• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Индиктор Мастер

«Скажи-ка, дядя...», или О чём разговаривать с детьми?

Я не думаю, что мы с братом воспитывались строго. Жилось нам вольготно, без особых запретов. И только в одном вопросе родители были суровы и бескомпромиссны. Выпуская нас гулять во двор, мама наказывала: «Никому не рассказывать, что говорится дома!» И папа вторил ей: «Из дома ничего не выносить!»

Aletia, Shutterstock.com

Молодость наших родителей пришлась на послевоенные годы, они точно знали, во что может вылиться неуместное замечание или не вовремя рассказанный анекдот. Да, людей уже не хватали пачками, но запросто могли посадить по доносу. Чтобы дети по недомыслию не болтали лишнего, дома предпочитали молчать.

Поколение, на своей шкуре понимающее, что молчание — не столько золото, сколько свобода, вырастило следующее молчаливое поколение. Своих детей перед прогулкой я напутствовала точно так же: «Ничего не выносить из дома!»

Так о чём же говорили дома? Проблемы на работе, отношения с сотрудниками? Это не для детских ушей. О событиях международных и внутренних населению сообщалось не online, а постфактум, на политинформациях давалась партийная оценка. Что тут было обсуждать? Сообща планировать семейные покупки? Что «выбросят», то и купим. Может быть, из того «неразговорчивого» времени и растут нынешние проблемы общения с детьми?

«В школе вызывали? Уроки сделал? Поел?» Этими дежурными вопросами и формальными ответами ограничиваются обычно разговоры с детьми. Чувствуя угрызения совести, мы тут же подыскиваем себе оправдание: откуда взять силы и время разговоры разговаривать? Я и так после работы, как выжатый лимон, а ещё магазины, готовка, уборка и т. д. И как заключительный аккорд: да они и не нуждаются в разговорах с родителями. Компьютер, телефон, приятели — вот их круг общения.

Это совершенно неверно. Дети всегда хотят общаться со взрослыми. Чтобы не быть голословной, приведу пример из необычного источника — каталога международного мебельного концерна IKEA. Оказывается, чтобы определить основные направления своего производства, компания каждый год проводит серьёзные социологические исследования.

Последние опросы, проведённые в 25 странах среди 11 тысяч семей, говорят следующее: неважно, чем и насколько интенсивно дети занимаются в течение дня, они всегда стремятся к более продолжительному общению с родителями. 73% детей предпочитают разговор с родителями просмотру телевизора. А 84% детей готовы помогать во всех домашних делах, лишь бы в это время общаться со взрослыми. Именно поэтому главная дизайнерская тема 2014 года — «Жизнь с детьми». В частности, не сворачивается, как планировалось раньше, а, наоборот, расширяется производство семейных обеденных столов и больших вместительных диванов.

О чём разговаривать с детьми? Ей богу, не стоит судорожно придумывать темы и стараться, чтобы беседы непременно оказывали воспитательное воздействие. Не терзайте свою память, вспоминая сказки или истории о космических пришельцах.

Рассказывайте о случаях из своей жизни, семейные истории, которые остались в памяти. Дети обожают их слушать, без конца просят пересказывать одно и тоже. «Пап, пап, ну расскажи ещё раз, как ты забил свой первый гол!» «Мам, помнишь ты рассказывала, как волновалась перед экзаменами, и на тебя „швидка Настя“ нападала?» «Бабуля, я уже забыла, как вы с дедушкой встретились. Расскажи ещё раз, ну пожалуйста!»

Свои истории есть в каждой семье — смешные и грустные, комичные и серьёзные, а иногда просто невероятные. Чем крепче семья, тем больше таких историй. Они переходят из поколения в поколение, о них вспоминают во время семейных застолий. Часто мы уже не знакомы с героями рассказов, они ушли из жизни задолго до нашего появления на свет, но в воспоминаниях эти люди оживают, становятся членами нашей нынешней семьи.

Существует макроистория, которая описывает войны и революции, смуты и казни, бунты и заговоры, и микроистория человека. Каждый человек живёт в данном месте в определенные годы и впитывает то время, которое ему досталось. И когда он уходит, его время, если о нём не рассказано детям, безвозвратно исчезает вместе с ним.

Так в нашей семье живёт история времён Гражданской войны.

В Днепропетровск вошла очередная банда и начала обыскивать дома жителей в поисках золота и оружия. В бедном домике моей бабушки, кроме малолетних детей, никаких драгоценностей не было, и бандиты уже собирались уходить. Но тут встрял мой 5-летний папа и на идиш громко напомнил маме, что ночью она утопила в уборной большое ружьё. И тут же получил от матери такую могучую затрещину, что ему уже не хотелось открывать рот. А «господам» она объяснила, что, мол, все дети как дети, а этого ну никак не научишь не вмешиваться в разговоры взрослых.

Или истории наших отцов — моего и моего мужа, которые ещё не знали, что они будут дедами одних и тех же внуков. В августе 1942 г. один сражался на южных подступах к Сталинграду, а другой на северной окраине в километре от наступающих немцев выводил с территории завода последний отремонтированный танк.

Помните, как писал Е. Евтушенко?

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё…

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Пару лет назад мой муж, ужасно обрадованный тем, что через «Одноклассников» нашёл своего соученика, поделился этой новостью с маленьким внуком: «Ты представляешь, почти 60 лет тому назад мы сидели за одной партой!» «60 лет? — задумчиво протянул внук, — Дед, это было до динозавров или после?»

Может быть, если наши потомки будут знать о нас больше, они не отнесут нас к поколению динозавров.

Психологи утверждают, что дети, знакомые с историей своей семьи, ощущают себя участниками непрерывной череды событий, персонажами семейной хроники. Это помогает им легче справляться с трудностями и успешнее приспосабливаться к жизни. И в наших силах помочь им в этом, вы согласны?

Статья опубликована в выпуске 12.10.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: