• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Гусев Грандмастер

Что такое медицинская деонтология?

Искусные врачи всегда ценились на вес золота. У Гомера в «Илиаде» читаем: «Стоит многих людей один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством…»

Соответственно, неумелым неуспешным докторам грозили всяческие неприятности. За тысячу лет до нашей эры по законам Хаммурапи врач, который в результате хирургической операции причинил смерть свободному человеку, наказывался отсечением пальцев; а если он был виновен в смерти раба, то обязан был отдать раба за раба.

В советско-сталинское время нравы стали ещё жёстче. Можно вспомнить последствия, наступившие для доктора Казакова, который не преуспел в лечении Куйбышева, или судьбу доктора Левина, личного врача председателя ОГПУ Менжинского. После смерти высокопоставленных пациентов оба медика были казнены в 1938 году; естественно, за «вредительство». Одно из постановлений Политбюро Ц К так и называлось «О вредительстве в лечебном деле». Но это было уже позже, в начале 50-х. Именно тогда возникло «дело врачей» — этих убийц в белых халатах, которые злодейски умерщвляли видных советских деятелей и военачальников самым дьявольским способом: путём неправильного лечения. К счастью, академика В. Н. Виноградова и его коллег убить не успели, товарищ Сталин умер.

Следует признать, что и сами доктора не всегда оказывались белыми и пушистыми. В отчёте Чрезвычайной комиссии по Освенциму, который был представлен Международному военному трибуналу в Нюрнберге, значится: «В лагере были созданы специальные больницы, хирургические блоки, гистологическая лаборатория и другие учреждения… Немецкие профессора и врачи производили в них массовые опыты по стерилизации женщин, кастрации мужчин, эксперименты на детях, устраивали искусственное общее заражение людей раком, тифом, малярией и наблюдали за результатами».

Именно Нюрнбергский военный трибунал, вынесший 20 августа 1947 года приговор 23 нацистским преступникам, которые обвинялись в совершении недопустимых опытов на людях, сформулировал десять принципов — условий проведения медицинского эксперимента на человеке. Позже они получили название Нюрнбергского кодекса.

Нюрнбергский кодекс стал фундаментом медицинской деонтологии. Потом были Хельсинская (1964 год), Токийская (1975 год) и Венецианская (1983 год) декларации, принятые Всемирной организацией здравоохранения. В них подробно урегулирован вопрос о проведении медицинских исследований и экспериментов.

Сам же термин «деонтология» (наука о должном) был введён Бентамом в позапрошлом веке для обозначения теории нравственности в целом. Термин «медицинская деонтология» появился в русскоязычных публикациях в середине 1940-х годов, и его введение приписывают известному хирургу-онкологу Н. Н. Петрову.

Сейчас медицинская деонтология — это учение об обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. Однако былая связка «врач-больной» неизбежно заменяется новой «врач-медицинская аппаратура-больной». По сути, медицинская деонтология является современным воплощением известного принципа Гиппократа «primum non nocere». При этом новые методы лечения должны быть таковы, что риск возможного вреда не больше, чем риск от лечения стандартным способом. В то же время принцип «primum non nocere» не может иметь абсолютного приоритета, всегда надо учитывать соотношение «риск-польза» для конкретного пациента.

С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения, когда болезненное состояние пациента обусловлено неправильными действиями медицинского персонала. Неосторожно брошенная реплика врача легко приведёт к тому, что мнительный пациент найдёт у себя симптомы самых разных заболеваний. Потом будет очень трудно разубедить такого человека в его придуманных болезнях. К ятрогенным заболеваниям следует отнести и СПИД, если он возник в результате переливания заражённой крови, а также различные повреждения внутренних органов при полостных операциях (например, повреждение селезёнки при резекции желудка).

Бывает и так, что жалобы больных остаются вне поля зрения лечащего врача. Зачастую само присутствие врача в отделении стационара действует на больных успокаивающе, а жалобы и ухудшение состояния возникают, когда врача нет в отделении, то есть во вторую половину дня и вечером. Этот частный вопрос также лежит в сфере деонтологии.

Одна из самых сложных проблем в медицинской деонтологии — взаимоотношения врача с родственниками. Если лечение идёт успешно, то разумным вариантом поведения врача будет полная откровенность. Однако вряд ли стоит сообщать мужу, что сделана операция по поводу внематочной беременности его жены, и пациентка через пару дней будет, как огурчик. Особенно если муж последние полгода был в командировке.

При наличии же серьёзных осложнений в течении болезни необходим корректный разговор с ближайшими родственниками больного; врачебная тайна на них не распространяется, врач обязан сообщить им истинный диагноз.

Очевидно, что понятие «медицинская деонтология» многозначно. Это и отношения с пациентом, предусматривающие обязательную обратную связь; это и контакты между врачом и родными больного, его знакомыми и сослуживцами. При всём том стоит помнить, что врач обладает громадной властью над больным человеком, который доверил ему свою жизнь. И эта власть предопределяет ответственность врача.

Статья опубликована в выпуске 20.06.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У нас вообще врачи не лечат, а калечат. Для них пациенты - как для прачки бельё, для уборщицы грязь, а для дворника мусор.

    • Ну да, гадкие убийцы в белых халатах, «которые злодейски умерщвляли видных советских деятелей и военачальников самым дьявольским способом: путём неправильного лечения». Так у меня об этом написано.

      • Андрей Гусев, ладно бы военачальников, а то простых граждан, которые никому ничего не сделали и на мировую политику влияния не оказывают в принципе. Это уже какие-то спонтанные чикатилы, действия которых не обоснованы никакой логикой.

        • Да ладно, Денис, вы ж понимаете, что среди врачей (особенно молодых) встречаются неумёхи и бездельники, которым всё до лампочки. И позиция их тоже известна: больные умирают; хроник рано или поздно должен умереть и т.д.
          Лично я думаю, что таким людям не место в медицине. В Минздраве РФ (который теперь Минздравсоцразвития и возглавляется бухгалтершей), по всей видимости, считают иначе.

  • В моё время нас учили в медине, что: "Деонтология - это учение об обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному и его родственникам, а так же об отношениях между медицинскими работниками.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Гусев Андрей Гусев Грандмастер 20 июня 2010 в 13:22 отредактирован 20 июня 2010 в 13:54 Сообщить модератору

      Сергей, насчёт родственников я тоже написал в своей заметке. А вот отношения между медицинскими работниками — это другое.
      Пример: я — медработник; в этом году я выиграл судебный иск у московской ГКБ №15 и зав.хирургическим отд. этой больницы по ст.152 ГК РФ (защита деловой репутации). Я так полагаю, что в 15-й больнице меня теперь ненавидят. Но нарушил ли я нормы медицинской деонтологии? Разумеется, нет, поскольку я реализовал через суд своё законное право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

  • Часто понятия "медицинская деонтология" и "медицинская этика" отождествляют. Однако проблема долга врача — одна из главных проблем медицинской этики, поэтому медицинская деонтология входит в положения медицинской этики, но несет конкретный характер. Нет отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д., а медицинская деонтология отражает черты специализации, взаимосвязана с той или иной медицинской профессией (есть деонтология хирурга, педиатра, онколога, уролога, венеролога и т.д.).

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Абрамов, если следовать Вашему подходу («медицинская деонтология отражает черты специализации»), то не будем ли в таком случае путать профессиональное умение с нравственной позицией врача? Не возникнет ли смешение понятий?

      • Андрей Гусев, конечно смешивают два этих понятия и вот почему.
        Бентам, говорил, что любой поступок может давать одним людям пользу, другим людям вред, это и есть его основа деонтологии и оцениваться такой поступок должен по сложению положительных и отрицательных следствий его. До него все поступки сранивались с законам и если поступок отвечает закону, то в этом случае он законен и морален. Он не отрицал, что любой поступок должен отвечать закону и только в случае совпадения его с законом он законен и морален. А ведь есть поступки, которые противоречат закону, но они на благо общества или (или человека в медицине).
        Т.е. если рассматривать отдельно, то медицинская этика - совокупность принципов и норм поведения медицинских работников, принятых в данном обществе на данном этапе его развития. . А медицинская деонтология это набор правил, инструкций, законов описывающих, как должен поступать медицинский работник в той или иной ситуации, и как он не может поступать, а если он так поступит, то будет наказан.
        Медицинская этика состоит из базиса - моральные ценности - и надстройки, - деонтологии , как следствия, вытекающего из этих ценностей. Врач должен поступать не по составленным кем-то инструкциям и правилам, а в силу своего внутреннего морального убеждения. Т.Е его моральные убеждения выше устаревших законов и правил
        Я хотел подчеркнуть, что часто медицинскую этику и деонтологию отождествляют, или, наоборот, разделяют, а они дополняют друг друга. Если врач уверен, что разработанная им радикальная методика ведения больного спасет жизнь этому больному, хотя он знает, что в данном случае операция противопоказана, то он понимает, что в случае успеха он "на коне", а в случае провала он "в г...", то тут его моральные убеждения перевешивают над деонтологическими принципами. И такие случаи бывали, как и обратные.
        А те примеры, что Вы привели, они не характерны для понятия медицинской деонтологии, они пример фальсификации уголовных дел. (Лечили не от того, чем болел сознательно, с целью убийства)

        Оценка статьи: 4