• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Аб Грандмастер

Виртуальная реальность - новый наркотик?

В нашем мире уже довольно давно многие уходят в мир разнообразных иллюзий, просиживая часами за монитором. Что об этом можно сказать? Прогресс не остановить, но выросло поколение, которое не любит читать книги, газеты, журналы, ходить в театр, посещать музеи, а любит подолгу задерживаться в Сети. Это так называемые сетеманы.

В основном они «сидят» на социальных ресурсах или в видеочатах. Но есть категория людей, которые увлечены иллюзиями виртуальной реальности, формируемой сложными программами, дорогими видеошлемами для приёма сигналов и дополнительными устройствами, развешанными по стенам помещения.

Виртуальная реальность — явление новое в интернет-технологиях, перспективное для развития, но имеющее свои как положительные, так и отрицательные стороны. Впрочем, любое изобретение человечества можно использовать на пользу или во вред. Банальный пример. С помощью спичек в зимнем туристическом походе можно зажечь костер на снегу и согреться или же дома приготовить чашечку ароматного кофе. Но с теми же спичками можно поджечь дом соседа, если тот вас по пьяни избил, или обжечься самому, держа горящую спичку слишком долго в руке. Как говорится, всё относительно.

Какие же положительные стороны имеются у виртуальной реальности? Но сначала в двух словах о том, где она применяется с очевидной пользой: медицина и обучение. Причём тут нет чёткого разграничения. Скажем, в медицине виртуальная реальность позволяет существенно улучшить обучение студентов. Например, в стоматологии уже давно отдельные навыки формируют не на пациентах (присутствие практиканта в кабинете врача), а на «погружении» в «цифровой» виртуальный мир с подробнейшей записью, где скорость можно менять, при этом чувствовать себя как бы на самом деле врачом, удаляющим больной зуб. Неверные действия будут помечены «маркером» с последующим разбором специалистом. Аналогично можно провести и виртуальную операцию любого другого характера. Была бы лишь нужная аппаратура.

Интересно, что результаты томографии, рентгеновские данные (трёхмерные) и УЗИ дают нынче возможность врачу в очках виртуальной реальности оказаться как бы внутри организма больного и лучше понять, как его лечить, как провести операцию, если она требуется.

Удивительный факт: виртуальная реальность способствует лечению различных фобий и шизофрении. Кроме того, получен положительный эффект при лечении сильных ожогов. Боль уходит на второй план, когда пациент смотрит в виртуальном шлеме на бродящих по снегу пингвинов и старается попасть в них снежками. Эффективна виртуальная реальность и при лечении стрессов. Методики тут разные, в основном они нацелены на изменение ситуации в сознании с помощью создания благополучных виртуальных картин, в которых пациент успешно преодолевает трудности и чувствует себя очень комфортно.

Легко заметить, что основная идея, заложенная в создание виртуальной реальности, нацелена на то, чтобы человек отвлёкся от настоящей реальности и стал временно жить придуманной цифровой реальностью. Особенно это проявляется в компьютерных играх разной степени сложности. Самые «крутые» игры требуют на прохождение их не только умственных усилий, но и физических: меньше времени остаётся для полноценного сна. Чтобы решить те или иные сложные задачи, поставленные игрой, человек, сев за монитор, забывает о настоящей реальности. Конечно, он потом в неё возвращается. Но в сознании остается зависимость от игры, очень похожая на зависимость от наркотиков.

О симптоме зависимости от компьютерных игр писалось много раз. Вроде бы, нового уже ничего не сказать. Но новое есть. Оно в том, что врачи-наркологи стали говорить о новом виде наркотика, не имеющем пока латинского названия, но тоже действующем разрушающе на организм человека. Чересчур зависимые от иллюзий виртуальной реальности люди начинают незаметно для себя (но весьма заметно для окружающих) деградировать как личности. Они перестают интересоваться настоящей реальностью. А если и интересуются, то лишь с целью получения любыми способами аппаратных и программных возможностей для ещё более глубокого «погружения» в виртуальную реальность. И как это не сравнить с наркоманией, когда ищут новую дозу, а если эффект от неё недостаточен, переходят на более сильный наркотик?

Разумеется, каждый человек, находящийся в здравом уме, имеет право распоряжаться своими финансами, своим личным временем и своим здоровьем. Но и государство вправе ограничивать производство товаров и изделий, вредно влияющих на психику и здоровье. Напрашивается спорный вопрос: если запрещают свободную продажу наркотиков, ограничивают продажу спиртных напитков, табачных изделий, то почему не обсуждается в обществе проблема виртуальной зависимости иных граждан? Чего ждём?

А меж тем на рынке IT-продукции появились новые совершенные виртуальные шлемы, позволяющие ещё больше создать иллюзий. А в сводках происшествий всё чаще мелькают сообщения о том, что некоторые люди решаются на самоубийство, будучи не в силах справиться с зависимостью от виртуальной реальности, которая толкает их на приобретение новых дорогостоящих «прибамбасок» к компьютеру при явно недостаточных для этого финансах.

Статья опубликована в выпуске 25.02.2016
Обновлено 5.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: