• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Вторая мировая: для чего разработали секретную английскую операцию «Бридфорд»?

Первая мировая война значительно укрепила армию Великобритании. В ней появились танковые и авиационные соединения. Ну, а флот англичан традиционно считался сильным и современным. Наверное, поэтому после окончания военных действий военное ведомство Великобритании как-то позабыло о некоторых аспектах своего флота. В частности, о торпедных катерах.

Патрульные торпедные катера Королевского флота, 1940 г. Фото: Общественное достояние

Да, как это ни странно, в Англии после Первой мировой войны практически не было торпедных катеров. И первые из них появились лишь в 1935 году. Да и на них многие военно-морские чины смотрели с некоторым пренебрежением, как на что-то, не вызывающее уважения и мало-мальского внимания.

Ситуация изменилась в 1940 году, после того как Англия вступила в войну с Германией. И появлению в английском флоте современных торпедных катеров предшествовали определённые поучительные события.

Случилось так, что после Первой мировой войны английская промышленность стала активно заказывать в Швеции всякие точные подшипники, приборы, станки, инструменты и так далее. А что, рыночная ведь экономика, свобода торговли и всё такое.

Сотрудничество со шведами крепло год от года. Но тут грянула Вторая мировая. И получилось так, что 15 норвежских транспортных кораблей с грузом для Англии оказались заблокированы в шведских портах. Произошло это в апреле 1940 года.

Англичане говорили немцам: мы ждём из Швеции уже оплаченный груз для своих гражданских предприятий. Ну да, конечно, отвечали немцы, но стратегический груз не выпускали.

Швеция хоть и сохраняла нейтралитет, идти на конфликт с сильной Германией, понятное дело, не хотела. Ну, а Норвегия и Дания уже были в союзе с Гитлером, вольно или невольно.

Немецкий многобашенный танк Neubaufahrzeug (Nb.Fz.) 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40), на улице Осло. Апрель 1940 г.
Немецкий многобашенный танк Neubaufahrzeug (Nb.Fz.) 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40), на улице Осло. Апрель 1940 г.
Фото: warallbum.ru

А ведь груз ценных материалов был очень нужен Англии! Заменить его было нечем. И тогда англичане решаются на смелый шаг: в январе 1941 года к берегам Швеции скрытно приближаются английские военные корабли и под их прикрытием пять транспортных судов (с трудом) ускользают от немцев и добираются до берегов Великобритании. На какое-то время английская промышленность получила столь нужные расходные материалы для своих нужд.

Время шло. В 1942 году англичане предпринимают вторую попытку вызволить свои подшипники и оборудование из шведских территориальных вод. На этот раз немцы потопили аж 6 транспортных кораблей (всего их, напомню, на тот момент было 10 в плену), а 2 корабля вынуждены были вернуться обратно, в сторону Швеции. И только 2 судна с ценным грузом добираются до английских берегов на этот раз.

И вот тут-то английские военные моряки вспоминают про торпедные катера. И решают с их помощью провернуть секретную операцию по возвращению остатков своего груза домой. Для чего и разрабатывают операцию «Бридфорд».

Суть военной операции заключалась в следующем. Чтобы не тащить к берегам Англии два больших и тихоходных транспортных судна (которые, скорее всего, потопили бы немцы), англичане хотели скрытно приблизиться к пленённым транспортникам на судах с малой осадкой, быстро (и тихо) перегрузить на свои корабли груз и скрыться из вида немецких сторожевых кораблей.

Вот для этой важной операции англичане и потребовали от промышленников выдать им несколько торпедных катеров, но не простых.

Прорыватель блокады «Гей Вайкинг», Англия, 1942 г.
Прорыватель блокады «Гей Вайкинг», Англия, 1942 г.
Фото: Общественное достояние

Военным морякам Великобритании понадобились быстроходные торпедные катера с малой осадкой. Отделение для экипажа перенесли на корму, для того чтобы и на палубу можно было класть груз. Трюм у этих катеров также оборудовали под быструю погрузку, для чего все суда снабдили небольшими кран-балками.

Ну, а для защиты от немцев английские катера располагали торпедными аппаратами, спаренными орудиями и пулемётами. На случай пленения все катера имели скрытые мины на борту, чтобы быстро затопить суда с ценным грузом.

Операция «Бридфорд» началась в октябре 1943 года, когда были построены и проверены пять новых торпедных катеров.

Первый выход в море этих специально оборудованных кораблей оказался не особо удачным: у берегов Дании немцы обнаружили английские суда и атаковали их. В итоге катера рассыпались в разные стороны и вернулись к родным берегам.

И тут обнаружилось, что во время нападения немцев (и последовавшей за этим суматохи) один из английских катеров без особых приключений добрался до Швеции, загрузился там по полной программе и уже успел вернуться к английским берегам! Таким образом стало понятно, что новые торпедные катера Великобритании вполне смогут довести операцию «Бридфорд» до удачного завершения.

Артиллерийский катер «MGB-502»
Артиллерийский катер «MGB-502»
Фото: Общественное достояние

Так оно и получилось. К концу марта 1944 года (к моменту завершения операции) быстроходные английские катера доставили на родину около 350 тонн грузов и 67 пассажиров. При этом англичане условно потеряли всего один катер, который был пленён, но не потоплен.

И эта забытая ныне операция английских моряков послужила хорошим толчком для развития торпедных (и не только торпедных) катеров после окончания Второй мировой войны.

Статья опубликована в выпуске 4.11.2021
Обновлено 1.09.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: