Карл-Август Аванти Грандмастер

Исследования диеты древних людей

Хотите настоящую палеодиету? Открываем рот и — ложечку за общего предка человека и человекообразных обезьян, ложечку за неандертальцев, ложечку за первых Homo. В ход пойдет все, что съедобно.

Фото: по лицензии PxHere

Пища играет важную роль в жизни человека. Древние памятники письменности раскрывают секреты популярных рецептов ушедших эпох. Если нет кулинарных манускриптов, можно внимательно рассмотреть фрески и скульптурные изображения. Среди сюжетов любимых древними творцами непременно найдутся сцены застолья.

А как узнать, чем питались те, кого принято называть людьми каменного века? Интересует ли этот вопрос медиков? Конечно! Изучение диеты представителей нашего вида, обитавших в диких условиях, помогает лучше понять физиологию, отследить эволюцию пищевых предпочтений, опровергнуть огромное количество вредоносных мифов.

Фото: по лицензии PxHere

Наверное, все сталкивались с рекламой какой-либо диеты, которую позиционируют как самую соответствующую человеческой природе. Назвать это профанацией легко, но как доказать ошибочность утверждения? Аргументами могут быть только научно доказанные факты кулинарных изысков наших предков.

Допустим, археологи нашли останки человека вместе с костями оленя. Можно ли утверждать, что наш герой покоится со своим традиционным обедом? К сожалению, нет. Несчастный двуногий примат и копытное могли быть добычей хищника или жертвами каннибала. Даже если ели только животное, трофей мог достаться людям уже обглоданным. Как видите, версий развития событий множество.

Почему же ученые не стесняются делать однозначные заявления относительно археологических находок? Люди малограмотные уверяют, что исследователи просто выбирают самую симпатичную им гипотезу и назначают ее единственной верной. Придуманные невеждами персонажи обладают уникальным умением эффективно вести переговоры и быстро договариваться. Существуй они в реальности, их бы похищали для формирования дипломатических корпусов ведущие мировые политики.

На самом деле каждое научное утверждение является результатом ряда исследований, позволяющих с максимальной точностью выяснить судьбу той или иной находки.

Представьте себе, что современные технологии отвечают не только на вопрос, ел ли древний человек мясо животного, кость которого обнаружена на стоянке, или в погребении, но и какими растительными компонентами он обогащал свой рацион. Огрызок яблока многотысячелетней давности найти непросто, а вот узнать, что конкретный древний примат лакомился фруктами, возможно.

Фото: по лицензии PxHere

Не зря наш вид носит имя sapiens — наблюдательные потомки древних охотников и собирателей научились расшифровывать загадки прошлого. Инструментарий исследователей включает как лабораторные анализы, требующие специального оборудования, так и операции, которые можно провести при помощи изобретенного несколько веков назад микроскопа. Работа ученого зачастую увлекательнее, чем труд криминалиста, однако режиссеры и писатели игнорируют ее. Пора восстановить справедливость.

В феврале 2023 года журнал PNAS представил работу американских антропологов и анатомов, собравших самые точные современные методы исследования археологических находок, позволяющих восстановить диету древних Homo и их предшественников. Ученые мужи уделяют внимание:

• Морфологии зубов изучаемого вида.
  • Характеру износа зубов ископаемых останков людей и их предков.
  • Зубному камню и остаткам пищи, застрявшей между зубами.
  • Наличию на костях животных следов орудий.

Чтобы определить, насколько плотоядным был индивид, проводится изотопный анализ зубной эмали. Обнаружение некоторых микроэлементов в останках может подсказать, на какие именно продукты налегала особь. Анализ ДНК современных и древних популяций позволяет узнать о способности организма усваивать те или иные продукты. Поиск на стоянках следов огня отвечает на вопрос, подвергались ли продукты термической обработке.

Фото: по лицензии PxHere

Благодаря вышеописанным методам, ученым удалось выяснить, как в ходе эволюции менялась диета наших предков. Наличие взаимосвязи между рационом и строением тела доказывает важную роль питания в формировании нашего вида.

Если так, то какое именно блюдо способствовало нашему развитию в прошлом и как его приготовить, чтобы не пасовать сегодня? Единого рецепта быть не может, ведь приспосабливаться к изменяющейся среде, осваивать новые кулинарные и не только технологии, расселяться по планете нашим предкам позволила всеядность.

• Когда вам предлагают какую-то мудреную систему питания под видом естественной диеты человека, не верьте. Условия жизни, созданные природой, не позволяли нашим предкам привередничать за столом. Все съедобное, что попадалось им под руку, шло в общий котел.

Так называемая палеодиета, исключающая из рациона зерновые и бобовые, выдумана тем, кто не знаком с исследованиями останков неандертальцев из ближневосточных пещер Кебара и Шанидар. Распространение способности усваивать лактозу во взрослом возрасте происходило путем жесткого естественного отбора в неолите, из чего логически следует признание возможности нормальной жизни человека, лишенного этой особенности в нашу эпоху изобилия, а не идет по возвращению обратно.

Фото: по лицензии PxHere

Не забывайте, что продолжительность жизни и состояние здоровья людей палеолита оставляли желать лучшего. Их губили не только инфекционные заболевания и травмы, но и голод, оставивший четкие следы на их останках. Они жили и умирали в трудах, направленных на обеспечение себя и своего рода вкусной и полезной пищей.

Быть достойным их — питаться рационально, не отказываясь от продуктов ради баловства. Но и не переедать, насмехаясь над их бедами.

Будьте здоровы!