• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Школа дошкольника. Каковы сегодняшние ориентиры жизни?

Разговор с сыном шести лет за уроками.
 — Мам, а зачем мы ходим в школу дошкольника?
 — Чтобы тебе было легче и интереснее учиться в первом классе.

Petr Malyshev, Shutterstock.com

 — Но у них неправильная математика, они даже умножение не делают, и считают на палочках, что тут интересного?
 — Ну, ты просто в математике немного всех обогнал, молодец. Зато теперь ты можешь помогать учителю, помогать другим ребятам. А вот писать тебе надо тренироваться самому, чтобы получалось красиво.
 — А зачем мне письменные буквы учить? У меня печатные нормальные.
 — Письменными писать быстрее. Взрослые пишут письменными. На других предметах тебе надо будет записывать то, что говорит учитель, ничего не пропустить, для этого важно тренировать почерк.

 — И в институте тоже?
 — Конечно.
 — То есть потом будет так интересно, что мне захочется записать все и не пропустить ничего?
 — Конечно. И интересное будет, и важное, и свои мысли и идеи будут такие важные, что их очень захочется записать и ничего не пропустить…
 — А учиться надо, чтобы была хорошая профессия, за которую хорошо платят, и чтобы хорошо жить, и чтобы с пользой, и чтобы мной гордились мои потомки, — выдает сын сумму идейных установок, рисуя крючки в прописи…

А я смотрю на него и уже сама не верю в прописные истины нашего детства.

Ориентиры

Я из того поколения, которое родилось еще в СССР, но взрослую жизнь начало уже в России. Поэтому у меня нет своего мнения о той стране, и этой темы я касаться не буду.

Я училась в сильной школе, закончила с медалью, бесплатно и легко поступила в вуз, и там успевала на стипендию… Типичный комплекс отличника. Все, что я делаю, я делаю с полной отдачей. А если не уверена, что смогу сделать что-то идеально, и нет времени или возможности восполнить недостаток знаний, опыта — не берусь за такое дело. Это помогало мне в карьере. В начале. Пока я не столкнулась с фразой «Таким мозгам место за границей».

Я не стремлюсь куда-то уехать. В конце концов, в школе нашего детства еще очень хорошо учили. В том числе любить Родину. То ли научили так качественно, то ли просто боюсь что-то радикально менять, но после раздумий над той злополучной фразой, после сравнения «там» и «тут», я решила, что мое место — в России, которая меня вырастила и воспитала.

Мы же должны стремиться сделать жизнь свою и своих близких лучше, правда?
Поступать по совести — это реализовывать себя, не причиняя вред другим, так?
Долги надо отдавать, а долг Родине — в развитии своих умений и талантов для ее процветания, да?

Смейтесь-смейтесь, это фраза без политического окраса, Родина — это земля предков, их честь и память о них… Итак, я решила, что, по моим ориентирам о Чести, Совести и Долге, — правильно остаться здесь.

На этом решении закончилась парадоксально и моя карьера в классическом понимании. Человек, которым можно заменить целый отдел, невыгоден компаниям. «Мы очень хотим, чтобы проект делала именно ты. Но в штат — нет, в штате нет единицы под тебя». Да бог с вами, уже перестала расстраиваться. Работа есть, как специалиста ценят. Социалки нет? Но я и не стремлюсь на больничные, а на пенсию, которую никогда не получу, все равно капает. Я прекрасно понимаю, что это не мне на пенсию, а на оплату нынешним старикам. А (не)здоровый оптимизм предательски твердит: не за чертой бедности же живем.

За чертой — это когда голодают. На грани — справедливое определение для жизни семьи из одного взрослого и одного ребенка в начале XXI века. Ныть нет ни времени, ни смысла, нытье ничего не меняет.

Примерка ориентиров

Иногда перелистаешь в голове все «правильные» идеи и приходишь в ужас — похоже на юродство. Получается, жить по ориентирам — это быть юродивым? Но позвольте, если жизнь по законам совести — безумство, то разумным будет жить бессовестно? Лицемерие получается.

Школа Дошкольника

После второго занятия в школе дошкольника мне звонок на сотовый. Не представившись:
 — Мы собираем по 300 рублей на ксерокс в школу, принесите в среду.

Я:
 — А с кем я говорю?
 — Это из школы. У вас ведь Саша ходит в ШД?
 — Да, но с кем я говорю?
 — Какая разница? Я училась в этой школе, теперь родительница из вашего класса, родительский комитет представляю. Вы деньги сдавать будете?
 — Нет!

Пауза.
 — Надо!
 — Кому?
 — Школе. Вы понимаете, что через год вам в первый класс?
 — Конечно.
 — Ну вот, привыкайте, уже начинается, привыкайте. 300 рублей принесите.

 — Нет, — настаиваю я.
 — Почему?
 — Я не знаю, будем ли мы учиться и дальше именно здесь. Это первое. 300 рублей — это 150 листов распечатки в соседнем ларьке, и я не знаю, что в таком количестве печатать за учебный год дошколенка, если мы сдали на учебники тысячу сверх основной квитанции. Это второе. Триста рублей с 30 человек это 9 тысяч, а ксерокс стоит от 2,5 до 5. Это третье. И четвертое — вы так и не представились, с какой стати я буду обсуждать финансы с анонимом?

Пауза. Настроение препоганое, решаю дожать собеседницу:
 — Не говорите никому, что вы учились в этой школе — это не делает ей чести.
После паузы:
 — Почему?
 — Вы не знаете даже этики общения по телефону.

Не то чтобы меня жаба задавила за эти 300 рублей. Точки над i хотелось сразу расставить. Ведь уже доподлинно известно, что условно бесплатное образование в этой дворовой школе на первоклашку обходится в 8000. И отмазки, что это для блага детей, — такое же лицемерие, как ориентиры морали в современном обществе. Ведь даже если сдать 3000 в месяц на английский для ребенка, все равно ни один гениальный учитель не научит иностранному 35 человек без деления на группы за два урока в неделю. Разве что методом гипноза. Это все галочки. Это все лицемерие.

Это как в садике — после сбора родительских кровных на ремонт аналогичная сумма списывается с официального счета садика, акты подозрительно не нужны, а у завсадиком появляется новенький внедорожник.

Все просто. Не бубните, не завидую я тем, кто научился барахтаться в этой лицемерной реальности и жить лучше большинства. Не завидую. Мне противно. Точнее, с каждым днем я все глубже в шоке и дезориентации — те ли ценности надо транслировать своим детям?

Статья опубликована в выпуске 16.11.2011

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарии улыбнули. Достойный ответ на критику.
    Еще раз спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Возвращаясь к статье... Почему вместо естественного поиска выгоды, сетуете на отсутствие справедливости?

    Оценка статьи: 5

    • Триш Аддамс Дебютант 16 ноября 2011 в 14:08 отредактирован 16 ноября 2011 в 19:30 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, а где здесь сетование? Да и про несправедливость ни слова... Слава Ангелу Хранителю, или его и.о. - я лично (если об этом речь) редко попадаю в ситуации несправедливости, и мало в них задерживаюсь.

      Речь об иллюзорных и настоящих ценностях. Об ориентирах, как точке отсчета. О лицемерии отчасти... О том, что воспеваем то, во что не верим. Или верим?

      Эта публикация - не утверждение, а призыв к рассуждению, с многоточием и вопросом в конце. Это мелкая провокация, если угодно Очень хочется понять, какие ценности важны на самом деле. Аудитория ШЖ очень интересна для дискуссий - потому что, во-первых, здесь думающие люди. А во-вторых, в виртуальном мире люди более откровенны, и говорят то, о чем молчат в офф-лайне по разным причинам и поводам.

      Вячеслав, что бы вы постарались воспитать в ребенке, если бы воспитывали его именно сейчас?

      Оценка статьи: 5

      • Триш Аддамс,.. (жаль, что не могу по имени к вам обратиться)

        Слово "воспитание" у меня ассоциируется с натаскиванием собак. Некоторые любители животных действительно "воспитывают" своих питомцев... Иногда получается.

        Людям же, на мой взгляд, лучше помогать друг другу в жизни состояться. На условиях временного неравенства: ребенок-взрослый, учитель-ученик, профи-молодой специалист..

        Именно временного. Потому что равноправие - залог успешного диалога. Помочь ребенку сориентироваться в мире (да и самому уточниться) - не воспитывать его. Прислушаться к нему, почувствовать его и суметь подняться (!!!) на его ступень - вот задача родителей. Тем более, что новый человек в этом мире не принадлежит целиком и полностью родителям. Новый человек - это новый мир... А это уже совсем другая история.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Старостин, в том то и дело, как вы точно подметили - Помочь ребенку сориентироваться в мире (да и самому уточниться) - уточняюсь как раз, как родитель, в настоящее время, пытаюсь откалибровать ориентиры. Потому и мысли такие затеяла обсудить. Чтобы помочь состояться в жизни этой маленькой личности, и иметь достаточные точки опоры для уверенности, развития, успеха. Спасибо за ответ!

          Оценка статьи: 5

  • Триш Аддамс, если хотели рассказать о школе дошкольника и о проблемах обучения дошколят, то и писали бы об этом. Вы зачем-то сюда вставили повествование о Ваших умственных способностях («Таким мозгам место за границей») и о том, что Вы такой патриот, а Вас на Родине не ценят. На мой взгляд, Вы ничего толком не сказали этой своей статьёй, никакой проблемы не раскрыли, а просто выплеснули накопившееся недовольство разными моментами своей жизни и всё.

    • Елена Реальная, спасибо за Ваше мнение!
      Только проблема шире обучения дошколят. Первоначальный заголовок "Жизнь - школа дошкольника. Ориентиры и Дезориентация". Жизнью я довольна, что Вы ) Как (не)здоровый оптимист и вообще позитивный персонаж )) И "не ценят" - немного не о том; ценят достаточно, чтобы работа планировалась на три месяца вперед. Все ок.

      ШД - это не обучение письму и счету. Это не ее задача, и она ее не решает. Задача ШД - адаптация ребенка в новом коллективе, новой для него системе правил и требований.

      В то же время, детство - это период адаптации к будущей взрослой жизни, к системе правил и требований, ценностей и ориентиров.

      А биографический пример (первое лицо может быть и художественным ходом, верно?) - он просто проводит эту параллель. ШД для малышей. Вся жизнь - для взрослых.

      Жванецкий сказал неплохо: "Писатель должен заставлять думать, держать читателя за голову. Если не держит за голову - держит за сердце. Если не держит за сердце - хватает ниже где попало". Извините, если я Вас "схватила где попало"

      Оценка статьи: 5

      • Триш Аддамс, ну, допустим, заголовок перефразировали и Вы хотели поговорить об ориентирах жизни современных дошкольников. А при чём тут тогда Ваш телефонный разговор с представителем родительского комитета, который занимает добрую треть статьи. Это и есть "художественный ход", о котором Вы пишите? Ну что ж, Вы - молодец! Преподали урок "этики общения по телефону" некультурной мамаше. Но всё равно не понятно: об ориентирах то где? Вот Вячеслав Старостин хорошо написал именно по заявленной Вами теме: "Помочь ребенку сориентироваться в мире (да и самому уточниться) - не воспитывать его. Прислушаться к нему, почувствовать его и суметь подняться (!!!) на его ступень - вот задача родителей. Тем более, что новый человек в этом мире не принадлежит целиком и полностью родителям. Новый человек - это новый мир." И Вы сами в диалоге с ним говорите много мыслей по существу. Вот об этом и надо было писать в статье с названием "Школа дошкольника. Каковы сегодняшние ориентиры жизни?". А эмоции... Их у нас у всех предостаточно и толку от обмусоливания этих эмоций, как правило, никакого не бывает. Это моё мнение, как читателя. А Вы, как писатель, в праве либо прислушиваться, либо пропускать мимо ушей мнения Ваших читателей. Устраивает Вас "хватать где попало" читателя - ну и славно! Удачи Вам на этом поприще!

  • Отличная статья, Триш Аддамс, и главное, в самую точку)))))!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Триш Аддамс,.. сумеете объяснить сыну, что жизнь - это бесконечный конфликт интересов? Будете воспитывать в нем мужские бойцовские качества?.. Или пусть "мякишем" по жизни катится?

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, воспитываю с самого начала как личность. Учу отличать добро от зла, и понимать, что это относительно. Отстаивать свою точку зрения (без лишних кулаков ), если в ней уверен, и слушать и слышать чужие. Ценить то, что имеет, и понимать, что хочет. Конфликты разрешаются по-разному; бойцовские качества физически оставляет для тренировок, а настрой - для каждого дня. "Мякишем" - это не в привычках нашей семьи ) Но и упрямое безоценочное отстаивание - не залог счастья. Ищем компромиссы

      Оценка статьи: 5

      • Ух, как здорово!.. Почти как по учебнику...

        Слишком много правильной категоричности. Не сыграет ли жизнь злую шутку с такой "правильностью"?

        Оценка статьи: 5

        • Триш Аддамс Дебютант 16 ноября 2011 в 13:39 отредактирован 16 ноября 2011 в 13:40 Сообщить модератору

          То, что закладывается родителями, скорректируется обществом, правильность и категоричность "пообтешутся".

          Знаете, как с растениями - хотим вырастить цветок - сажаем три семечка. Хотим получить именно красный цветок - сажаем четыре-пять семечек, хоть и из пакетика "Красные цветы".
          А с "правильностью" - все относительно. Моя родительская задача - не научить жить и действовать по какому-то шаблону, а научить думать, понимать и принимать решения. Будет точка стабильная отсчета - будет больше шансов на успех.

          Опять же - сугубо мое мнение, которое никому не навязываю.

          Оценка статьи: 5

  • Спасибо за правдивую статью.
    Сложное нынче время, да...
    Зато есть возможность выбрать Кем стать и Каким.
    И ради наших детей мы просто не можем растерять все принципы и моральные устои.
    Счастья Вам и Вашему сыночку

    Оценка статьи: 5

    • Виктория Кальнина, спасибо Вам! Мир не может бесконечно катиться вниз. Достигнув дна, можно оттолкнуться и выплыть - закон кризиса в менеджменте и психологии. Нравственный кризис идет синхронно с экономическим - так что все закономерно )) Пора всплывать!

      Оценка статьи: 5

  • Ищите справедливость?.. Называете "вещи своими именами"?.. Мир во всем мире?..

    Мм-да..

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, да, я в некотором смысле утопист )) Но как ни странно - совершенно счастливый утопист. Мир во всем мире! Ура! Я этого ОЧЕНЬ хочу. Правда.

      Оценка статьи: 5

      • Триш Аддамс, статья, в изложении, сделана коротко и ясно. Практически без лишней воды. Немного эмоций (но это допустимо), для живости
        Как большинство пользователей этого сайта, я тоже рос в СССР, где всем прививалась идея о равенстве и клеймился космополитизм. Равенство было основано на одинаковости всех людей. Но посколько все одинаковыми быть не могут - равентство скорее утопия или лозунг для борьбы. Космополитизм (в моем представлении приспособление к разным условиям) основанный на любви к Родине тоже пережиток. Вот о чем я задумываюсь в вопросе что дать своим детям на постсоветсоветском пространстве.

        • Алексей Винник, спасибо, без эмоций как-то нехудожественно получилось бы, и слабее дотянулось бы до сердец читателей ))
          Равенство, основанное на одинаковости - утопия того времени. Равенство возможностей - иллюзия и утопия сегодняшнего. Во второй части как раз о дезориентации - большинство как старых, так и новых пропагандируемых ценностей - иллюзорны и местами лживы. Главное - оставаться собой, иметь такую возможность, такое счастье и такую привилегию - оставаться собой ) Это сугубо мои выводы, которые и хочется обсуждать, слышать другие точки зрения, о которых пообщаться с вами - Настоящими Людьми!

          Оценка статьи: 5

  • Прекрасно написано! Очень здободневно и от души. Как я вас понимаю!

  • Татьяна, спасибо. У нее есть продолжение, читайте в ближайших выпусках. Логическая развязка и неожиданные выводы.

    Оценка статьи: 5