• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Чамби Профессионал

Почему Кристину Пизанскую считают первой феминисткой?

«Будучи женщиной, я выступаю за женщин…», — написала шесть столетий назад Кристина Пизанская, задолго до появления массового феминистского движения. На рубеже XIV—XV веков в ее произведениях были подняты вопросы, к ответам на которые средневековое общество было не готово.

Кристина Пизанская читает книгу группе мужчин Фото: ru.wikipedia.org

Дочь эрудита

В середине XIV века в Венеции жил врач и астролог из Болоньи Томмазо да Пиццано. Он слыл ученым и мудрым человеком, поэтому венецианцы предложили ему пост советника.

В 1364 или 1365 г. у Томмазо родилась дочь Кристина, а спустя несколько лет сразу два европейских монарха — французский и венгерский — пригласили его к себе на службу. Томмазо ответил согласием Карлу Мудрому, возможно, потому что король Франции слыл интеллектуалом и покровителем культуры. Таким образом, в 1368 г. семья Пиццано оказалась в Париже.

Отец Кристины был человеком широких взглядов, поэтому решил дать дочери такое же образование, как и сыновьям. Ее обучали не только письму и чтению, но и философии, истории, а со временем она получила доступ в библиотеку Лувра — лучшую на то время в Европе.

В 15 лет Кристину выдали замуж за Этьена де Кастеля — королевского секретаря. По ее собственному признанию, их брак был счастливым, хотя и недолгим — спустя 10 лет Этьен скончался во время эпидемии чумы. К тому времени ушли из жизни король Карл Мудрый и отец Кристины, а братья вернулись в Италию. Так она осталась в Париже с матерью и тремя маленькими детьми практически без средств к существованию.

Кристина Пизанская и её сын
Кристина Пизанская и её сын
Фото: Приписывается — Мастер Часослова Бедфорда, ru.wikipedia.org

Презрев традиции

Обычным выходом для овдовевшей женщины в Средние века, да и позже, было вступление в новый брак, ибо забота о содержании семьи возлагалась на мужчин. Однако, несмотря на бесконечные судебные тяжбы по поводу унаследованного от покойного мужа имущества, разгар Столетней войны и политические проблемы в самой Франции, Кристина Пизанская принимает неординарное решение — самой заботиться о финансовом благополучии семьи.

«Я должна была стать мужчиной», — напишет она позже о своей обязанности содержать детей и мать. Вскоре Кристина уже руководила работой каллиграфистов, переплетчиков и миниатюристов в организованной ею мастерской по переписке книг, а в свободное время занималась литературным творчеством. Она писала баллады и другие стихотворные произведения не столько ради удовольствия, сколько с совершенно прозаической целью — разослать свои произведения влиятельным особам в надежде получить от них заказы.

Такой подход оказался верным. По прошествии двух лет, написав «Книгу ста баллад», Кристина Пизанская прославилась во всей Западной Европе и получила заказы от Филиппа II Бургундского, Жана Беррийского, Людовика Орлеанского и от королевы Изабеллы Баварской.

С этого времени литературный труд стал для нее едва ли не единственным источником дохода. Всего же ею было написано более 40 литературных произведений.

Кристина Пизанская преподносит свою книгу королеве Изабелле Баварской. Из рукописи XV в.
Кристина Пизанская преподносит свою книгу королеве Изабелле Баварской. Из рукописи XV в.
Фото: ru.wikipedia.org

В защиту женщин

В самом начале XV века во Франции состоялся один из самых известных литературных дебатов под названием Querelle de la Rose. В центре обсуждения была известная средневековая аллегорическая поэма «Роман о розе», в некоторых местах представлявшая женщин исключительно как объект вожделения и удовлетворения мужских инстинктов.

Разумеется, Кристина Пизанская выступила на стороне критиков поэмы, положив начало более общим дебатам (выходившим за рамки литературы) о положении женщин и их равенстве с мужчинами. Она опровергала распространенное в средневековом обществе мнение о природной неполноценности женщин. Кристина Пизанская утверждала, что если бы им было позволено получать образование наравне с мужчинами, то они ни в чем не уступали бы мужчинам. По мнению писательницы, неполноценность женщин была не врожденной, а культурной.

«Если бы было принято посылать девочек в школу и методично обучать их наукам, как это делается с мальчиками, они бы учились и понимали трудности и тонкости всех искусств и наук, так же как и мужчины», — написала Кристина в «Книге о Граде женском» (1405 г.), пожалуй, самом известном своем произведении.

Иллюстрация к «Книге о Граде женском». Рукопись XV в.
Иллюстрация к «Книге о Граде женском». Рукопись XV в.
Фото: ru.wikipedia.org

В «стенах» Града женского обитали женщины, которые внесли значительный вклад в развитие общества: воительницы, мученицы, святые, поэтессы или королевы. Кристина собрала женщин из истории и мифологии в этом городе, чтобы доказать — угнетение мужчин было единственной истинной причиной женской «неполноценности».

Она утверждала:

Не все мужчины (особенно самые умные) разделяют мнение о том, что давать образование женщинам — это плохо. Но это правда, что многие глупые мужчины подтверждают это, поскольку им не нравится, что женщины знают больше, чем они.

От забвения к признанию

В 1415 году оставаться в Париже стало небезопасно из-за продвижения английских войск, поэтому Кристина Пизанская предпочла укрыться в аббатстве Пуасси, где ранее приняла постриг ее дочь.

Уставшая и глубоко потрясенная ситуацией, в которой оказалась Франция, она перестала писать вплоть до появления Жанны д’Арк. Только в 1429 году Кристина прервала свое литературное молчание, чтобы написать религиозное произведение «Песнь о Жанне» — единственное сочинение, написанное еще при жизни Орлеанской девы. В следующем году Кристина Пизанская умерла.

Памятник Жанне д’Арк в Шиноне (Скульптор Ж. Руло, 1893 г.)
Памятник Жанне д’Арк в Шиноне (Скульптор Ж. Руло, 1893 г.)
Фото: ru.wikipedia.org

Поднятые ею вопросы о месте женщины в обществе и правах женщин были благополучно забыты, как и она сама, практически на 500 лет. Только в середине XX века поборницы женского равноправия отдали должное произведениям Кристины Пизанской. Симона де Бовуар, известная французская феминистка, писала о ней, как о первой женщине, вооружившейся пером ради защиты своего пола.

Статья опубликована в выпуске 1.02.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: