• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Зиновьев Мастер

Медицинская помощь или медицинская услуга?

Часто их путают и подменяют. А все просто. Статья 41 Конституции Р Ф говорит о праве гражданина на медицинскую помощь и охрану здоровья в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).

Данную помощь (некий прописанный «ассортимент») обязаны оказывать государственные учреждения здравоохранения федерального и муниципального подчинения, служба «Скорой помощи», учреждения по лечению социально-значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и наркомания, кожно-венерические заболевания). Для оказания помощи последними двумя инстанциями страховой полис, а в ряде случаев и удостоверяющий личность документ необязательны. Как правило, пациенты всех этих структур «официально» именуются получателями медицинской помощи.

Под потребителями медицинских услуг понимаются пациенты, получающие лечение по полисам добровольного медицинского страхования — ДМС (застраховал работодатель, самостоятельная инициатива пусть даже на короткое время типа турпоездки заграницу), а также платные и сервисные (в улучшенных условиях пребывания или вне очереди) услуги в государственных и частных медицинских учреждениях. Туда же — все то, что не входит в территориальные программы ОМС (например, эстетическая медицина) или проводится по личной инициативе гражданина (добровольное психиатрическое освидетельствование, к примеру).

Прирост объемов ДМС в нашей стране — около 50% в год, и к 2010 году ожидается его объем, равный со страхованием обязательным. Это — несмотря на то, что ежегодно стоимость полисов увеличивается на 20−40%. Это один из откликов на перегруженность государственных лечебных учреждений и снижение качества их работы. Частная медицина в Санкт-Петербурге имеет следующую структуру: стоматология — около 70% от всех частных учреждений, урогинекология — 20%, а 10% - на все остальное.

На платные медицинские услуги население нашего города тратит ежегодно 210 миллиардов рублей («всего» в 2 раза меньше, чем городской бюджет выделяет на медицинскую помощь). Надо четко понимать, что у нас сейчас платные и сервисные услуги — не альтернатива добровольному медицинскому страхованию (как больничные кассы в той же Европе), а вынужденное замещение его: для среднестатистического гражданина выгоднее не частная медицина в том виде, как она есть, а платные услуги в уже привычных лечебных учреждениях. То же и для медиков: заинтересованность в оплате труда и повышение финансовой самостоятельности государственных лечебных учреждений на фоне небольшого бюджетного финансирования позволяют удержать кадры и укрепить материально-техническую базу.

Некоторые нюансы: при оказании неотложных мероприятий взимание денежных средств с граждан не допускается, кроме требования пациентом услуг при наличии у него полиса ОМС. Внеочередной прием допустим только при наличии специально выделенных кабинетов, отделений или коек. В рабочее время платные услуги оказываются, если нет препятствий для свободного оказания при этом и бесплатной помощи или отсутствуют возможности для этого (лаборатория, рентгенкабинет). В основном же их оказывают во внерабочее время персонала. Государственного регулирования тарифов нет, однако стоимость услуги не может быть ниже ее себестоимости. Руководящие и контролирующие организации только проверяют калькуляцию и утверждают смету.

Само по себе понятие услуги регламентируется статьями Гражданского Кодекса Р Ф, посвященным договорным отношениям. Например, у любой услуги (хоть парикмахерской, хоть медицинской) существуют потребительские свойства: условия приобретения, стандартная форма заключения письменного договора, срок оказания, объем, нормативный уровень (стандарт), правила пользования, информация об оказывающем, ответственность сторон и контролирующие организации.

Кроме этого, медицинская услуга имеет некоторые специальные свойства: она неосязаема и несохраняема, неотделима от источника, непостоянна по качеству, не имеет четкой товарной формы и потребительских свойств.

Качество и медицинской помощи, и медицинской услуги определяется по меньшей мере четырьмя критериями, будучи их производным. Это материально-техническая база, подготовленные кадры, рациональное использование ресурсов здравоохранения и, наконец, удовлетворенность пациента. Некоторые авторы выделяют свои составляющие: удовлетворенность пациента, техническое качество (соответствие стандартам), экономичность и безопасность. Если один из этих компонентов отсутствует — по определению качества нет.

Примерам несть числа: зачем ставить в рядовой женской консультации сверхсовершенный аппарат УЗИ, если его возможности не используются и на 20% и толком работать на нем никто не умеет? Или мало кто знает, что в конечном итоге пересаживать почки в масштабах страны эффективнее проведения пациентам гемодиализа. Или массовая гибель закупленных за границей специализированных машин «Скорой помощи» по причине отвратительного качества дорог. И много еще чего…

Статья опубликована в выпуске 10.01.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все по полочкам, понятно. +5 за статью. НО все равно жаль, отправляют нп этот "сверхсовершенный аппарат" далеко-далеко от дома, на окраину района, где нужно опять записаться или дождаться очереди, которая наступит через 2 - 3 недели. Сергей, а что значит: стоимость полисов увеличивается на 20 - 40 %"?

    Оценка статьи: 5

    • Ну, все просто: инфляция, возрастание цен за арендную плату, коммунальные, энергоностиели и прочее для лечебных учреждений (в том числе и для работающих в ДМС, многие из которых частные) , потом - перекалькуляция сметы...

      Оценка статьи: 5

      • Отлично. 5. А есть ли такая форма получения медицинских услуг бесплатно как лечение за участие в медэксперементе. Например, в испытании нового препарата или новой методики. У нас это один из выходов для больных не имеющих страховки. Данные о том где и когда проводит такие эксперименты совершенно открыты, человек проводит небольшой ресерч и предлагает свою кандидатуру. Подписывается контракт. Способ сравнительно безопасный, если исследуются новые препараты или новые методики - они уже апробированы на животных и прошли через одобрение Администрацией Пищи и Лекарств. Человек проходит бесплатно полный медицинский скрининг для чистоты экмперимента и начинается лечение. Для многих это - последний шанс получить лечение.

  • Сергей, я вот эту фразу совсем не поняла:
    В рабочее время платные услуги оказываются, если нет препятствий для свободного оказания при этом и бесплатной помощи или отсутствуют возможности для этого (лаборатория, рентгенкабинет).

    Я так понимаю, что если поликлиника в районе А не имеет лаборатории, то поциент будет оплачивать тесты в поликлинике В? Получается дискриминационное отношение к пациентам в зависимости от места проживания?

    Оценка статьи: 2

  • в год и к 2010 году - пропущена запятая.
    Это: материально-техническая - двоеточие лишнее.
    закупленных заграницей - это точно приставка или все-таки предлог?

    непостоянна по качеству
    Стоп. Я не понял. Прихожу сделать кардиограмму, а мне сегодня делают хорошо, а завтра там же те же - и плохо? Или расшифровку одной кардиограммы делают сегодня правильно, а завтра абы как?

    один из этих компонентов равен нулю
    Т.е. качество не складывается, а умножается? Формулу оценки качества приведите, а то слова скользят слишком.

    • Да, если света нет или кардиолог - другой. Теперь понял?!!!

      Оценка статьи: 5

      • Это, извините, совсем другие условия. А в таких условиях ЛЮБАЯ услуга будет иметь непостоянное качество, вы же настаиваете, что это свойство медицинской услуги.

        Не вижу формулы.

        • Формула проста - без любой из составляющих услуга не будет качественной.

          • Качество - понятие измеримое (иначе б откуда взялись фразы "высокое качество", "посредственное качество", "качество выше всяких похвал"), а значит должно иметь способ оценки, что выше, что ниже. Самый доступный и адекватный способ - формула. Например, из теории полезности. И критерии (уже перечислены в статье) из разнородных должны быть приведены к формальному виду и нормированы. Вот тогда можно говорить о сравнении качества здесь и там, или вчера и сегодня.

            • Хорошо бы, конечно, но нереально. Это автор своим "нулем" направил Вашу мысль в математическую плоскость, так я заменила ноль на отсутствие. Будем считать, что в статье приведены критерии для оценки не качества, а его отсутствия. Качество можно оценить, только если в каждом классе критериев ввести десяток параметров, ранжировать их и добавить вот это самое условие - оценка по любому классу не ниже чего-то там. читать дальше →

  • Очень забавная уловка: разделить всё лечение & диагностику на две части – помощь и обслуживание. Вероятно, таким образом организаторы здравоохранения надеются вывести себя и страховые компании, работающие в сфере ОМС, из-под действия федерального закона «О защите прав потребителей».
    Следующим шагом будет переименование перечня УСЛУГ по обязательному медстрахованию в перечень ПОМОЩИ ?

    Ну не фига себе?! Турецкий подданный по имени Остап (он же великий комбинатор) может отдыхать.