• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Какой была польская авиация к началу Второй мировой войны?

Первая мировая война привела к тому, что возродившееся польское государство овладело обширными территориями. Владение этими землями, например городом Вильно (сейчас — Вильнюс) или Пинском (территория нынешней Беларуси) было весьма спорным, но тут, как говорится, слов из песни не выкинешь. И вот эти обширные приобретения надо было как-то контролировать, а в случае войны — защищать.

В общем, решило руководство новой Польши создать, помимо прочего, и собственную военную авиацию.

В Польше после приобретения независимости существовали Центральные авиационные мастерские в Варшаве. На их базе в 1928 году создали Государственное авиационное объединение — «ПЗЛ».

Но только в 1931 году означенное предприятие приступило к разработке польского самолёта. Курировал этот вопрос в то время конструктор Станислав Праусс.

В следующем году Праусс получил заместителя — доктора технических наук Франтишека Миштала. У того уже был патент на авиационное крыло особой конструкции, и свои наработки Миштал намеревался использовать при создании нового польского самолёта.

Прошло ещё время, и в августе 1934 года в небо поднялся польский самолёт, ещё не серийный образец, а прототип — П-23/1. Двигатель, кстати, на этом прототипе был английский, производимый в Польше по лицензии.

Машина польских конструкторов получилась «сырой». В результате появился второй прототип — П-23/2. На нём был улучшен обзор, двигатель опущен вниз, а на обтекателях стоек предусмотрели посадочные огни. Этот самолёт был лучше, и, конечно же, сразу же начались его испытания. Однако в сентябре 1935 года во время испытательного полёта самолёт разбился, в результате чего погиб экипаж.

Самолёт-бомбардировщик PZL.23 Karas
Самолёт-бомбардировщик PZL.23 Karas
Фото: ru.wikipedia.org

Совсем скоро польские конструкторы представили третий прототип — П-23/3. Вот эту машину польские военные и признали годной для ведения боевых действий.

Самолёт этот в документах стал именоваться как ПЗЛ П-23А «Карась». В 1935 году министерство обороны Польши заказало на заводе «ПЗЛ» 240 таких самолётов, а в 1937 году — ещё 10.

И тут выяснилась одна неприятная вещь. Лицензионные английские двигатели, устанавливаемые на «Карась», были капризными. В результате поляки решили устанавливать на свои самолёты другие двигатели этой же английской фирмы, но более надёжные. Эти машины получили название ПЗЛ П-23Б.

В общем, польские самолёты с индексом «А» передали в центры подготовки польских авиаторов, а машины с индексом «Б» пришли к ним на замену в состав военных соединений.

Известно, что к началу Второй мировой войны в польской армии имелось 120 военных самолётов типа «Карась». Что любопытно — лишь 80 машин из этого количества были оснащены радиостанциями.

Польский самолёт «Карась» (вариант с индексом «Б») получился довольно неплохим, и его решили заиметь болгарские военные. По заключённому контракту Болгария в 1937 году получила 12 машин П-43 и П-43 Б (это были экспортные модификации уже упомянутых выше «Карасей» П-23Б). Болгарские военные высоко оценили польские самолёты и заказали ещё 36 таких для пополнения своих вооружённых сил.

Самолёты эти были изготовлены, но поляки отгрузили их с опозданием. Дело в том, что Германия к началу 1939 года вторглась в Чехословакию, и польские власти, напуганные этим, реквизировали самолёты, предназначавшиеся для Болгарии.

Впрочем, испуг польской верхушки отчего-то быстро прошёл, и к началу Второй мировой войны Болгария получила 33 самолёта польских авиастроителей.

1 сентября 1939 года началась война Германии с Польшей. В этот же день один из польских «Карасей» сбил немецкий самолёт.

2 сентября польские военные лётчики на тех же самых «Карасях» вполне успешно бомбили скопления немецких войск на дорогах своей страны. И не только в этот день, понятное дело.

Более того, польские «Караси» совершили несколько налётов на территорию фашистской Германии, и эти налёты имели большой военный и психологический успех для короткой, но яркой войны Польши с Германией.

  • Интересно, что из 120 самолётов типа «Карась» в боях и под бомбёжками погибло 112 этих машин!

Известно, что к 17 сентября 1939 года остатки польских самолётов были эвакуированы в ещё нейтральную на тот момент Румынию. Всего было спасено почти 100 машин в эти дни, причём 40 из них были те самые «Караси».

Румынские легкие бомбардировщики PZL P.23B на аэродроме Морозовская под Сталинградом
Румынские легкие бомбардировщики PZL P.23B на аэродроме Морозовская под Сталинградом
Фото: warallbum.ru

И хотя сентябрьская компания 1939 года на тот момент многими оценивалась как неудачная для Польши, она всё же показала способность польского народа к отстаиванию интересов собственной многострадальной родины.

Статья опубликована в выпуске 18.01.2022
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: