• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Великая Отечественная война: какой была битва подо Ржевом?

Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте.
В пятой роте, на левом
При жестоком налете…
А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом»

Совсем недавно подо Ржевом был открыт памятник битве, которая произошла в этих местах в 1942 году. До самого последнего времени про нее очень мало писали. Что же тут произошло и почему историки иногда называют ее «русским Верденом»?

Подбитый юго-западнее Ржева советский танк КВ-1 из состава одного из отдельных танковых батальонов приданных 29-й армии генерала Ивана Масленникова. Калининский фронт Фото: waralbum.ru

Битва под Верденом, она же «мясорубка под Верденом», длилась с февраля по декабрь 1916 года и унесла около 350.000 жизней с каждой стороны — всего около 700.000 погибших.

Ржевское сражение длилось год и три месяца, на 5 месяцев дольше Вердена, и стоило немцам около 700.000 (по данным разных авторов, от 677 тыс до 780 тыс. человек), тогда как общие потери РККА составили 1.374.217 (безвозвратно 605 984). Получается, что суммарные потери сторон превысили миллион военнослужащих. Больше, чем в Вердене.

Ржевско-Вяземская наступательная операция, январь-апрель 1942 года.
Ржевско-Вяземская наступательная операция, январь-апрель 1942 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Началась Ржевская битва с Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции, которую вели Калининский и Западный фронты. Велась эта операция с 8 января по 20 апреля 1942 года. Увы, наши генералы тогда только учились воевать. В ходе наступления была задача отбросить немцев от Москвы. Это удалось.

Но за немцами остался Ржев и Ржевский выступ. Попытки окружить немецкую группировку на Ржевском выступе оказались крайне неудачными.

Руководство РККА не смогло вовремя понять, что немецкое командование оправилось от растерянности из-за первых ударов РККА под Москвой и собирает резервы для контрударов. Враг смог окружить вырвавшуюся далеко вперед 33-ю армию. Попытка окруженных прорваться к своим оказалась неудачной, в апреле 1942 года разрозненные части армии прорывались, командующий армией генерал Ефремов был ранен и застрелился.

В ходе операции потери РККА составили 776 889 бойцов и командиров, при этом цифра безвозвратных потерь составила 272 320 человека. Вермахт потерял 331 438 человек убитыми, ранеными и пленными.

Ржевский выступ весь 1942 год был потенциальным плацдармом для наступления на Москву.

Динамика советско-германского фронта в конце 1942 — начале 1943 года
Динамика советско-германского фронта в конце 1942 — начале 1943 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Пытаясь избавиться от такой опасности, Ставка приказала подготовить и провести Ржевско-Сычёвскую наступательную операцию в августе-сентябре 1942 года. В этой операции армии Калининского и Западного фронтов попытались ликвидировать Ржевский выступ и разгромить находившуюся там 9-ю немецкую армию под командованием Вальтера Моделя.

Разгромить немцев не удалось, их только немного потеснили. Нашим войскам удалось продвинуться на 40−45 км, освободить три районных центра и выйти к городу Ржев.

В этой операции общие потери РККА составили 193 683 бойцов и командиров, общие потери Вермахта — 44 673 военнослужащих.

Военные историки утверждают, что у Вермахта существовал план «Смерч», в котором удары из района Демянска и от Ржева должны были окружить и разгромить Калининский фронт, открыв путь наступления на Москву. План не был исполнен, так как войска, предназначенные для его исполнения, были истрачены, т. е. погибли, при отражении атак советских войск.

С 25 ноября по 20 декабря 1942 года произошла Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция, которую иначе называют операцией «Марс».

Это была уже вторая попытка РККА разгромить противостоящую им немецкую армию и ликвидировать Ржевский выступ. Операция вновь закончилась неудачей. Немцев не разгромили, оборону им не прорвали, выступ не освободили. Правда, из-за проведения этой операции немцы не смогли снять с центрального участка фронта ни одной дивизии для помощи окруженной армии Паулюса.

Вид на немецкое кладбище в оккупированном Ржеве
Вид на немецкое кладбище в оккупированном Ржеве
Фото: waralbum.ru

К удару под Ржевом немцы были готовы, утверждал генерал Павел Судоплатов в книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930−1950 годы» — немцы заранее стянули свои резервы сюда, отчасти поэтому удался план «Уран» по окружению 6-й Армии Паулюса под Сталинградом. По словам Судоплатова, это была стратегическая радиоигра по дезинформации Верховного Командования Вермахта. Кровавое и безуспешное наступление под Ржевом поначалу отвлекло немецкое командование от наметившегося разгрома под Сталинградом.

Боевые потери 9-й немецкой армии Моделя составили 53 500 человек, наши потери составили 215 674.

В марте 1943 года немцы на Ржевском выступе провели операцию «Бюффель». Они сокращали линию фронта, дабы возместить потери под Сталинградом. Наши назвали операцию Ржевско-Вяземской наступательной операцией. Со 2 по 31 марта немцы, методично взрывая все оставляемое, отходили на временные рубежи, которые они защищали, пока саперные войска минировали и взрывали все объекты на территории между обороняемым и следующим временным рубежом обороны. В ходе операции длина линии фронта была сокращена более чем в 2,5 раза, с 530 до 200 км.

Дети возлагают цветы на могилы советских бойцов, павших в боях за освобождение Ржева
Дети возлагают цветы на могилы советских бойцов, павших в боях за освобождение Ржева
Фото: waralbum.ru

За выполнение этого плана отхода, повлекшего огромные потери среди мирного населения и уничтожение огромных материальных ценностей, Вальтер Модель был внесен в списки военных преступников. В ходе проведенной им антипартизанской операции были уничтожены десятки тысяч «партизан», которые в основном были безоружными.

Все попытки РККА прорвать хоть один из временных рубежей оказались безуспешными. Из городов были освобождены Ржев, Гжатск и Вязьма. Полностью и педантично разрушенные. Полные потери РККА составили 138 тысяч, немцы потеряли чуть меньше 16 тысяч.

Участники боев подо Ржевом вспоминали их как «мясорубку» или «прорву». Участник боев Михин в книге «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» Мы умирали, чтобы победить" написал:

Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боёв появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел.

Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске
Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске
Фото: Mitic, ru.wikipedia.org

Так что да, было и это. И хотя немцы тоже понесли в тех боях тяжелые потери — наши потери все же были очень тяжелы. И правильно написал поэт Александр Твардовский:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она —
Спасена.

Статья опубликована в выпуске 22.06.2020
Обновлено 24.08.2022

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно. Спасибо Вам, Вадим.
    В учебниках по истории такого не напишут, а надо бы!

    Оценка статьи: 5

    • Виталий Антонов Читатель 11 сентября 2020 в 04:02 отредактирован 11 сентября 2020 в 14:57 Сообщить модератору

      Магдалина Гросс,

      Написано в учебниках истории. Только их читать надо.
      Например официальное издание многотомника истории Великой Отечественной войны или Мемуары Жукова, где в сталинградском разделе Жуков рассказывает о операции Марс.

      О армии Ефремова почитайте. О вяземском десанте. О Холм-Жирковском выступе. О 29 и о 39 армиях. О рейде кавалеристов Белова и 11-го кавкорпуса. О партизанах на территории ржевского выступа.

      Надо просто читать то, что давно известно, а победы без крови не приходят.

  • Спасибо за публикацию.
    К сожалению, официальные историографы не любят писать о 42-годе:
    Харьков...
    Воронеж...
    Ржев...

    Оценка статьи: 5

    • Мне кажется, Владимир Голубков, что Ржев и Харьков - совершенно разные вещи.
      Харьков - это глупость Тимошенко и Хрущева - когда масса народа и техники тупо уничтожена и сдана врагу по приказу собственного командования фронта.
      А Ржев, большая его часть - это тягомотинная, жуткая война, когда в процессе "туда-сюда" бои шли месяцами - а немцы готовились отбить удар наших фронтов и не могли снять для Сталинграда лишние резервы, которые иначе могли бы отбить наше ноябрьское наступление там.

      • Игорь, может проглядел, но вы про Берлинскую операцию не писали?
        Интересно было бы почитать ваше мнение.
        Совсем не моя тематика, но вы я вижу глубоко копаете и интересуетесь. Поэтому и спрашиваю.

        P.S.
        А так больше по космической тематике мы пересекаемся. Как-нибудь напишу там комментарий.

        • По Берлинской операции, Григорий Шарапа, мой отец рассказывал...
          Как он на экзамене в Академии Связи в начале 50х эту тему сдавал на экзамене.
          Чтобы отвечать надо было штудировать секретные тогда документы в спецхране...
          А он был инженером... и эту тему профукал.
          А когда ему выпало отвечать начал от логических рассуждений, что да как...
          А принимавший экзамен подполковник его слушал-слушал, а потом сказал - "Ну что Вы, товарищ капитан навыдумывали? Я там был, все было вовсе не так."...

  • Игорь, большое спасибо за интересную статью! 5!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо на добром слове, Гертруда Рыбакова.
      Более всего обидно, что там было примерно 3 "наступательных" операции.
      И в ходе 3 из них потери наших и немцев если не равны, то примерно одинаковы.
      А вот самая последняя, сдача Ржевского выступа, немцами произведена изумительно - и они в ней потеряли НАМНОГО меньше солдат, вернув нам все взорванное сожженное и вывернутое наизнанку.

  • Спасибо, Игорь! Ужасно! Не представляю, сколько нашему народу пришлось пережить!
    Вы не помните, произведения Бондарева Горячий снег и Батальоны просят огня про какие операции?

    • Помню, Олег Стражников, "Горячий снег" - про немецкий контрудар под Сталинградом - с попыткой деблокады армии Паулюса. А "Батальоны просят огня" - про форсирование Днепра, когда немцев заставили поверить, что массовое форсирование будет сильно южнее Киева, а массовую переправу провели севернее, когда немцы резервы на юг стянули.

  • Мереке Жаныбаев Читатель 13 августа 2020 в 20:26 отредактирован 14 августа 2020 в 05:29 Сообщить модератору

    Хорошая статья Игорь Вадимов. Вы пишите что Ржевская битва началась с Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции с 8 января по 20 апреля 1942 года, а не могли бы Вы добавить отдельно по Вяземскому котлу.
    1). Вяземский котёл октября 1941 года. Тогда потери военнослужащих Красной Армии и ВМФ + военнослужащих пограничных воинских формирований и в/ч. из НКВД + органов гос. безопасности с народным ополчением только убитыми и ранеными составили 380 тысяч чел., а в плен после окружения попали свыше 600 тысяч наших воинов.
    2). Белорусская стратегическая оборонительная_операция_(с 22 июня — по 9 июля 1941г.) – наши потери свыше 417,8 тыс. чел.
    3). Киевская оборонит. операция_(41г. с июля -по 19 сент._1941г.)_Киевский котёл - безвозвратные потери = 627,8 тыс.чел.
    4). Смоленское оборонительное сражение июль - сентябрь 1941г. свыше 704,4 тыс. безвозвратных потерь.
    5). Битва при обороне и освобождении Ленинграда - потери только военнослужащих около 373 тыс. чел.
    6). Операция «Тайфун» - 1-фаза - (30 сент. 1941г. по ноябрь 41г.; и (2 фаза с 6 декабря 1941 г. по 30 янв. 1942 года) Всего в битве за Москву потери составили 1941 г. 656 тыс.а в 1942 г. ещё + 372 тыс. уже во 2-ой фазе. Всего = 1 млн. 28,6 тыс. чел.
    7). На Ржевско - Вяземском выступе - 1 млн., 374 тыс., 217 чел. в том числе безвозвратные - 605 тыс., 984 чел.
    8). Воронеж - Ворошиловградская обор. операция - с июня 42г. по 25 янв.1943г. - потери свыше 370 тыс. чел.
    9). Харьковская оборонительная операция (май 1942 г.)Харьковский котёл - более 415 тыс. чел. потери.
    10). Сталинградская – это самая грандиозная битва после Ржева потери Кр. Арм. = 1 млн., 135 тыс. чел.
    11). На Курской дуге - с 5 июля по 23 августа 1943 года общие потери за 50 дней боёв составили свыше 863 тыс. чел.
    12).Операция "Багратион"- в Белоруссии - июне - 1944 г. - 765,8 тыс. чел.
    13) В целом по Прибалтике и Карелии + на Севере в Мурманске- Архангельске; на Кавказе -Малой земле-Кубани и в битвах за Ростов и Крым - и далее в др. битвах, сражениях при освобождении зап./территорий РФ потери = 0,85 млн.чел.
    14).В целом др. оборонительных операциях(без Киева и Харькова) на Украине, битвах за Одессу- Севастополь - Донбасс и при освобождении всей Украины после падения Вост. вала Вермахта на Днепре с (сент. 1943 г. по ноябрь 1943 г.) и Молдовы - всего за - три года с 22 июня 1941 - по 28 окт. 1944 г; все потери = 1,8 миллионов военнослужащих_Кр./Армии без учёта партизан и подпольщиков.
    15). Во всех остальных битвах - за пределами СССР( за страны Балкан-полуострова, Польшу, Померанию зап. Европу) и при штурме Берлина - всего потери Кр./Армии исчисляются = 1,055 млн.
    _________________________________________________________ В 2015 году Мин. обороны РФ объявило следующие данные о безвозвратных военных потерях_ (убитые, умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести, попавшие в плен и умершие от болезней, погибшие от несчастных случаев и + осуждённые трибуналами - 994 279 чел., в т. числе к высшей мере наказания расстрелу были приговорены - 157,6 чел.). Всего общие потери вооружённых сил СССР_(РККА с НКМФ и + с/в.ч. НКВД) составили - 11 миллионов_444 100 чел - из них факт. в немецком плену находилось около 4, 56 миллионов военнослужащих - это тоже безвозвратные потери. Из 11,44 миллионов общих потерь - 11 млн., 271,2 тыс. чел. составляют - военнослужащие Красной Армии и ВМФ + 97,7 тысяч военнослужащие воинских формирований НКВД + плюс 75,2 тыс. это потери из числа сотрудников различных охранных ведомств, ор

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 14 августа 2020 в 12:22 отредактирован 14 августа 2020 в 12:22 Сообщить модератору

      Кстати, Мереке Жаныбаев, потери противников СССР, разумеется - только военные, составляют
      до свыше 3.600.000 убитыми, свыше 3.700.000 пленными, да союзнички их потеряли до миллиона убитыми и около 800.000 пленными.
      Выходит около 9.000.000 человек. А у нас военнослужащих считали от 8.700.000, потом до 11.000.000 дошли - и больше уже только с финтами и накрутками выходит. А общие наши потери под 30.000.000 выходят - так что больше половины потерь, процентов 70 - мирные жители, штатские, убиты по плану "Ост"...
      И ничего с этим не сделаешь - хоть вывернись наизнанку.

    • Виталий Антонов Читатель 11 сентября 2020 в 03:54 отредактирован 11 сентября 2020 в 14:57 Сообщить модератору

      Мереке Жаныбаев,
      Странно как-то вы суммируете потери. К "Вяземскому котлу" плюсуете потери при Тайфуне.
      Не забыли, что Вяземский котел это результат октябрьского удара в рамках Тайфуна и в 600 тыс., "плененных под Вязьмой" входят и пленные с Брянско-Орловского направления, а в число погибших "Под Ржевом" (на 500 км фронта и на 2 года войны) плюсуют павших во время Московской обороны и удара по врагу. Как бы дважды считают.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 14 августа 2020 в 07:30 отредактирован 14 августа 2020 в 07:30 Сообщить модератору

      Дорогой Мереке, Ваши пожелания уже выполнены. Про Вяземский котел написано в статье про ген.Лукина.
      Потери наших войск в 1944 описаны в статье про "10 Сталинских ударов".
      Вы совершенно правы - тот факт, что в плену погибло больше 70% военнопленных красноармейцев - это просто дикий ужас и показатель варварства гитлеровцев.
      Вообще - тот факт, что потери СССР в той войне сильно превысили 20.000.000 человек, из них военнослужащих оказалось меньше половины, тогда как большая часть потерь населения - мирные люди, женщины, дети, старики - есть показатель варваства оккупантов - и немцев и итальянцев и венгров и румын и финнов (а также - не проходящих, увы отдельными государствами - французов, испанцев, поляков, болгар, словаков, датчан, бельгийцев...) - поистине вся Европа шла с Гитлером на СССР - и все они огребли от СССР, чего они нам и не могут сегодня простить.
      Вы Мареке, затронули очень важный вопрос - может быть сами напишете статью про гитлеровский интернационал? Эвон, сколько вы цифр напихали в комментарий