• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Подросток чувствует себя не таким, как все. Чем можно помочь?

«У моей дочери была заячья губа (двухсторонняя), сейчас ей 13 лет, были сделаны операции, но остались небольшие шрамы на губе. Форма губы совсем чуть-чуть отличается от обычной: выглядит немного более пухлой и несколько непривычной формы. До последнего времени проблем практически не знали, девочка контактная, есть подружки, достаточно легко знакомится…

Yurchyks, Shutterstock.com

Но уже неделю чуть не каждый день плачет: «Я не такая, как все… Я стесняюсь разговаривать с новыми людьми… Я никогда не выйду замуж…» Труднее всего ей объяснять сверстникам, что у нее с губой. Уже и не знаю, что говорить ребенку. Исчерпала все доводы". (Вопрос психологу.)

Ваша девочка сейчас в том возрасте, когда внешности придается особое значение, когда даже очень красивые девочки могут проводить довольно много времени перед зеркалом, выискивая малейшие недостатки и переживая по их поводу. Состояние девочки сейчас с большой долей вероятности обусловлено тем, что кто-то значимый обратил внимание на особенность ее внешности — это взволновало ее, заставило сконцентрироваться на этом недостатке и лишило уверенности. Наша задача сейчас вернуть девочке уверенность в себе.

Давайте будем последовательными. Хорошо, если получится узнать, что стало отправной точкой этих переживаний, на чьи слова дочь отреагировала таким образом. Это знание поможет объяснить возможные мотивы того человека и сделать его слова менее ранящими для дочери. Ведь возможно, у человека не было желания обидеть, а просто имелся интерес, стремление узнать дочь получше (если это был вопрос, а не замечание), например.

С другой стороны, возможно, дочери и вовсе никто ничего не говорил, но нравящийся ей человек, к примеру, обратил свое пристальное внимание на другую девушку, и тем самым побудил копаться в себе и выискивать недостатки, и на поверхности оказалась привычная неправильность губы.

Независимо от того, что стало источником переживаний, можно провести с дочерью несколько взаимосвязанных между собой бесед и упражнений.

1. Поговорите с девочкой об относительности понятия «красота». О том, что в разное время даже в Европе бытовало абсолютно разное представление о красоте в целом (вспомните рубенсовских женщин, посмотрите различные репродукции), не говоря уже об экзотических странах (например, шеи длиной 30−40 сантиметров или крошечные, специально изуродованные в детстве, ножки китаянок). К беседе необходимо тщательно подготовиться.

2. Если девочка все-таки продолжает считать форму губы недостатком, поговорите о том, что люди, имеющие какие-либо недостатки, часто добиваются невероятных успехов, потому что считают, что успех им необходим для компенсации. Приведите в качестве примера Майкла Йорка (известный американский актер с болезнью Дауна), Демосфена, Дикуля.

3. В качестве шутливого примера красоты можно посмотреть мультфильм о потерявшемся бегемотике, который искал свою маму-бегемотиху. Его спрашивали: какая она твоя мама? Он отвечал — самая красивая. Его привели к фотомодели — он сказал: моя мама гораздо красивее. Этот мультфильм также иллюстрирует тезис: когда любишь человека, то принимаешь его целиком со всеми достоинствами и недостатками.

4. После беседы, когда непоколебимые стереотипы девочки относительно красоты пошатнутся, сядьте с ней перед большим зеркалом и рассмотрите внимательно ее лицо: длинные пышные волосы, красивой формы большие глаза, длинные пушистые ресницы. Пусть для каждой черточки на лице у вас найдется ласковое слово, комплимент.

Когда дойдет очередь до губ, поиграйте с их формой: вытяните в ниточку, выпятите — посмотрите, как при этом меняется выражение лица и само лицо. Отметьте, что при этом в зеркале появляется совсем другая девочка, не та, которую вы знаете и любите. Менее естественная и красивая. А свою девочку вы очень любите, и все, кто ее знает хотя бы немного, тоже очень любит. Обнимите дочь и посидите с ней немного.

5. В каникулы предложите съездить куда-нибудь вместе, чтобы развеяться и отвлечься, максимально насыщенно провести свободное время, оказаться среди людей, занятых получением новых впечатлений, а не анализом недостатков внешности.

Статья опубликована в выпуске 12.06.2013
Обновлено 15.06.2013

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 12 июня 2013 в 09:41 отредактирован 12 июня 2013 в 09:46 Сообщить модератору

    Всегда привлекали люди чем-то ОТЛИЧНЫЕ от большинства. И умеющие, и не торопящиеся себя подстраивать под "нормальное" большинство. Но это, конечно, требует незаурядной силы и выносливости.

    А физические недостатки - как замечательный стимул развивать в себе что-то более глубинное, настоящее, не зацикливаясь на своей привлекательной внешности.

    • Комментарий удален
      • Галина Шубина, если взглянуть дальше, а не только на уровне решения последствий, но и понимания причин, то причина, конечно, не в заячьей губе, маленьком росте или излишнем весе. Причина именно в том, как к тебе относится социум и как ты себя в нем чувствуешь. (Если заячья губа, или например, заурядная внешность, не приносят физических страданий, то с ними можно замечательтным образом жить).

        Попробуй полюби себя искренней и преданной любовью. Даже когда не любит никто.

        Но, согласен, общество жестоко. Оно старается выдавить из себя тех, кто не соответствует его быстро меняющимся нормам - и увечных, и одаренных.

        (Я прекрасно себя ощущаю в своей оболочке, у меня нет к себе никаких претензий, когда я "сам с собой". Но даже я, взрослый мужчина, часто бываю недоволен своим "несовершенством". Отсюда, нужно работать над собой ежедневно).

        • Комментарий удален
          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 12 июня 2013 в 11:38 отредактирован 12 июня 2013 в 14:02 Сообщить модератору

            читать дальше →

  • Очень слабая статья.

    Описанная ситуация, для ребенка 13 - 15 лет, да ещё с проблемами физического развития, безумно трудна и опасна. То, что он не такой, как все, ребенок начинает осознавать лет в 9 -11, но то, что его особенности могут "испортить ему жизнь" начинает "понимать" лет в 13-15.

    Если родители не готовили его к самостоятельной жизни с раннего детства, а скрывали или затушевывали его проблемы, в надежде, что "все притрется" (обойдется, стерпится), то тем негативнее реакция осознания ребенком своих "недостатков". Знаю несколько случаев суицида. При более благоприятном стечении обстоятельств, разрешение этой ситуации приводит к возникновению у ребенка практически полного недоверия родителям, которое приводит к не менее драматичным последствиям.

    Помочь может только грамотный и опытный психолог и то, если к нему придут и ребенок, и родители (в первую очередь - мать).

    Оценка статьи: 3

  • У меня с детства есть серьезная проблема с внешностью. Пластику можно было делать только после 18 лет, но и после 2 операций довольно заметно.

    Естественно, я по этому поводу сильно комплексовала. Особенно много проблем было, когда в 13 лет мы переехали в другой город и поменяли школу.

    Я всегда знала о своих проблемах и пыталась компенсировать недостатки внешности чертами характера, подчеркнуть выгодные природные достоинства одеждой, жестами и т.д.

    В итоге, могу сказать следующее:
    - Глупые вопросы прекратятся, когда окружающему контингенту будет лет 19-20. В ВУЗе меня в лоб уже никто не спрашивал. Я как бы невзначай рассказала все одной-двум близим подругам, они, видимо, донесли до остальных и интерес сам по себе угас. Училась и общалась я абсолючно не замечая своих особенностей.
    - Не побоюсь такого вывода, но именно благодаря своей внешности я стала тем, кто есть. Я научилась общаться с людьми, причем, не только говорить, но и слушать, быть адекватным собеседником. Я освоила мужскую психологию, как говорится, "мальчики всегда во мне чего-то находили". Сейчас я замужем, мы 6 лет вместе.
    - Моя работа связана с общением с людьми, ни меня, ни работодателей моя внешность не волнует в этом плане.

    Что мне помогло:
    - Разные умные фразы: никогда не думай, что думают о тебе другие люди, потом что они больше заняты мыслями, что ты думаешь о них.
    - Поддержка родных.
    - Образование психолога.

    Что могу посоветовать родителям:
    - Говорите с ребенком о мотивах других людей. Если подросток кого-то гнобит, скорее всего, у него самого есть проблемы.
    - Учите огрызаться. Желательно, остро и больно. Чтобы неповадно было.
    - Маленькие шрамы и немного неправильная форма губ - вполне решаеая проблема. Посоветуйтесь с хорошими специалистами. Крем от шраов и перманентный макияж помогут скорректировать проблему. Только сначала все выясните без девочки, чтобы ее не зацикливать на внешности. Я к тому, что если есть возможность ребенку не проходить через все это, нужно этим воспользоваться.

    Ну и напоследок. С высоты своих 28 лет я давно поняла, что внешность - такая ерунда. Как говорится, чтобы это было моей самой большой проблемой в жизни Сейчас у меня есть возможность еще немножко скорректировать свои "особенности", но мне банально лень - меня итак любят за то, что более важно.

    • Юлия Георгиева, теоретически все верно. Но на деле не все так просто.
      И в 20, и в 30, и в 40 люди непроизвольно будут обращать внимание на то, что ты не такой, как они.
      Но то, что надо на этом месте нарастить мозоль равнодушия, - верно.
      Часто это работа длиною в жизнь.