• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Как подготовить малыша к отъезду мамы?

«Я говорю, ей говорю, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего несколько дней, мне надо по работе. А она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить при этом?» — сокрушается мама очаровательной трехлетней малышки.

Ответ на вопрос, заданный обеспокоенной мамой, прост и сложен одновременно.
Он прост, потому что такая несложная вещь, как сказка, способна подготовить ребенка к неприятной, но необходимой ситуации — отъезду мамы. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.

Сложность полученного ответа заключается в том, что далеко не всегда у уставшей мамы найдутся силы, время, желание и фантазия для того, чтобы не просто почитать детскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку, а такую историю, которая бы производила желательный терапевтический эффект.
Однако основную сложность представляет собой исключительно совершение первого шага, как впрочем, и в любом другом начинании. В данном случае это принятие решения: я буду сочинять сказку для ребенка! Тем более, что самостоятельно сочинять сказку придется очень недолго: дети быстро, активно, с большим желанием включаются в этот процесс.

Итак, приступаем к сочинению сказки. Сначала выбираем сложную ситуацию: в данном случае это вынужденный отъезд мамы на несколько дней. Ребенок знает о предстоящем событии, беспокоится, переживает, говорит, что не отпустит маму, не останется с бабушкой. Здесь важно решить, какие моменты должны войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять сценарий ваших действий: как надолго вы уезжаете, кто будет проводить время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад, и многое другое.

Вам хотелось бы, во-первых, избежать «предварительных» капризов, во-вторых, сохранить собственное спокойствие в этой ситуации, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: «меня не будет несколько дней» и сберечь при этом хорошие взаимоотношения.

Следующий этап — выбор героев сказки. Вы обращали внимание, как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально переживают все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…».

Желательно, чтобы для Вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в Вашей сказке. Это важно в том случае, если Вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков — выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.

За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про мамину командировку. Почему используется именно формулировка: «начать рассказывать»? Потому что вы наверняка замечали, что дети в возрасте 2.5 — 5 лет очень любят сказки с циклическим сюжетом (когда один и тот же сюжет повторяется многократно с незначительными вариациями: сказка «Колобок», «Теремок», «Репка»), а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому в рамках подготовки ребенка к отъезду мамы сказка будет рассказана многократно, дополнена большим количеством подробностей, станет совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков.

Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию, как свою.

Таким образом, можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку, от укладывания спать до курса уколов, предстоящего ребенку.

Статья опубликована в выпуске 16.08.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А лучше бы научиться самим и научить ребенка обходиться без этого цирка. Дети как раз очень остро чувствуют фальшь сюсюканья. И надо бы научить детей не жить в сказке по сказочным законам, а осознавать, где сказка и где жизнь. Они, между прочим, если это не "особенные" дети, вполне адекватно реагируют на уроки жизни.
    Конкретно по данному случаю скажу - нет особого смысла в долговременной подготовке ребенка к отъезду матери. Или отца. Или бабушки-дедушки. Мать ведь не круглыми сутками находится при ребенке - и разницы нет - на час или на полдня она вышла из видимого ребенком окружения. Или на день, на 7 дней. Если ребенка окружают нормальные люди, любящие его - никакой травмы не будет.
    Более того, как раз вот эта длительная подготовка и говорит о повышенной тревожности матери - тревожность передается ребенку, и "накручивает" его.
    Рассмотрю случай даже не раннего детства, а 7-10-летних. Ребенок отправлен в лагерь, спокойно там живет. Родительский день - и, увидев, родных, дите начинает нудить - заберите меня отсюдова! Не появись любимая мама перед глазами - ребенок спокойно бы дожал смену, вернулся бы радостный, с кучей воспоминаний. Но мама рядом - и льются слезы, и, не выдержав, мать увозит младенца.

  • Дети бывают разные. Некоторые свою маму даже за дверь не отпускают.
    Говорят, что сказкотерапия творит чудеса. Очень многие проблемы разрешаются.
    Однако в этой статье, как мне показалось, не хватает примера.

  • Сказака - Интересный выход из ситуации

  • Понравилась Ваша статья, Анна. У нас дома лет десять "жил" зайчик Прыг-Скок. В заветное время перед сном я рассказывала дочке сказку про него, в которой содержались события прошедшего дня. У зайчика были мама, папа и младшая сестричка, хотя в нашей семье одна - единственная дочь.
    А потом мы стали рассказывать по-очереди: день - я, день - она.
    После сказки следовала колыбельная, сначала в мамимном исполнении, позднее - дуэтом. Потом в качестве песенки перед сном стали петь каноном русские народные.
    И даже в самые трудные времена "революционного" прохождения переходного возраста этот ритуал оставался островком взаимопонимания, заповедником детско-родительской близости.
    И сейчас иногда 15-летняя девушка просит: "Мама, расскажи про зайчика Прыг-Скока". Или мы поем те самые песенки. Это означает потребность в "заветном времени", и отказать в этом - невозможно. Зато наша близость сохраняется, мы не только члены одной семьи, но и подружки, делимся секретами, советуемся... Очень дорожу этим и считаю, что сказки очень даже способствовали...

    Оценка статьи: 5

  • Юлия Бирина Читатель 4 января 2009 в 03:43 отредактирован 22 мая 2018 в 17:59 Сообщить модератору

    Уже слышала про сказкотерапию и пробовала на практике применять. Но пока не очень успешно. Ребенок с удовольствием слушает сказку, теперь регулярно прости рассказать сказку на ночь. Но вот моей фантазии не всегда хватает. А уж придумать сказку, которая решала бы наши проблемы, не получалось пока. Надеюсь, что дело тут в моем не умении пока сочинять сказки... Поэтому и решила с вами посоветоваться. Вот например, рассказываю сказку, где любимый герой ребенка с удовольствием ходит в садик, играет там с ребятами - весело проводит время. Ребенок слушает, а в конце выдает: "А мне не нравится в садие. Я не хочу ходить в садик..."
    Что не так я делаю? Как справиться с такой проблемой?

  • Если "она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет.", то сказкотерапия лишь метод (технология) успокаивания ребенка, а не нормализация его внутреннего психологического (психического) состояния.
    Если мама говорит: "не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет" про ребенка в три года, то можно однозначно сказать, что эта мама, вместо выполнения своей природной роли - быть матерью и самостоятельно заниматься воспитанием ребенка до 3 лет, родив, сбагрила его быстренько на чьи-то ручки, а сама бросилась "ковать" свою карьеру. Депривация, вызванная таким отношением мамы, в дальнейшем скажется ещё больнее. Сказкотерапия поможет унять ребенка, но не нормализовать внутреннее психологическое (психическое) состояния ребенка.

    Оценка статьи: 4

  • Нормализовать внутреннее состояние тоже сказкотерапия поможет. Но необходимо не только рассказывать сказки, но и менять отношения. Без изменения семейных отношений, только сказки проблему не снимут, могут дать только кратковременное облегчение.

    Не важно, чем мама занималась до трех дочкиных лет. Важно, что она сейчас готова и может сделать ,чтобы привести в порядок взаимоотношения.

  • Не стоит жалеть меня или моих клиентов

    Если мама доходит до меня к трем ребенкиным годам поблистав в другом месте, я могу сосредоточиться на ее бичевании: дескать, чем она думала все это время...наивно полагая, что мама пришла ко мне именно за этим... А могу на том, что делать прямо сейчас, чтобы максимально стабилизировать ситуацию при имеющихся обстоятельствах.

    Да и маму осуждать за сделанное не стоит, причины, приводящие к такому положению дел, могут быть очень различными. Имеющееся может быть наилучшим при жизненных обстоятельствах этой семьи.