• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Как развивать у ребенка абстрактное мышление?

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? «Толковый словарь русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова) утверждает, что в научном понятии абстракция — это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета. Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее благополучно справляются со своей задачей — символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее. Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть — манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха. В крайнем случае упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем — абсолютно жизнеспособные. Но они — как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, — на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма — это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда — пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков — за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка — это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк — это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение — тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом", но некоторые дети рождаются с абсолютным слухом...

  • София Варган, к развитию абстрактного мышления можно также отнести игры с кубиками и конструторами из простейших элементов. О пользе таких конструкторов вполне можно написать отдельную статью, как и о вреде современных тематических конструкторов типа Лего.

    Оценка статьи: 5

  • Светлана Зубова Читатель 10 января 2011 в 01:05 отредактирован 10 января 2011 в 01:06 Сообщить модератору
    Абстрактное мышление

    Автор смешивает понятия "ассоциативное мышление" и "абстрактное мышление". Умение абстрагировать - это умение выделять существенные свойства предмета, отвлекаясь от несущественных. Например, квадрат, вырезанный из цветной бумаги, имеет такие свойства, как длина сторон, цвет бумаги, из которой он вырезан, толщина этой бумаги и т.п. Все перечисленные свойства - несущественные для понятия "квадрат", а такие свойства, как равенство всех сторон, наличие именно четырех сторон и четырех вершин, равенство углов, являются важными, существенными для этого понятия. Принимая во внимание только их, отвлекаясь (абстрагируясь) от свойств первой группы, мы получаем абстрактное понятие "квадрат" и далее наше мышление оперирует именно таким абстрактным понятием. Научить ребенка умению абстрагировать, используя приведенные в статье задания, невозможно!!! Эти задания направлены на развитие воображение, которое оперирует ОБРАЗАМИ, а не понятиями! Образное и понятийное (абстрактное) мышление - это разные виды мышления! Не нужно вводить в заблуждение родителей. Хотя и игры, приведенные в статье полезны для общего развития ребенка. И все-таки, нужно называть вещи своими именами! Оценка - 3

    • "Образное и понятийное

      Светлана Зубова, (абстактное) мышление - это разные виды мышления."
      Не слишком ли сложные определения? В реале, ИМХО, всё сливается и переходит из одного в другое органично. Конечно, играть с детьми надо больше в резонабельном ключе и в удовольствие.
      Оценка 5.

      Оценка статьи: 5

      • Светлана Зубова Читатель 10 января 2011 в 12:04 отредактирован 10 января 2011 в 12:04 Сообщить модератору

        Сергей Дмитриев,
        Спасибо за комментарий. Но поскольку речь идет о серьезных вещах, и определение нужно дать строгое. Тем более, это не мое определение. А здесь идет подмена одного понятие другим: дается определение (такой же степени сложности и вдобавок не совсем точное) мыслительной операции кодирования (замена реального объекта символом). А задания - по развитию ассоциативного мышления. Я за то, чтобы каждое понятие называть своим, давно устоявшимся в науке термином: либо абстрактное мышление - и тогда определение, приведенное мною, либо что-либо еще. Не нужно вводить в заблуждение людей! А то они подумают, что формируется абстрактное мышление, а на самом деле, когда оно понадобится - а его-то и нет!

        • Светлана Зубова, а почему ваше определение лучше? Я ведь тоже то определение не сама придумала, и нашла отнюдь не на помойке, а в "Толковом словаре русского языка" под ред. Ушакова - о чем, кстати, в статье сказано.
          И скажите, с каких пор умение выстраивать ассоциативную цепочку перестало развивать абстрактное мышление? Ведь для того, чтобы возникла ассоциация, как раз и требуется выделить существенные свойства предметов, отвлекаясь от несущественных - в полном соответствии с вашим определением. Невозможно сказать, что облако похоже на корову, если учитывать ВСЕ свойства и качества коровы. И построение подобной ассоциативной цепочки предполагает не просто выделение существенных свойств предмета или явления, но - существенных в строго заданный момент. То есть, развивает абстрактное мышление в полной мере.
          Так что я никак не могу понять вашего недовольства.

  • Уважаемая Софья Варган! Мое определение не лучше, оно другое. Вы дали определение операции кодирования. И я не испытываю недовольство, а всего лишь дискомфорт от неточного описания психологического явления. Скажите, пожалуйста, что Вы понимаете под существенными признаками понятия? Извините, но у коровы и облака, похожего на него, есть только сходные признаки, которые ни для понятия "корова", ни для понятия "облако" не являются существенными. Ведь речь идет не о конкретных объектах, а об обобщенных понятиях! А что касается ассоциаций, то я придерживаюсь точки зрения психолога П.Я. Шеварева, изложенной им в очень серьезной монографии "Обобщенные ассоциации в обучении", которая, кстати, не противоречит приведенной Вами дефиниции, а только уточняет и развивает ее. Поэтому не могу с Вами согласиться по поводу "полной меры".

    • Светлана Зубова, еще раз повторяю, я дала определение из "Толкового словаря русского языка".
      Что же касается существенных и несущественных признаков, то фактически вы утверждаете, что у предмета или явления имеется один незыблемый набор существенных признаков, пригодный в любой момент. Я же говорю, что данных наборов несколько, и каждый из них является существенным в зависимости от обстоятельств. Например, квадрат - в одном случае будет существенна его форма, в другом - размеры, в третьем - цвет, и т.д.
      А вот насчет полной меры - вы правы. Я неудачно сформулировала мысль.

      • Светлана Зубова Читатель 10 января 2011 в 19:49 отредактирован 25 мая 2018 в 06:06 Сообщить модератору

        Уважаемая София Варган, Вы можете сколько угодно повторять это, суть от этого не изменится.Все-таки словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова - это, скорее всего, филологический труд, призванный разъяснять значения слов русского языка или пришедших в русский язык. Это - не психологический труд и не профессиональный словарь, в его функции не входит давать точные определения научным категориям. Кстати, я не нашла в названном словаре обсуждаемую дефиницию. Определения абстрактному мышлению там вообще нет, а одно из значений слова "абстракция" определяется примерно так же как и у приведенного мною. Не могли бы Вы дать ссылку на тот словарь, которым вы пользовались? В толковом словаре под ред. С.И. Ожегова, в энциклопедическом словаре, и некоторых других даются сходные определения абстракции, резко отличающиеся от приведенного Вами. Позволю себе заметить, что я не утверждаю то, что Вы мне приписали. Пожалуйста, внимательнее читайте мои заметки, если вступили в полемику, постарайтесь понять то, о чем я пишу. Все-таки отмечу, что понятие есть некоторое обобщение, имеющее ограниченный набор существенных характеристик, составляющий его содержание. Совсем другое дело - реальный объект, обладающий неограниченным набором признаков, каждый из которых существенный для данного конкретного объекта. Понятия (эмпирические) получаются таким образом: некоторое количество объектов отождествляются по некоторому признаку. При этом от бесконечного количества индивидуальных признаков абстрагируются. Смешивать реальные объекты и понятия, являющиеся обобщением этих объектов нельзя, как нельзя смешивать абстракции и их частные проявления.
        Благодарю за интересную дискуссию. Еще раз кстати, я занимаюсь проблемой формирования интеллектуальных умений детей предшкольного и младшего школьного возраста, если интересно, могу поделиться некоторыми наработками (как теоретическими, так и практическими) в этой области.

        • Светлана Зубова, "словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова - это, скорее всего, филологический труд, призванный разъяснять значения слов русского языка или пришедших в русский язык. Это - не психологический труд и не профессиональный словарь, в его функции не входит давать точные определения научным категориям" - прекрасно! Но ведь и я написала не психологический труд и не профессиональный словарь, и в мои задачи и функции не входило давать определения научным категориям Светлана, это - популярная статья, для очень широкой аудитории. И главное в ней - отнюдь не определение абстракции и т.д.
          Но вопрос не в этом. Я предлагаю вам перебраться или в приват, или в электронную почту - было бы любопытно обсудить с вами некоторые вопросы, особенно о конечном и бесконечном числе признаков предметов, явлений и т.д. Просто данное обсуждение уже выходит за рамки статьи, и довольно далеко. А что касается "детского" вопроса - тоже была бы рада обмену мнениями по различным пунктам.

          • Уважаемая София Варган, спасибо за отклик. Я с Вами согласна в том, что мы отошли далеко от темы статьи. И все-таки, хотелось бы напоследок отметить, что широкие массы- это хорошо, и статья полезная, о чем я и говорила в первом сообщении, но, думаю, будет правильно, если наука и широкая общественная мысль не будут противоречить друг другу. Адрес моей почты я послала Вам в сообщении. Еще раз спасибо за такое внимание моим мыслям.