правило, - это не правило.

          • Игорь Ткачев, Вы только представьте выражение лица Вашей милой соседки, случайно узнавшей, что весь её труд — бессмысленный. Увернуться успеете? Тогда хорошо.

            А вообще многим людям важно чувствовать себя занятыми. Им важно чувствовать свою принадлежность к определённой категории граждан, к определенному занятию. Дачник — это почти как национальность, или как половая принадлежность. Это не убирается и не изменяется никакими силами. Для дачника Ваш аргумент о том, что его труд малопроизводителен и неэффективен — слишком слаб. Производительность труда для дачника — параметр малозначительный. У него другие ценности. Для многих дача — это нескончаемый источник радости, предмет заботы, точка приложения своих сил. 6 соток — это его малая земля, которую дачник поливает потом, а иногда и кровью. Многим дача даёт ощущение жизни, помогает им чувствовать себя живыми.

            Есть другие люди, которых на грядку не загонишь, ибо они грядок боятся как смерти. Но и у этих людей есть тёщи... Иногда приходится заниматься непрофильным делом.

            Так что, зачем наступать на больную мозоль? Мало что ли здоровых?

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 мая 2010 в 11:12 отредактирован 14 мая 2010 в 11:13 Сообщить модератору

              Николай Лаврентьев, ну, труд, вообще-то, бессмысленным не бывает, как не бывает бессмысленным всякое физичекое или умственное напряжение. Хотя бы с философской т.з. Все несет определенную пользу и результат. Вопрос в том, а каков КПД соотносительно заданной цели? Ежели для бабушки огород - источник жизненной энергии, способ чувствовать свою человеческую значимость и занятость, а не обмельчавшее овощное золотое дно - это подход философский, и заслуживает аплодисменты. (Моя бабуля на своих огородах дотянула до 87, и поныне бодра и весела, как мартовский агути. Но она - не зелот огорода и грядки).
              Ежели же огород - поле битвы, на котором получают раны в виде люмбаго, ревматизма, гипертонии, и даже инфаркты, одержав на котором победу в схватке с огурцами и помидорами, народ хочет выиграть в материальном плане - это подход филафтический (дурацкий, идиотический), при всех заумных рустикальных сентенциях -)
              Эх, что может быть лучше работы на земле: посадить цветочки, лучок, пустить усом огурчик. Послушать соловья, приморить шашлычок, кемарнуть в шезлонге. -))) Но наш/ваш народ так ведь не могет, n'est pas? Народ наш на даче вкалывает, как раб на плантации (не отсель ли дачи стали фазендами зваться, - что на них негры пашут?).
              Знаю семьи, - правда в малоросский губерниях, недалече от Ровенщины, - что ранницей, до работы, часов в шесть "забегают" на плантацию из 20 соток, два часика орут, сапают, окучивают, затем мчатся на работу, а после, часов в 6 пополудни, снова мчатся на лан, где до первой звезды, снова орут, сапают и окучивают. И так каждый день-(
              Реюме: огород (грядки, поле, лан) и дача впридачу как промысел и способ обогащения - нонсенс. Как средство разумного сосуществования с природой, источник энергии, бодрости и радости - рацио.

              • Игорь Ткачев! Вот есть спорт. И есть физкультура. Большинство не видят между ними разницы. А между тем, разница огромная. Принципиальная. Спорт нацелен на результат. Физкультура — на получение удовольствия. «Спортсмен» человек или «физкультурник» — определяется его внутренним психическим устройством. Возможно, врождённым. Когда «спортсмен» и «физкультурник» становятся дачниками, то и цели, и внешний вид сада-огорода у них разные. И никакие наши рассуждения о пользе-вреде имения дачи не смогут сделать «спортсмена» «физкультурником», а «физкультурника» «спортсменом». Они так и будут реализовывать свои внутренние программы — программу получения результата и программу получения удовольствия. Разница лишь в том, что удовольствие «физкультурника» почти не зависит от результата, тогда как удовольствие «спортсмена» зависит от него почти полностью. А зависимость от результата — это, своего рода, психическая зависимость. Примерно как трудоголизм, признанный психиатрами психическим заболеванием.

                Я за физкультуру на даче! Хочешь — копай. Не хочешь — не копай. И помни дачную примету — огородник от лопаты недалеко падает.

                Оценка статьи: 5

                • Николай Лаврентьев, Вы повторяете мои мысли.
                  Мы то с Вами отличаем спорт от физкультуры. Я спортом на грядках точно заниматься пока не намерен. Как и Вы - уверен, что тоже. Ну, если, конечно, Ваши женщины Вас не припашут-) Тогда - и радикальный пересмотр житейской философии (Вы человек умный - Вам ничего не стоит-).

                  • Игорь Ткачев, разумные мысли не грех и повторить. А, кстати, с чего это мы так уверены, что мысли, которые мы "думаем" и высказываем - наши?
                    А "мои" женщины меня уже давно не припахивают. Не получается. А "радикальный пересмотр житейской философии", случившийся у меня уже довольно давно, по сей день остаётся недоступным женскому пониманию. Когда я строю что-нибудь такое, что по их мнению строить не следовало бы, они хоть и неохотно, но как-то соглашаеются. А вот когда я не строю то, что по их мнению обязательно надо было бы построить, тут у них крышу рвёт. Никак они меня не поймут. Непредсказуемый, - говорят. А я им говорю: "Жизнь коротка... Потерпите немножко".

                    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, извините, но порете чушь, совершенно очевидно не зная сути НАСТОЯЩЕЙ дачной работы!
      В прошлом году я уже писал об этом.
      И с авторучкой можно переработаться, и с... компьютером.

      Оценка статьи: 5

      • Н.И.Курдюмов...

        Олег Нефедов, к месту Вы напомнили о нём. НИК-кумир моего приятеля. С НИКом я состоял в переписке. Оч интересный энтузиаст,книги его порекомендовал бы почитать особо отъявленным скептикам "рабского труда на дачах".

        • Сергей Дмитриев, мы с ним тоже переписываемся. А сегодня бессонница бала, так перечитал одним махом уже не знаю в который раз "Умный сад и хитрый огород"!
          Талантливый парень, ничего не скажешь!
          А про нашу дачу он написал:
          "Здравствуйте, уважаемый Олег Михайлович!
          Если честно, я восторге от Вашей дачной жизни и работы. Захотелось приехать и побыть у вас самому.
          Сайт - чудо! А Нина - чудо чудесное. Привет ей!"

          Так и началась наша переписка.

          Оценка статьи: 5

          • НИК,...

            Олег Нефедов, ...он действительно восторженный,резонабельный,вдохновляющий энтузиаст! Увесистая альтернатива Берсеневу, Сатокину "и примкнувшим к ним" "тунеядцам и т.д.",нытикам,норовящим подвести "научную базу" под своё сибаритство. При случае передайте НИКу мой привет.

            • Я, автор статьи, главынй "тунеядец и нытик", по разумению господина Сергея Дмитриева, приветствую всех "тунеядцев" и "нытиков" по разумению г-на же Сергея Дмитриева, что вступили в мой тунеядский батальон им. Берсенева.
              Тунеядцы и нытики! Равняйсь! Смирна! Равнение на главного тунеядца! Шагом - марш!

              • Давно бы так!

                Михаил Берсенев, снять забрало,прекратить все эти умные разговорчики о КПД,пробках,травмах и дружно,побатальонно шагать на диваны под строевую песенку "Не хочу я этой дачи,Мама, я хочу домой!". Приложение: Анкой - пулемётчицей батальона Берсенева назначается ,Старохамская. Уперёд!.

            • Сергей Дмитриев, передам обязательно. На днях буду дополнять статью о прививках, так вот там нужен будет его совет, поскольку появилось некоторое недоразумение между его точкой зрения и мнением другого "профи" о котором я упоминал уже - А.И. Кузнецова.
              Интересно, что скажет, тем более, что НИК только что выпустил книжку про АИКа, о чем мне последний на днях сообщил!

              Оценка статьи: 5

      • Олег Нефедов, извините, ошибочка Ваша. О своих трудах дачных и сделанных выводах я писал в статье "Икра из тыквы. Кому нужны шесть соток дачных?" Популяризируемые Вами технологии сути дела не меняют. КПД дачных участков был, есть и будет низким! И другим быть не может! Вы, видимо, со мной не согласитесь. В своем отношении к "любимому дитяти" Вы, прошу прощения, схожи с народными целителями-врачевателями, который с жаром в глазах пропагандируют свои методы спасения человечества от всех болезней! Тут уж ничего не поделаешь. Хоть и ХХІ век на дворе.
        P. S. Знаете ли Вы, например, что на 80% обеспечивает высокую урожайность? Глубокое (до 0,5 м) рыхление междурядий, обеспечивающее приток кислорода воздуха к корням растений.

        Оценка статьи: 5

        • А слышали ли Вы, Валерий Сатокин, о таких ребятах Николай Иванович Курдюмов и Александр Иванович Кузнецов?
          Кстати, это мои друзья и учителя, хоть и помоложе меня будут.
          А Вам знакомы понятия ограническое земледение и микобиотехнология?
          Последняя вообще не предусматривает обработки почвы.
          Так вот огородом я не занимаюсь абсолютно.
          Все семь соток "обрабатывает" исключительно Нина безо всякой техники.
          Дети, которых у нас есть малость и внуки, которых тоже имеется немного, приезжают сюда, а летом живут исключительно ради кайфа и прочих прелестей жизни в саду.
          Что касается урожайности, то того, что имеем, вполне хватает на семью из 20 человек, кроме картофеля, который в небольших количествах прикупаем по дешевке у соседей.
          И еще.
          За 20 с лишним лет дачной жизни завезли (неправильно!) подарил ОДНУ телегу навоза Иван Казимирович - лесник, светлая ему память!
          А приток кислорода к корням обеспечивают...
          Впрочем! Пойду-ка я на улицу, приехали Юля с Валюнчиком и Наташа. Антон и Артем у нас ночевали.
          Так что в данный момент нас на даче семеро и Рыжий, т.е. восьмеро!
          Вот завтра будет побольше, поскольку будет отмечаться день рождения младшего сына!
          Соберемся вот за этим столом, где размещается примерно 18 человек, и еще один столик поставим для младших.

          Оценка статьи: 5

          • Олег Нефедов, все же гляжу на фото и говорю - ай да молодца!

            • Михаил Берсенев, так и не спорю, поскольку дача у нас для отдыха приспособлена! А то что есть сад, огород и всякая прочая малина, это уже издержки как раз для нас стариков, которым и делать то больше нечего!

              Оценка статьи: 5

              • Олег Нефедов, боюсь, после этого Вашего комментария Сергей Дмитриев уже не сможет ссылаться на Вас, как на своего союзника.

                Оценка статьи: 5

                • Не согласНен!

                  Валерий Сатокин, Отдых это не пивко с шашлыком в гамаке,а перемена занятий с умственных на физ. и наоборот. Вы оч косите под сибаритов. Это нам не надо!. Безделие,"беспробудное телевеселие" разлагает не только армию. А старикам надо успеть выработать отведённый ресурс не только на грядках дачи,но и в "других долгих делах",как-то: крапать мемуары,наставления для потомков, реализовать отложенные,запущенные мечтания юности,изобретать:ведь голова не стала работать хуже. Старики должны просто разрываться от открывшихся наконец возможностей реализвать себя! Я так считаЙ,ИМХО.

                  • Вот те раз!?

                    Сергей Дмитриев, "Вы оч косите под сибаритов... Вы оч косите под сибаритов" - это всё Ваши досужие домыслы. Ничего я такого не писал и уж тем более к такому не призывал. А физ. отдых и вкалывание на заплатках вещи разные. Вы или вскользь читали мои тексты, или просто не хотите понять о чем я. Вам нравится Ваш удел? Флаг Вам в руки!

                    Оценка статьи: 5

                    • Договоримся о терминах.

                      Валерий Сатокин, мне не нДравятся сами слова:корячиться,горбиться,вкалывать,заплатки и т.д.Они выдают отношение авторов к теме и читать уже хочется "по диагонали". Любые домыслы здесь - досужие и пропаганда чего-нибудь.

                  • Сергей Дмитриев, соглавен с
                    "... старикам надо успеть выработать отведённый ресурс не только на грядках дачи,но и в "других долгих делах",как-то: крапать мемуары,наставления для потомков, реализовать отложенные,запущенные мечтания юности,изобретать!"
                    И не согласен с
                    "...ведь голова не стала работать хуже..."
                    Стала, стала, еще и как стала работать хуже... Иногда вообще перестает работать.
                    Вот тут то дачные простые дела как раз и нужны - травку покосить, скляпать что-нибудь... Дровишек подколоть и подпилить, поскольку сегодня гости приезжают, а им как раз и нужен шашлычок и на травке поваляться...

                    Оценка статьи: 5

                    • "Простые дачные дела..."

                      Олег Нефедов, ...как раз и просветляют голову,улучшают её работу,налаживают "обратную связь",наводят на мысли "что-нибудь склЯпать"эдакое. Я в этом убеждаюсь каждый раз, как выхожу "на подворье". "Вот Вы не поверите",а я недавно замастырил абсалютно оригинальную ...трамбовку и не только.Не надо записываться в старики,пока "на ходу" и не пускать в душу "старческую нежность".

        • "Да бросьте Вы,Штирлиц!".

          Валерий Сатокин, КПД участков уже поднялся и будет возрастать.Участок,дача - прекрасный полигон для ЛИЧНОЙ мотивации действий(в отличие от оффисного и пр. послушания.) Выращивание деревьев,стрижка,прививки и пр. мансы дают истинное удовольствие миллионам любителей. Чем же ковырять междурядья на 0,5 м? Машиной для резки асфальта? Али как?

          • Сергей Дмитриев, это откель же у Вас такая информация про КПД? Выдаем желаемое за действительное? Междурядья не ковырять, а обрабатывать надо! Ясный перец, на малых сотках и агротехника малая. А про глубокое рыхление я узнал еще когда с прополкой совхозу помогали. Вот тогда я и поинтересовался у бригадира-огородника отчего у них урожайность существенно выше. Он мне и поведал о "секретах" большого земледелия. Мне сразу стала очевидной тщетность дилетантских дачных потуг.
            Какой бледной мне показалась хвалёная дачная урожайность картофеля 1 к 10. Как Вам результат 1 к 30 и выше? Причем безо всякого полива. И это я сам видел, когда в уборке принимал участие!

            Оценка статьи: 5

            • "И тут нам истопник открыл глаза..."

              Валерий Сатокин, ... на то,что в магазинах продают много всяких производительных "штучек",вкл.,мини-мото-плуги,СИСТЕМЫ(!) капельного орошения "и много других интересных вещей" вроде средств защиты,адресные удобрения и пр.,пр. "Обрабатывать надо!" на пол-метра(!?) глубиной это как и чем? "Методически,ржавым ломиком?" Сами пробовали или токА со слов бригадира? Белоручка ж Вы, Валера! На Ваши "дилетантские потуги" есть сотни,если не тысячи настоящих профессоров "дачных дел". "Я не суюсь в почётнейшие лики", но лет 15 успешно разводил на даче ККЧ(красн.калифорн.черви). Принимал в переработку сорняки и осеннюю листву от соседей. Продавал червей и гумус,менял его на мёд. А Вы тут разводите СКЕПСИСЫ.

              • Торопиться не надо!

                Сергей Дмитриев, не зная человека не стоит торопливо пытаться его оскорбить! Причем здесь хозтовары для дачников? Они-то и появились, когда народ ринулся за шестисоточным самообеспечением продовольствием. Я говорил об обработке настоящих больших огородов специальной техникой, которой нет в розничной продаже и которую нельзя применить в заплаточном хозяйстве.
                И потом. Уж раз Вам недосуг читать подробно статьи и комментарии, повторюсь здесь: более 10 лет я этим делом плотно занимался. С подробным анализом погодных, почвенных, агротехнических условий. С отслеживанием и применением передовых технологий. И урожаи снимал великолепные! И садово-огородные культуры у меня произростали всевозможные (иных более ни у кого в нашей местности не было). И соседи обзавидовались. Потом недоумевали: почему я всё это бросил в самом расцвете. А потому что окончательно убедился - КПД этой деятельности стремится к нулю. Сейчас с наслаждением занимаюсь любимой работой и всё необходимое спокойно покупаю. Часто у тех же дачномучеников.

                Оценка статьи: 5

                • Спасибо за подробности.

                  Валерий Сатокин, Полагаю,что Вы оскорбились белоручкой,но это по-дружески,с налётом иронии,не надо принимать близко. Я усматриваю разрывы в Вашей логической цепочке. Мы здесь "обкашливаем" именно 6-ти соточные участки,их производительность и эффективность в широком смысле. "Настоящие большие огороды" - это другая опера. Почему же КПД "стремится" к 0,когда "появились товары для дачников"? Если Вы раньше черпали в колодце воду ведром,а потом по лестнице с ним поднимались,чтоб заполнить напорный бак,а сегодня качаете воду туда погружным насосом,разве это не рост КПД? И по другим позициям та же картинка. Я вместе с Вашими соседями недоумеваю,почему Вы всё это бросили в самом расцвете" из-за каких-то,м.б., ошибочных представлений о мутациях КПД? Интересно бы узнать, что у Вас за работа такая,что доставляет наслаждение. Это большая редкость. За "дачномучеников" хочется сказать словами известного юмориста:"Тёщенька! Да не сифилитик я,а филателист!"

                  • Сергей Дмитриев, никакого логического разрыва нет. Я как раз и говорю (и в своей статье, и в комментраиях к статьм коллег), что каждый должен заниматься своим делом, а значит овощами - профессиональный огородник. А у нас почему-то считается, что, скажем, на токаря надо сначала учиться. а потом совершенствоваться в процессе, а садводством-огородничеством можно заниматься так, между делом. Чтоб убедиться в низком КПД "заплатки", достаточно ЧЕСТНО записать на листке бумаге дачнозатратную часть и сопоставить сумму с результатами в виде урожая.
                    Потому я и призываю: потраченное огромное количество времени на малоэффективные дачные труды - используйте для приложения сил в Вашей профессиональной деятельности. Вспомните классика: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник!"
                    P. S. По поводу Вашего интереса к моей работе - редактор эфира, начальник отдела продаж.
                    А дачные страдания я оставил еще в конце прошлого века.

                    Оценка статьи: 5

                    • Плен рацио...

                      Валерий Сатокин, Вы в плену рациональности. Но есть ещё и иррацио...,есть ещё, т.н.,хобби. Вы с удовольствием развешиваете бэджики: этот токарь,этот доктор,этот артист,этот поэт,этот инженер;шаг влево,шаг вправо - стрельба на поражение.Но челов. натура "ширше и глыбже", и примеров тому немеряно. Многие до конца жизни так и не определяют, на что они действительно были более способны,подходящи. На Ваших сапожников и пирожников есть "специалист,подобный флюсу,полнота которого односторонняя". Ваша версия,статьи и ответы по теме механистичны,математичны,запудрены рациональностью. И поделом многие Вам возражают и отстаивают свои человеческие порывы. И даже сугубо по КПД участков предметного разговора не получается.

                      • Сергей Дмитриев, а где Вы взяли этих "многих", которые "И поделом многие Вам возражают и отстаивают свои человеческие порывы."? Пропагандистское утверждение! Я еще раз пересмотрел комментарии по теме... Активно и категорично возражаете только Вы да Олег Нефедов. Так что похоже это Вы в плену своих заблуждений. К тому же, судя по всему Ваши рассуждения сугубо теоретические. Выберитесь из своих фантазий, вспомните как, когда и почему расплодились "шестисотки". Только без предвзятости. И без односторонней иронии. Касаемо специализации припомнился мне один факт периода студенчества. Попробую из него статью соорудить. За это Вам премного благодарен.
                        Сапожники и пирожники не мои, а И. А. Крылова. Дабы Вам долго не искать здесь предлагаю почитать.
                        читать дальше →

                        Оценка статьи: 5

                        • Валерий Сатокин, я таки да "... в плену своих заблуждений"!
                          Только то, о чем начал разговор Михаил и продолжаете говорить вы на ДАЧАМ ни малейшего отношения не имеет. Поскольку
                          ДАЧА - это место за городом, предназначенное исключительно для отдыха.
                          Сегодня мне лень мусолить эту тему, поскольку с самого
                          начался первый день семидесятого года моей жизни.
                          И к вечеру ожидается пара десятков гостей, которые приедут
                          к нам на ДАЧУ погудеть и побалдеть!
                          Так что Вы уж лучше поздравьте меня бедного и замученного дачника!
                          Сегодня ночью первым подравил Колян!

                          Оценка статьи: 5

                          • Олег Нефедов, сначала по делу: про дачи для отдыха я и не говорил. Всеми руками за!
                            И главное. Искренне поздравляю с юбилеем!
                            Примите солнечный привет
                            И пожеланье в этот праздник,
                            Чтобы седьмой десяток лет,
                            Вам подарил хоть каплю счастья!

                            Хотя мгновенье, хоть чуть-чуть!
                            Известна мудрость: счастья много
                            Быть не должно. Иначе грудь
                            Заполнит праздности тревога.

                            И ведь не зря присловье есть:
                            Наш путь, как зебра, как тельняшка,
                            Чтоб каждый мог всегда учесть –
                            Судьба, как кукла-неваляшка.

                            Мы падаем, и вновь встаем,
                            И закаляемся в паденьях,
                            И радость жизни познаем
                            В победах, а не в наслажденьях.

                            Пусть этот юбилейный день
                            Позволит позабыть о грусти,
                            Чтоб, несмотря бы ни на что,
                            В свое Вы верили искусство.

                            И в ум, и в руки, и в звезду,
                            И в исполнение желаний,
                            И в свою детскую мечту,
                            И в силу вновь добытых знаний!

                            Да будет так! Свершится всё,
                            Что только пожелается!
                            Ведь говорят, что в 70 лет
                            Жизнь только начинается!

                            Оценка статьи: 5

                        • Утешает...,

                          Валерий Сатокин, ...Что спор можно продолжить. Вы хватили лишку,заподозрив,что я не знаю чьи пирожники-сапожники,спасибо за инфу. Надеюсь, мне не надо сообщать чей ФЛЮС. Но это ещё куда ни шло. Вы так рьяно против 6-ти соток, что можно подумать, это Ваше озарение,идея и научные выкладки. А я утверждаю,что это чистой воды плагиат.(опять же с риском обидеть оппонента). Такие идеи,один к одному раскручивал ещё Н.С.Хрущёв. Зачем,дескать,колхозникам после работы "на больших колхозных огородах" корячиться ещё и на приусадебных участках? Но "народ" его не понял. Я просто не хочу копаться в "хронологической пыли" феномена 6-ти.соток. Примем как данность. Считайте,что я подписался на Вашу статью о специализации по студенческим впечатлениям.Обещаю возражения.

  • Михаил Берсенев, Статья то про дачи в Москве, а не про дачи вообще. Я до своей дачи, к счастью, могу добраться на велосипеде за полтора часа, через поля.
    Купили её всего год назад, но ни разу не пожалели. Свежий ветер, цветы, соловьи, лягушки квакают - красота.
    А небольшой физический труд по выходным - облагораживает.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 мая 2010 в 11:02 отредактирован 13 мая 2010 в 11:23 Сообщить модератору

    Михаил Берсенев, рад, что не школьное изложение, как здесь часто принято, выставили, а живой эмоциональный рассказ.

    Дедушка - философ, и прав - с банькой или без: меньше имеешь - лучше спишь. Все - по потребностям, а не для форсу ("потому что, так у всех", "движимое и недвижимое - преумножай!").

    Перестарались с "железами, которые увлажняют зрачок". Слезные железы увлажняют также и белок, все глазное яблоко и слизистую век впридачу. И потом, из лирической прозы получается проза медицинская, больничная.

    Хорошего дня!

  • Михаил Берсенев, браво! Читал с удовольствием. Как говорится, охота пуще неволи. Ваша статья полностью опровергает такое справедливое в остальных аспектах жизни утверждение: "Из всех возможных путей надо выбирать самый трудный: на нём вы не встретите конкурентов".

    Оценка статьи: 5

    • Николай Лаврентьев, прекрасно, что Вы отлично меня поняли. Скоро будет вообще так, что мы будем в очереди стоять сознательно за еще каким-нибудь всеобщим 2геммороем2 типа домика в деревне верст так за четыреста. Покой нам толька снится!

      • Михаил Берсенев, человеку свойственно … ЖИТЬ! И свойственно адаптироваться к любым условиям. Тем не менее, даже если что-либо в силу объективных причин отмирает, мы ещё долго цепко держимся за милые сердцу рудименты и не даём им умереть. Возможно, поэтому в России никакие быстрые перемены невозможны. Даже если вы завтра вдруг выиграете в лотерею пару миллионов долларов, то помидорную рассаду на подоконнике поливать не перестанете. Или перестанете? А?

        Оценка статьи: 5

  • Михаил Берсенев, дачу надо любить, тогда и поездки будут в радость. Я обожаю дачу и всегда с удовольствием туда езжу.

    • Разум Искусственный, сдается мне, что вы в плену иллюзий, что дачу именно обожаете. Это свойственно любому разуму.Я не верю, что можно обожать (подчеркиваю - не любить, а ОБОЖАТЬ) то, что в любом случае несет проблемы и требует тяжкого труда.

  • Олег Нефедов Олег Нефедов Дебютант 13 мая 2010 в 09:37 отредактирован 13 мая 2010 в 09:38 Сообщить модератору

    Михаил Берсенев, это то что Вы обещали про нас, бедных дачников написать?
    Ну-ну!
    Про себя могу точно сказать, что если бы семь лет назад не перебрался на постоянное житье на дачу, точно загнулся бы уже.
    А так чапаю еще и кайф ловлю время от времени.
    Например, как пару дней назад, когда восьмой внук приехал сюда и выкупался впервые на свежем воздухе в саду!

    Оценка статьи: 5

    • Олег Нефедов, карапуз - высший класс! Реально веселый пацан! а вот вы Олег своим комментарием сбиваете мою основную линию - что дача и кирдык в нынешние времена = синонимы

      • Олег Нефедов Олег Нефедов Дебютант 14 мая 2010 в 00:42 отредактирован 14 мая 2010 в 00:50 Сообщить модератору

        Михаил Берсенев, хохочу до слез!
        Дело в том, что "кирдык" - словечко, которое недавно употребил Артем - ему пять лет. Он сидел у соседки в ее домике и рассказывал ей, что когда бабушка умрет, то дача им достанется.
        Валя - соседка, ему говорит: "Да ты что, Артемка, чего же это бабушке умирать?"
        Отвечает: "Так нам же все равно все кирдык будет"
        Так что действительно дача и кирдык хорошо сочетаются
        На комментарии, как обещал, отвечу, а пока ловите еще фотку дачного работяги!

        Оценка статьи: 5

  • Фазенда.

    На дачу надо не ездить по пятницам,а жить всё лето,прикупая провиант поблизости. Вот тогда и будет здравый смысл владения ранчо. А пробочные ужастики - это к стратегам образа жизни. Триада "квартира,машина ,дача" дала трещину в середине из-за количества,перешёдшего в качество. За что боролись,на то и... Но многие кооперативы имеют надёжную охрану,не везде спустя рукава. Вааще, современную житуху нельзя бранить. Это давно,при Советах всё было хуже,а сейчас всё О,кей.

    • Сергей Дмитриев, что-то не вижу я что сейчас всё О,кей.

      Нас травят некачеств продуктами, водой, воздухом, взрывают, болезни появляются типа СПИДА и свиных гриппов, экономические кризизы долбят, беработица, бандитизм - преступность...
      Вы большой оптимист, Сергей. Это ваше право!

  • 5!

    Михаил, с удовольствием прочла все четыре части вашего анти-дачного эссе , очень понравились. Да, дачу рядовому москвичу ( и даже питерцу) нынче лучше не иметь - себе дороже. Но вот в городах среднего размера и в маленьких ситуация все же лучше. Исвои ягоды, овощи и фрукты лучше, чем магазинные, а на рынке у перекупщиков цены "кусаются". Дачу оправдано иметь, когда дети в семье еще не очень большие и охотно помогают все в работах, надо все же когда-то детей приучать к труду. Ну, и чтоб вся семья была согласна трудиться там, а иначе, конечно, нет смысла.

    • Гертруда Рыбакова, ну, вообще - то это не совсем антидачное эссе Я бы назвал это деликатным так сказать предупреждением, что владение землей нынче много хлопот приносит. Больше чем раньше. Насчет детей - реально их заставить трудиться над грядкой если только привязать к колушку, что вбить рядом с грядкой и не твердить что не отпустим, пока они грядку не перекопают. Во как гуманно получилась!

  • Задорный рассказ

  • Красочное описание, остаётся только посочувствовать москвичам. Как думаете, в Германии есть дачи? Не думайте - есть. Русские немцы, переехавшие туда из СССР, научили аборигенов этому делу. Участки такие же как у нас - соток 6-8. Ну что, поехали? Садимся в машину, километр до автобана, там плавный разгон до 140 и плавное торможение. 300 метров от автобана и мы на даче. 10 минут. Что такое эта дача? Это газон на котором стоит домик, купленный в прошлом году в магазине по дороге на эту самую дачу. Есть огород. На нём растёт (перечисляю по памяти, могу что-то упусть): картошка, огурцы, помидоры, лук, капуста - дальше не помню. Тут надо уточнить - размер огорода 2х3 метра. Что мы там делали? Ну сами понимаете, пили, пели и так далее. Кальян даже курили. Это без меня, правда. А почему у нас должно быть по другому?

    Оценка статьи: 5