• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Как воспитать в ребенке личность?

Все мы хотим видеть в собственном ребенке личность, хотя объяснить, что это такое в двух словах крайне сложно. Конечно же, в психологии есть определение данному понятию, но нас, родителей, интересует не теория, а практика, поэтому остановимся на том, что личностные качества — это некий набор врожденных и приобретенных черт характера.

Jorg Hackemann Shutterstock.com

К врожденным качествам относится темперамент и природные способности, все остальное, то есть, умения, навыки, поведенческие реакции, способность сопротивляться обстоятельствам являются качествами приобретенными. Именно поэтому основную роль в вопросе о том, как воспитать в ребенке личность, психологи отводят семье.

В нашем понимании личность — это успешный человек, обладающий способностью быть лидером. Конечно, многое зависит от темперамента и, пытаясь развивать в ребенке несвойственные его темпераменту черты, можно получить результат, прямо противоположный желаемому. Быть лидером могут не все, но помочь ребенку реализовать данный природой потенциал обязан каждый родитель.

Как же воспитать в ребенке личность? На самых ранних стадиях развития ребенка важно выявить его наклонности. Ваш сын любит рисовать? Не стоит ругать его за испорченные обои, лучше купите все необходимое для художественного творчества и отведите малыша в художественную школу. Очень важно в воспитании личности позволить ребенку заниматься тем делом, которое ему нравится.

Это означает, что не следует заставлять малыша с творческими наклонностями серьезно заниматься спортом, а подростка, имеющего явные способности к изучению иностранных языков, отдавать в математический колледж. Вы спросите, что же плохого в том, чтобы развивать ребенка разносторонне? Чрезмерная нагрузка, внутреннее сопротивление, ощущение давления чреваты не только проблемами в подростковом возрасте, но и неуверенностью во взрослой жизни.

Важную роль в вопросе о том, как воспитать в ребенке личность, психологи отводят воспитанию ответственности. Научить ребенка быть ответственным за себя и других — задача непростая. Если ваш малыш просит завести животное, стоит не отказывать ему в этом, а использовать ситуацию в воспитательных целях. Научите ребенка ухаживать за животным.

Имея определенные обязанности, он почувствует ответственность за жизнь другого существа. Напоминая ребенку о его обязанностях, не пытайтесь самостоятельно делать то, что должен делать он. Этот метод хорош только в том случае, если идея завести животное исходит не от вас, а от ребенка.

Понятие «личность» включает в себя самоуважение, которое, в свою очередь, не бывает без уверенности в себе. Чтобы ваш ребенок мог себя уважать, чтобы он был уверен в своих силах, никогда не произносите фраз: «А тебя вообще никто не спрашивает» или «Что ты в этом можешь понимать?».

Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, если это сравнение явно не в его пользу. Кроме антипатии к Маше или Васе, которые все делают лучше, ваш ребенок ничего испытывать не будет.

Возможно, поначалу у него и возникнет желание быть послушнее или умнее соседского малыша, но при многократном сравнении, оно исчезнет. «Зачем стараться, если все равно я хуже?», — думает ваш малыш. Так появляются комплексы, и понижается самооценка. Объективная похвала — вот инструмент, который поможет воспитать в ребенке личность.

Важно научить сына или дочь общаться с другими детьми. Кому-то это дается легко, а кто-то из-за природной стеснительности очень трудно идет на контакт. Многие публичные люди признаются, что в детстве были стеснительными. Тем не менее, они достигли успеха. Как? Через публичные выступления на сцене.

Играйте с малышом в театр, устраивайте дома представления и концерты и помните: если в семье есть любовь и взаимопонимание, если от родителей исходит не навязывание своего мнения ребенку, а ведется диалог с ним, значит, условия для того, чтобы воспитать в ребенке личность, есть.

Статья опубликована в выпуске 1.08.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ребенок от рождения - личность. Можно попытаться развить а нем какие-то определенные качества, если они в принципе присутствуют. Лидерство там или музыкальный слух. Я одно знаю совершенно точно. Только тот, кого безусловно любят, принимают и уважают с самого начала, способен любить, ценить и уважать других. Именно это, на мой взгляд, и делает человека полноценной личностью.

    Оценка статьи: 3

  • "В нашем понимании личность – это успешный человек, обладающий способностью быть лидером."- довольно узкое представление о том,что значит быть личностью.Это у американцев подход :"Ты - чемпион". Быть лидером,и быть успешным - совершенно не означает быть личностью. Сыроватая статья.

    Оценка статьи: 3

  • Каждый родитель воспитывает из своего ребенка лидера?.. Сколько детей - столько и лидеров?.. Прямо с детского сада: никаких компромиссов - только лидер! Конкурентов - в клочья! С детства.

  • эту белиберду даже читать не стала. а вы без своих родителей тоже личностью не стали бы?

  • Личность в моем понимании, это когда я чувствую себя таковой, когда во мне отсутствуют комплексы неполноценности. Я свободно живу в обществе,полная жизни, во мне присутствуют раскованность, уверенность, уважение к себе и окружающим. Для этого с детства нужно уважать в ребенке человека.

  • Павел Мар Читатель 1 августа 2012 в 14:14 отредактирован 27 мая 2018 в 19:05 Сообщить модератору

    Сложная вырисовывается ситуация

  • Думаю, что Лев Толстой был личностью, а вот лидером он не был. Так что неувязочка получается. Среди творческих личностей вообще мало лидеров. Разве что Малевич. Это какими же качествами надо обладать, что бы впарить свой квадрат за нечто глобальное

  • Мы все личности, каждый со своим характером (определенным набором положительных и отрицательных черт). Другое дело самоактуализирующаяся личность, человек с высоким уровнем ответственности, который готов делать выбор и принимать его последствия.

    Оценка статьи: 5

  • Какой интересный силлогизм:
    В нашем понимании личность – это успешный человек, обладающий способностью быть лидером.....

    Быть лидером могут не все, но помочь ребенку реализовать данный природой потенциал обязан каждый родитель.


    Т.е. не все способны быть личностью.

    Автор, вы в каком мире живете?

    не следует заставлять малыша с творческими наклонностями серьезно заниматься спортом, а подростка, имеющего явные способности к изучению иностранных языков, отдавать в математический колледж. Ну знаете... я вот девочка с детства. Вроде как девочкам интерес к механизмам и автомобилям несвойственен, да я его и не проявляла, пока папа машину не купил и не взял меня как-то в гараж ремонтировать наш Жигуль. Вот тут-то и проснулась во мне страсть к технике и автомобильным "железкам". До сих пор не затихает)))

    Если ваш малыш просит завести животное, стоит не отказывать ему в этом, а использовать ситуацию в воспитательных целях. Опасный совет, это вам любая мама подтвердит. Животное в доме следует заводить не в воспитательных целях, а исключительно из любви. а когда с помощью собачки или птички пытаешься воспитывать чадо, не способное в силу возраста к пониманию ответственности, это уже безответственно со стороны взрослых.

    Есть конечно здравые мысли, но мое мнение простое: личность уже есть. Любой ребенок -личность. ее надо воспитывать, выращивать и развивать. и приучить к самоконтролю, чтоб ребенок сравнивал себя с собой прежним, а не с Машей и Васей.

    Оценка статьи: 3

  • oleg orlov Читатель 30 апреля 2016 в 21:29 отредактирован 25 мая 2018 в 05:32 Сообщить модератору

    когда -то очень давно прочитал замечательную книжку, жаль ни названия ни авторов не запомнил, там описывался один социальный эксперимент в советском союзе группой ученых-воспитателей- детских психологов осуществленный в конце семидесятых, книжка была по моему издана в конце восмидесятых, там детей "вели" с 3 летнего возраста(детсад) до 5 класса и после вкратце до института кто кем стал, там изначально разделили детей на 4 группы по характеру, и к каждому типу характера описывался подход и его результаты, жаль читал когда своих детей небыло ещё и в проекте, теперь даже приблизительно не могу её найти, там было море рекомендаций на все случаи жизни и методы воспитания, к слову там как отличные результаты и отрицательные были, для наглядности, в общем даже тогда я с книжкой был полностью согласен.