• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как США воевали с Японией во Второй мировой войне?

Соединённые Штаты Америки принято считать одной из стран, победивших фашизм в 1945 году. Однако известно, что долгое время американцы вели военные действия против Японии и лишь в 1944 году решились участвовать в военной операции против гитлеровских войск в Европе.

Кадр из к/ф «Перл-Харбор», 2001 г. Фото: kinopoisk.ru

Следует пояснить, что первый период столкновений с Японией был весьма неудачным для Америки. В Пёрл-Харборе США потеряли свои корабли после налёта авиации противника, недалеко от Сингапура японцы потопили мощные британские военные суда — линейный крейсер «Рипалс» и линкор «Принц Уэльский». И это — помимо того, что были потоплены и десятки других, более мелких судов.

В общем, японцы решили, что после таких потерь американцы сильно присмиреют. Однако военное руководство Японии расслабляться, разумеется, не собиралось и решило создать мощную оборону на подходе к своим островам.

Для этого командующий объединённого японского флота адмирал Ямамото распорядился выставить дозорные корабли на расстоянии 600−700 миль восточнее японских берегов. И этот дозор растянули в эдакую линию с севера на юг почти на 1000 километров.

Японское военное руководство предполагало, что американцы не будут впрямую атаковать своего противника, а подведут поближе авианосцы и уж затем осуществят воздушную атаку на японские города и военные базы.

При появлении американских кораблей с японских судов должны были быть посланы радиограммы в Токио. Там в воздух следовало поднять боевые самолёты, а по морю планировалось направить в сторону американцев мощные японские корабли. В общем, всё просто и довольно чётко.

Линкор «Ямато» на испытаниях, 1941 г.
Линкор «Ямато» на испытаниях, 1941 г.
Фото: Общественное достояние

Однако американцы, скорее всего, знали об этих планах японцев и решили претворить в жизнь свою весьма оригинальную военную идею.

Да, пускать свои суда в открытое столкновение американцы, ясное дело, не собирались. Этих судов на тот момент было не так уж и много. Вместо этого они действительно собрались атаковать противника с воздуха. Только не палубной авиацией, а с помощью тяжёлых армейских бомбардировщиков с высокой дальностью полёта.

Известно, что к описываемому моменту у США ещё было в строю несколько авианосцев. Среди них — «Хорнет», тяжёлый авианосец, вступивший в строй в 1941 году.

Означенный корабль был очень серьёзной военной единицей. Он имел полное водоизмещение в 29100 тонн, 4 двигателя мощностью каждый по 120 000 лошадиных сил, что позволяло кораблю двигаться с максимальной скоростью в 33 узла.

«Хорнет» способен был нести на себе аж 84 самолёта! Кроме этого, у него имелось 8 орудий калибром 127 мм, 16 зенитных орудий калибром 28 мм, 16 пулемётов калибром 12,7 мм и две катапульты. Последние предназначались для запуска самолётов.

И вот этот самый грозный «Хорнет» американцы решили пустить в сторону Японии. Только бомбить на этот раз планировалось не палубными самолётами, а тяжёлыми бомбардировщиками В-25. Их на «Хорнете» удалось установить всего 16 штук.

Американский авианосец «Хорнет» под ударами японской авиации в бою у островов Санта-Крус
Американский авианосец «Хорнет» под ударами японской авиации в бою у островов Санта-Крус
Фото: waralbum.ru

Так как армейские бомбардировщики были велики и тяжелы, их разместили прямо на палубе, а не в ангарах, как было до этого с небольшими самолётами. Соответственно, не понадобились в этом случае и специальные лифты для самолётов.

В общем, в апреле 1942 года переоборудованный «Хорнет» выдвинулся в сторону Японии, где и был обнаружен дозорным судном противника 18 апреля 1942 года.

Японцы быстро сообщили своему командованию о судне неприятеля, началась боевая тревога. Увы, японцы не знали, что «Хорнет» в этот раз нёс на себе тяжёлые армейские бомбардировщики с высокой дальностью полёта. Они весьма успешно отбомбились по нескольким крупным японским городам, включая и столицу.

По этому поводу, весьма для американцев приятному, была даже созвана пресс-конференция. Но на ней не сообщили, что лишь часть из американских бомбардировщиков смогла уцелеть и приземлиться на аэродромах континентального Китая, где не было японских военных. Ведь возвращаться на обнаруженный японцами «Хорнет» было весьма опасно…

Сам тяжёлый авианосец «Хорнет» был потоплен буквально через полгода, 27 октября 1942 года.

Горящий самолет камикадзе пикирует на американский авианосец «Эссекс»
Горящий самолет камикадзе пикирует на американский авианосец «Эссекс»
Фото: waralbum.ru

Впрочем, вдохновившись успехом описанной выше операции, американцы в 1942 году переоборудовали в авианосцы 9 крейсеров, а в 1943 году и вовсе построили аж 32 совершенно новых тяжёлых авианосца типа «Эссекс». Которые, кстати говоря, вполне неплохо успели повоевать в годы Второй мировой войны.

Статья опубликована в выпуске 2.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Американцы воевали в Северной Африке, воевали в Атлантике с подлодками Деница.
    Да и по поводу информированности американцев во время войны на Тихом Океане - они взломали японский код - и знали об решениях японского доводили до командиров японских эскадр и соединений.

    Оценка статьи: 4

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 2 сентября 2022 в 18:32 отредактирован 2 сентября 2022 в 18:49 Сообщить модератору

    Может быть статья и интересная, но её информативность и особенно правдивость сразу вызвали вопросы после первых же двух предложений.
    С самого начала заинтересовало утверждение автора (дословно);
    "Однако известно, что долгое время американцы вели военные действия против Японии и лишь в 1944 году решились участвовать в военной операции против гитлеровских войск в Европе...."
    Откуда такой нигилизм и зачем?
    А как же "Битва за Атлантику", начавшаяся в декабре 1941 года?
    Это ведь Европейский театр действий.
    А воздушная война с 1941-го года ( 8-я воздушной армии ВВС США сбросила на Германию 1561 тонн бомб, в 1942 — 44 165 тонн, в 1943 году — 389 119 тонн и т.д.)
    Зачем так легковесно искажать то, что действительно было, коллега?
    Статья опубликована в разделе "История", а некоторые отступления от истины в журнале допускаются только в разделе "Проза жизни"