• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Какие сцены известных фильмов было невероятно трудно снимать?

Сегодня все проблемы со спецэффектами или трюками можно решить с помощью компьютерной графики. Но такие возможности в киноискусстве были далеко не всегда. Даже сейчас уважающие себя мастера кино намеренно отказываются от «зеленого экрана» для достижения максимальной правдоподобности, а некоторые актеры исполняют сложнейшие трюки сами, несмотря на возможность пригласить дублера.

Фото: Bokskapet, pixabay.com

Что такое «зеленый экран»? Зеленый экран (хромакей) — это специальный термин, означающий особую технологию совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. С помощью этого способа можно поместить людей или предметы на произвольном фоне, снятом в другом месте, что в настоящее время и делают все чаще как в кино, так и на телевидении.

Но зрители, которые застали эпоху кинематографа до «Властелина колец», «Матрицы», «Звездного пути» и почти всех серий о Гарри Поттере, ценят и запоминают кадры, в которых все сложнейшие трюки и приемы выполняются без применения компьютерной графики.

Вот пятерка фильмов, в которых использованы сложнейшие съемки.

1. Фильм: «Челюсти», 1975 г. Эпизод «Выныривание акулы с последующим обрушением на корму»

Режиссер: Стивен Спилберг.

В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс.

Согласно сюжету фильма, огромная акула-людоед нападает на отдыхающих на вымышленном курортном городе Новой Англии, острове Эмити, и паника, вызванная ее появлением, заставляет местного шефа полиции предпринять попытки поймать чудовище с помощью океанолога и профессионального охотника на акул.

Самой сложной стала сцена, где разъяренный монстр выпрыгивает из воды и обрушивается на корму судна, которое следом начинает тонуть. Механическая акула никак не хотела подчиняться человеческой воле, а однажды во время съемочного процесса даже перевернула лодку.

Пришлось снять фильм так, чтобы акула представляла собой невидимую и ужасающую силу на протяжении большей части картины только для того, чтобы показать ее реально лишь в финальном акте. И тут режиссеру невероятным образом повезло с композитором фильма, без музыки которого знаменитых на весь мир «Челюстей» просто бы не было.

Кадр из к/ф «Челюсти», 1975 г.
Кадр из к/ф «Челюсти», 1975 г.
Фото: kinopoisk.ru

Сам композитор Джон Уильямс позже рассказывал, что режиссер сначала не оценил его идею ввести музыкальную тему акулы-людоеда, Спилберг рассмеялся, посчитав новаторскую и немного странную идею композитора шуткой. Но в итоге из-за «выходок» главной героини режиссер пошел на то, чтобы сменить съемки модели акулы на музыку.

В фильме главным образом намекают на присутствие животного, используя для эффекта зловещую музыкальную тему, написанную Джоном Уильямсом. За эту композицию он даже был награжден «Оскаром» за лучшую музыку к фильму в 1976, а саундтрек стал одной из главных фишек фильма.

В итоге впервые «в полный рост» мы видим акулу лишь через 1 час 20 минут от начала фильма, и то недолго: с этим кадром съемочная команда вдоволь намучалась.

2. Фильм: «Титаник», 1997 г. Эпизод «Заполнение лайнера водой»

Режиссер: Джеймс Кэмерон.

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер, Глория Стюарт, Билл Пэксто и др.

О съёмках фильма сам режиссер писал:

После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа „Титаника“». Наш фильм — кинематографический венок этим людям.

Съемки стали для участников фильма грандиозным событием. Специально для «Титаника» пришлось построить отдельную студию на побережье Росарито в Мексике. Макет лайнера почти в натуральную величину был воссоздан в водах огромного бассейна — финальная модель судна достигала 231 метра в длину, настоящий же лайнер был всего на 38 метров длиннее.

А чтобы добиться максимальной достоверности в эпизоде, где вода только начинает заполнять лайнер, съемочной группе пришлось использовать 40 тысяч галлонов воды. Но даже их оказалось недостаточно, в итоге объём воды был увеличен втрое. Пришлось на ходу перестраивать часть поврежденных декораций, которые не выдерживали такого напора.

3. «Мост через реку Квай», 1957 г. Сцена обрушения моста

Режиссер: Дэвид Лин.

В ролях: Алек Гиннесс, Уильям Холден, Джек Хоукинс, Сессю Хаякава и др.

Во время Второй мировой войны группа британских солдат оказывается в плену у японцев. Пленных используют на работах по возведению железнодорожного моста через реку Квай. Это объект важного стратегического значения, и японцы пытаются уложиться в кратчайшие сроки.

Британскому командованию становятся известны эти планы, но при этом никто не знает, что в строительстве моста участвуют их соотечественники. И группа коммандос отправляется на реку Квай с задачей взорвать возводимый там мост.

В кульминации фильма мост разрушается в тот момент, когда по нему проезжает поезд. Вместо того чтобы снимать сцену с использованием масштабных моделей, создатели фильма решили построить, а затем взорвать настоящий мост в натуральную величину. Затраты времени и денег, необходимые для строительства моста, означали, что у них будет только один шанс запечатлеть эту критическую сцену на камеру.

Не обошлось и без опасных моментов. Сначала съемочная группа построила на реке дамбу, чтобы уровень воды стал достаточно низким для съемок. К сожалению, из-за проливных дождей вода все равно поднялась, и съемки пришлось отложить на 11 дней.

Чтобы получить достаточное количество кадров взрывающегося моста, съемочная группа установила пять камер, но во время съемок произошел сбой. Поезд уже двигался по мосту, и его невозможно было остановить. Но на всем ходу поезд врезался в грузовик с генератором, и эта счастливая случайность спасла сцену.

Благодаря тщательной подготовке (и маленькому чуду) режиссеру Дэвиду Лину удалось за два дубля снять эпизод, ставший одной из незабываемых сцен в истории кинематографа.

4. «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», 2011 г. Восхождение Тома Круза на Бурдж-Халифа

Режиссер: Брэд Берд.

В ролях: Том Круз, Пола Пэттон, Саймон Пегг, Джереми Реннер.

Том Круз — актер, известный тем, что предпочитает сам выполнять самые рискованные трюки.

Примерно в середине фильма Итан Хант (Том Круз) вместе с командой прилетает в Дубай и останавливается в отеле Бурдж-Халифа, где должна состояться сделка по передаче кодов управления ядерными ракетами. Для этого актеру надо было взобраться на внешнюю сторону башни Халифа — самого высокого искусственного сооружения в мире.

Круз отказался и от дублеров, и от компьютерной графики — он выполнил трюк сам. Актера прикрепили к тонкому страховочному тросу, и в итоге он оказался висящим на уровне 126-го этажа. Трос потом удаляли из кадров при помощи компьютерной обработки.

Это был один из самых эффектных трюков в карьере Круза и в мировом кино.

5. «Спасти рядового Райана», 1998 г. Сцена дня «Д»

Режиссер: Стивен Спилберг.

В ролях: Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бёрнс, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Вин Дизель, Джованни Рибизи и др.

В этом фильме неугомонный Спилберг хочет во что бы то ни стало добиться правдоподобия происходящего, не используя при этом визуальные эффекты. Воссоздание штурма в день «Д» на пляже Омаха для фильма «Спасти рядового Райана» подразумевало экипировку армии, в которой были задействованы 1500 статистов, в том числе 1000 ирландских солдат. Сцена высадки войск снималась в течение целого месяца.

Стивен Спилберг решил снимать этот эпизод с помощью ручных камер, таким образом он как бы помещал зрителя в центр действия. Техника работала блестяще, паника и боль на лицах солдат на экране непосредственно ощущались зрителями. Это феноменальное и навязчивое зрелище на сегодняшний день остается самым жестоким изображением войны, когда-либо запечатленным в реконструкции.

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»
Фото: Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»

На съемку отдельных кадров были потрачены целые дни. Спилберг не использовал раскадровку, чтобы выбрать нужные ракурсы. Огромные усилия, вложенные в получасовой эпизод, окупились: Спилберг получил высшую гражданскую награду США, а «Спасти рядового Райана» многие считают самым реалистичным воссозданием войны, когда-либо виденным в кино.

Эта подборка фильмов включает в себя меньше четверти кинолент с натуральными постановочными сценами. Мы видим, что когда режиссер и съемочная группа привержены реализму, нет предела, который они не преодолеют, пока работа не будет выполнена и зритель в зале не ахнет от изумления.

Статья опубликована в выпуске 13.03.2022
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: