• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как в России вводили всеобщее образование и что из этого вышло?

Итак, закон о школьной реформе 1908 года. Вводивший, по распространенному мнению, обязательное бесплатное начальное образование. 3 мая 1908 года действительно был одобрен закон, касавшийся школьного образования. Правда, назывался он «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования».

М. И. Жук, «Портрет гимназиста» (фрагмент). 1906 г. Фото: Общественное достояние

Средства отпускались на финансирование (постройку, оборудование, содержание) казенных начальных училищ. И да, обучение в финансируемых из казны училищах становилось бесплатным.

А вот о введении всеобщего обязательного начального образования в этом законе нет ни слова.

Хотя эта инициатива, действительно, была, но в другом документе. В законопроекте министра народного просвещения П. фон Кауфмана, так и называвшемся: «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».

Кстати, этот проект был внесён в Государственную думу даже раньше, 20 февраля 1907 года.

И действительно, первый его пункт гласил:

1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.

А. М. Корин, «Опять провалился», 1891 г.
А. М. Корин, «Опять провалился», 1891 г.
Фото: Общественное достояние

Устанавливались также продолжительность обучения, число учеников на одного педагога и площадь, обслуживаемая школой:

3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе — 4 года.

4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50.

5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.

Организовывать все это должны были органы местного самоуправления, с частичным включением в число создаваемых (и финансируемых из казны) школ и имеющихся церковно-приходских школ — ЦПШ.

Плюс сохранялись, разумеется, и подведомственные Синоду ЦПШ.

Так что да, такой законопроект действительно был. С осени 1907 по середину 1912 рассматривался в Думе, комиссии по народному образованию и Государственном совете.

Между думой и Государственным советом возник конфликт: Госсовет был не против даже увеличить финансирование — если отменить крайний срок перехода на всеобщее обучение. Дума же, наоборот, категорически настаивала на завершении программы за 10 лет.

И. Е. Репин, «Заседание Государственного совета», 1903 г.
И. Е. Репин, «Заседание Государственного совета», 1903 г.
Фото: artchive.ru

В конце концов, Госсовет в 1912 году отклонил сам проект…

Впрочем, подвижки были. Упомянутый выше закон от 3 мая 1908 года об отпуске дополнительных средств работал, и с 1908 по 1914 г. бюджет народного образования увеличился втрое, в т. ч. было открыто 50 тысяч новых школ.

Надо отдать должное: Николай II здесь не скупился.

Так что к 1914 г. на 1000 человек населения приходилось учащихся:

  • в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек;
  • в Российской Империи — 59…

И обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение таки вводится: к 1915 году в 15 земствах из… более чем 440, примерно в 3%.

Хочу сделать небольшое отступление.

Безусловной заслугой Советской власти является ликвидация детской беспризорности. Масштабы были колоссальными: в 1921 в стране насчитывалось от 4 до 7 млн. беспризорных детей. Разброс оценок почти двукратный… Неудивительно, с учетом ситуации общей разрухи. Так что массовая беспризорность в целом была ликвидирована лишь к середине 30-х!

В. А. Дрезнина, «Феликс Эдмундович Дзержинский среди детей в трудовой коммуне», 1953 г.
В. А. Дрезнина, «Феликс Эдмундович Дзержинский среди детей в трудовой коммуне», 1953 г.
Фото: Общественное достояние

Вдумаемся: по полной идут коллективизация и индустриализация, создана мощная сеть школ, да и правоохранительные (или репрессивные, тут уж для кого как!) органы работают по полной — и только тут беспризорность побеждена. При том, что большевики умели быстро и жестко решать проблемы. Но, видимо, ситуация была очень серьезной, раз понадобилось столько времени.

И еще одно «но»: хотя ликвидация беспризорности — безусловная заслуга большевиков, сама столь массовая беспризорность стала следствием революций и Гражданской войны.

А вот массовая неграмотность досталась от царских времен. И ликвидация безграмотности стала одним из первых масштабных большевистских проектов.

В 1918 году издается Декрет о Единой Трудовой Школе.

Новая школа — двухступенчатая: 5 (от 8 до 13 лет) и 4 года (от 13 до 17 лет). Она основана на принципах:

  • всеобщности и обязательности;
  • единства программы;
  • бесплатности;
  • классовости (в задачу школы входит формирование классового сознания);
  • национального характера (на национальных окраинах обучение идет на национальных языках).
Г. С. Васецкий, «Первое сентября», 1960 г.
Г. С. Васецкий, «Первое сентября», 1960 г.
Фото: Общественное достояние

Обязательное преподавание русского языка будет введено в 1938 году. Основные задачи решены, дошла очередь до формирования единого языкового пространства…

  • К 1928 году в СССР действует порядка 120 000 школ, в 1939 — 152 000.

1930 год — Закон о всеобщем обязательном неполном среднем образовании: 4 года (начальное) для сельской местности, 7 лет (неполное среднее) для города.

В 1934 году школа становится трехступенчатой: начальная (1−4 классы), неполная средняя (1−7), средняя (10 классов).

Почти с нуля организуется система среднего технического образования.

Во-первых, при предприятиях создается сеть школ фабрично-заводского обучения (ФЗУ), где подростки получали не только общее образование, но и начальные профессиональные навыки. То есть предприятия готовят рабочие кадры для себя и, видимо, сразу с учетом специфики конкретного производства.

Также к 1939 году создается сеть из около 2700 техникумов.

Н. Г. Ломакин, «Первая деталь», 1953 г.
Н. Г. Ломакин, «Первая деталь», 1953 г.
Фото: Общественное достояние

И еще два важных момента.

  1. Вначале Советская власть пыталась разрешить отменить вступительные экзамены в вузы, открыв путь туда всем желающим. Но, как выяснилось, множество студентов попросту не имели элементарного начального образования. А строящейся стране требуются специалисты! И уже с 1919 года создается система рабфаков с 3−4-летним сроком обучения. Это не что иное, как «латание дыр» дореволюционного подхода к образованию, своего рода продолжение и часть ликбеза, только на другом уровне.
  2. И второе: создание в СССР мощнейшей системы клубного, кружкового образования. Как для детей, так и для взрослых. Не нужно воспринимать это как развлечение и просто форму досуга. Это тоже было, но ничуть не менее важно было и повышение образовательного и культурного уровня, в т. ч. технической и спортивной подготовки.

Но мы говорили больше о начальном общедоступном образовании, основе всех прочих ступеней.

К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

А. М. Иванова, «Нахимовцы в военно-морском музее», 1949 г.
А. М. Иванова, «Нахимовцы в военно-морском музее», 1949 г.
Фото: Общественное достояние

А теперь давайте сравним цифры и факты из истории страны.

  • 1906 год — проект закона о всеобщем начальном образовании.
  • 1912 — проект отклонен.
  • К 1917 году — уровень грамотности порядка 30−35%. Это во вполне благополучной, мирной пока еще стране.
  • 1918 — принципиально новая власть, получившая в наследство разваленную экономику, войну, голод, сопротивление, вынужденная решать множество задач сразу и вовсе не уверенная, что вообще удастся удержаться; вводится обязательное школьное образование.
  • С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез».
  • 1926 год, ситуация лишь начинает меняться — грамотны (умеют читать и писать) 40,7% населения: 60% горожан, 35,5% селян.
  • К 1939 году уровень грамотности граждан в возрасте 9−49 лет достигает 87,4%.
  • 97% детей, окончивших начальную школу, перешли в среднюю.
  • И конечно, вузы, венчающие систему образования. Если в 1916 году в стране их было 95, то в 1927 г. — 148, а к середине 1930-х — 832.

А помните, выше я приводил данные по армии Российской империи о том, что в 1912 году среди нижних чинов насчитывалось 41,5% грамотных? За 20 лет Советской власти среди призывников насчитывалось около трети… нет, не грамотных, а получивших среднее и высшее образование.

Н. Л. Веселова, «Награждённый учитель», 1950 г.
Н. Л. Веселова, «Награждённый учитель», 1950 г.
Фото: Общественное достояние

Мне кажется, комментарии излишни…

Статья опубликована в выпуске 13.09.2022
Обновлено 21.01.2024

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Леонид Котляр Леонид Котляр Мастер 13 декабря 2023 в 13:34 отредактирован 13 декабря 2023 в 13:59 Сообщить модератору

    И всё же комментарии захотелось продолжить, особенно здесь:
    С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез».
    К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

    На днях статью "Дефляция - фантастика или аналог Ликбеза, где Россия стала первой" в Дзен начал так: Моя мама 1901 года рождения была в семье восьмым ребенком, а её мама не знала ни одной буквы алфавита. Внучка - школьница не верит в реальность подобного. Прогресс нельзя остановить, поэтому и дефляции быть.
    [

    Оценка статьи: 5