Профессионал

Почему витамины вредят нашему здоровью?

Увеличение потребления БАДов с антиоксидантами и синтетических форм витаминов, наблюдаемое во всём мире, связывают с необходимостью борьбы со свободными радикалами, вызывающими возникновение многих болезней. Само слово «радикал» носит негативный оттенок чего-то террористического и сугубо вредного. Но так ли это?

Фото: pixabay.com

В клетках нашего организма расположены своеобразные энергетические станции, необходимые для выработки энергии путём окисления питательных веществ. Называются эти нитевидные органеллы митохондриями. В результате их работы образуются АФК — активные формы кислорода. Часть этих АФК с высокой реакционной способностью относится к свободным радикалам из-за наличия «одинокого» электрона.

Фото: pixabay.com

В течение жизни в организме человека образуется около 1000 кг свободных радикалов, которые выполняют множество важных биологических функций.

• являются молекулярными передатчиками сигналов между различными частями клеток, что помогает регулировать процессы роста и деления;
  • запускают в переродившихся клетках реакцию апоптоза — самоуничтожения, предотвращая их бесконтрольное размножение;
  • служат сигнальными веществами для клеток иммунной системы — фагоцитов, макрофагов, лимфоцитов, настраивая их на ликвидацию патогенных бактерий и вирусов;
  • инициируют образование в мембранах клеток ферментов, удаляющих токсичные и чужеродные вещества;
  • заставляют клетки кожного эпителия увеличить скорость деления, способствуя заживлению ран и порезов.

Но для выполнения этих функций нужна лишь небольшая часть свободных радикалов. Остальные всеми силами, пытаясь вернуть себе стабильность, забирают электроны у ДНК, белков, липидов, клеточных структур и других молекул, нанося им ущерб и запуская бесконечную цепь окислительных реакций.

Всё это стало известно после исследований, проведённых в середине прошлого века. И тогда же американский биолог Д. Харман сформулировал теорию старения, обвинив в возникновении почти всех возрастных недугов свободные радикалы, количество которых с возрастом увеличивается.

А вскоре выяснилось, что такие витамины, как аскорбиновая кислота, токоферол и бета-каротин, являются антиоксидантами, т. е. веществами, способными предотвращать окисление. После этих поистине революционных открытий с 70-х годов прошлого века началась эра антиоксидантов, полученных искусственным путём.

Фото: pixabay.com

Молекулы антиоксиданта после нейтрализации свободных радикалов должны расщепляться и утилизироваться в процессе метаболизма. Но этого не происходит при употреблении синтетических форм, потому что человеческий организм не знаком с такими веществами, не приспособлен к их использованию и вынужден напрягать свои выделительные системы для их удаления.

В 2003 году американские исследователи пришли к выводу, что витаминные смеси не помогают в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. А в 2007 году Горан Бьелакович и его шведские и итальянские коллеги установили, что синтетические формы витаминов подавляют полезные функции свободных радикалов: апоптоз, фагоцитоз и детоксикацию.

В 2009 году немецкий учёный Михаэль Ристов доказал, что антиоксиданты, принятые в виде добавок, сводят на нет всю пользу физических упражнений, а также нарушают усвоение глюкозы, вызывая развитие ожирения и диабета.

Результаты исследований датских учёных, опубликованные в апреле этого года, утверждают, что синтетические формы витаминов не только не полезны, но и опасны из-за компонентов, которые применяются при их изготовлении; в больших дозах приводят к нарушению жизненно важных функций и должны использоваться только как медикаменты при определённых заболеваниях.

Но у человеческого организма есть собственная очень эффективная внутриклеточная система защиты, которая вырабатывает антиоксиданты. Это вещества, относящиеся к группе ферментов, самые известные из них называются супероксиддисмутаза, каталаза и две пероксидазы. Их уровень контролируется генами и сохраняется постоянным в нормальных условиях. При патологических состояниях концентрация и активность ферментов меняются.

С пятнадцатилетнего возраста человеческий организм начинает стареть: сначала иммунная система, затем уменьшается количество мышечных волокон, далее происходит ослабление остроты зрения и т. д. Естественно, что и митохондрии начинают чаще «ошибаться», производство АФК растёт, а их обезвреживание замедляется!

Но не всё так печально. Наши гены могут улучшить работу антиоксидантной системы защитных сил организма.

Их активацию можно осуществить, употребляя в пищу жирную рыбу, зелёный чай и кофе, яркоокрашенные фрукты и овощи семейства крестоцветных, семечки и орехи, цельные зерновые, имбирь и куркуму.

Фото: pixabay.com

Потому что в них присутствуют не только природные антиоксиданты, но и другие полезные вещества, обеспечивающие синергизм — совместное воздействие.

И даже небольшой окислительный стресс, вызванный физическими нагрузками, закаливающими процедурами и снижением калорийности пищи позволяет тренировать нашу систему защиты от избыточного количества свободных радикалов. А соблюдение режима сна и бодрствования, обеспечит организм достаточным количеством мощного антиоксиданта — гормона мелатонина.

Поддерживая свой организм в борьбе с избытком АФК, мы можем дождаться появления «лекарства от старости». Потому что группа российских биохимиков РАН под руководством профессора В. П. Скулачёва активно изучает способность самоликвидации митохондрий из-за избыточного производства ими свободных радикалов. Учёными установлено, что именно этот процесс запускает старение человеческого организма, и разработан антиоксидант SQ1. Это вещество в небольших количествах будет доставляться непосредственно в митохондрии клеток и не будет подавлять полезные биологические функции малых доз АФК!

Статья опубликована в выпуске 25.06.2017