• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Зырянов Профессионал

Великий пожар Рима. Правда ли, что в нем виноват Нерон?

О пожаре Рима, вероятнее всего, известно многим. Его описывали и древние историки, и художники. О нем снимали фильмы. Как развивались события в те драматические дни, вы узнаете из статьи.

Карл Теодор фон Пилоти, «Нерон смотрит на горящий Рим», ок. 1861 г. Фото: ru.wikipedia.org

Рим — имперский город

Летом город был невыносим. Все, кто мог, ушли из него на виллы в Лацио или Кампании, наслаждаясь свежим воздухом и видом на море. Но такую возможность имели лишь несколько очень богатых римлян. Подавляющее большинство жителей Рима были преданы жаре, зловонию и тесноте городских улиц.

Рим был центром крупнейшей на тот момент Римской империи, городом римских императоров, местом тоски и логовом греха. Летом 64 года н.э. его населяло около миллиона человек. Город объединял в себе невероятные богатства и ужасающие страдания.

Дома самых богатых жителей города находились на холмах и их склонах, на расстоянии от шума и суеты в низинах. Императоры и их дворы жили на самом высоком холме — Палатин. Там были цветущие сады, проточная вода, роскошь и пресловутый декаданс. К моменту, рассматриваемому в этой статье, здесь жил император Нерон, бывший на троне уже около десяти лет.

Внизу город имел другой характер: трущобы характеризовались насилием и преступностью, болезнями и грязью. И именно внизу, на улицах города билась жизнь.

Богатые римляне отправлялись к своим местам работы в ароматных креслах-седанах в сопровождении сильных рабов, часто не владеющих латынью. Нищие в лохмотьях выстраивались вдоль дорог. Во многих местах улицы были достаточно широкими для проезда колесницы.

Кен Келли, «Колесница»
Кен Келли, «Колесница»
Фото: artchive.ru

Большая часть жителей Рима жила в некоих подобиях каркасов зданий, построенных с минимумом статики и часто превышающих допустимые 20 метров. Внутри бесплодные конструкции и подвесные потолки гарантировали, что в них поместится как можно больше людей.

Самым распространенным строительным материалом было дерево, которое использовалось снаружи для балконов, галерей и строительных лесов, а внутри — для стен, балок и дверей.

Тусклые масляные лампы и горящие факелы использовались повсюду как источники света и тепла, в связи с чем пожары в Риме были не редкостью. И поэтому еще при императоре Августе были созданы специальные группы людей для их тушения (в общей сложности около 3500 человек, разделенных на семь когорт, каждая из которых отвечала за два из 14 городских районов).

В этом отношении никто особо не удивился, когда в палящую июльскую жару 64 года произошел пожар. Но катастрофа, обрушившаяся на Рим, превзошла все, что бывало раньше, по своим масштабам и ужасам. Город горел в общей сложности девять дней и ночей. Когда дым рассеялся, десять районов оказались полностью или частично в руинах, только четыре остались нетронутыми.

Пожар

Пожар начался в ночь на 19 июля 64 года, в районе около Большого цирка, гигантского сооружения около 600 метров в длину и 150 метров в ширину, место зрелищных гонок на колесницах и, по словам Овидия, одно из лучших мест в Риме. По словам историка Тацита, огонь в цирке разгорелся и быстро начал распространяться.

Сначала он распространился на более бедные жилые районы к западу от Тибра. Затем июльские ветры гнали огонь с юга и юго-запада в сторону Капитолия — символического центра Рима, на южном холме которого «билось религиозное сердце города».

Вскоре пламя перекинулось на Палатинский холм и на другие холмы Рима с юга, запада и востока. Дом Августа, Храм Аполлона и Палатинская библиотека оказались под угрозой сожжения. Дворцу Нерона также угрожало пламя.

Спустя несколько часов огонь достиг северного фланга Палатина, который за считанные минуты был охвачен огнем. С востока начал гореть Форум с его храмами, рыночными залами и памятниками. Огонь неумолимо прокатился по Регии, официальной резиденции Великого Понтифика, Дому весталок и небольшому круглому храму Весты.

Затем огонь продвинулся дальше на восток через впадину между холмами Целием и Эсквилином, а от Капитолия огонь прокатился в низины между Виминалом, Квириналом и Марсфельдом. Две трети города горели. Огненная буря пронеслась по извилистым каньонам и внезапно изменила направление, заблокировала пути эвакуации и «заперла» людей на улицах.

Римские пожарные команды смогли защитить некоторые из наиболее важных зданий и мест от огня. Они вырезали противопожарные заграждения, сносили дома и тушили пожар днем и ночью с помощью распылительных насосов и реле для ведер.

Кадр из к/ф «Камо грядеши?», 1951 г.
Кадр из к/ф «Камо грядеши?», 1951 г.
Фото: kinopoisk.ru

Когда на девятый день пожар, наконец, погас, ни Капитолий, ни западный гребень Палатина серьезно не пострадали. Западная часть Римского форума также была в значительной степени нетронутой, как и Марсово поле.

А что же Нерон? А Нерон ожидал известий о пожаре на своей вилле в Антиуме на Тирренском море и поспешил в Рим незадолго до того, как пламя достигло его дворца на Палатинском холме. Когда прибыл император, город все еще горел и повсюду царил хаос. Просители убежища в панике разбегались и бежали за городские ворота.

Нерон построил временные убежища и выделил для этого свою частную землю. Из окрестных городов привозили предметы домашнего обихода, резко снизили цены на зерно. Даже Тацит, вечный критик римских императоров и, в частности, Нерона, признает, что сначала он честно выполнил свои обязанности.

Но вскоре распространились слухи: при виде моря пламени император пел кифарой о пожаре из башни Мецената. Более того: биограф Светоний, автор, больше интересующийся сплетнями, сообщает, что Нерон неоднократно делал пренебрежительные комментарии по поводу убогости условий жизни и дилетантизма предков в градостроительстве.

Что также имело большое значение, так это то, что, по словам Тацита, во время пожара наблюдались люди, которые, казалось, разжигали пламя, а не боролись с ним, и которые в хаосе заявляли, что действуют по приказу. Быстро пришли к выводу, что здесь работали приспешники Нерона.

Г. И. Семирадский, «Светочи христианства. Факелы Нерона», 1876 г.
Г. И. Семирадский, «Светочи христианства. Факелы Нерона», 1876 г.
Фото: artchive.ru

До сегодняшнего дня роль Нерона в пожаре до конца неизвестна. Но исследователи истории города, тем не менее, слабо склоняются к версии того, что император Нерон мог стоять за этим поджогом.

Статья опубликована в выпуске 7.11.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: