• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Нина Грищук Профессионал

Какие трудности нас ожидают на пути к чиновникам? Часть 2

Мы прошли уже половину пути при попытке решить свои вопросы у чиновников, осталась вторая половина. Но эта половина отнюдь не легче. Еще рано расслабляться. Соберитесь с силами. Они вам понадобятся. Потому что, как говорит народная мудрость: «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». Итак, продолжаем.

8. Пока дожидались возвращения чиновника в свой кабинет, за эти дни вы смогли восстановить свою нервную систему и пошатнувшееся здоровье из-за этой же нервной системы. Ваша нервная система еще не закалена в ходьбах по чиновникам. Итак, вы решили выстоять в этой неравной битве до конца. Теперь вас можно назвать спартанцем, потому что теперь вы следуете их девизу: «Спартанцы не сдаются, они только умирают».

9. Дождавшись возвращения чиновника, вы с новыми силами кинулись осаждать его кабинет. Но чиновники просто так не сдаются. Вы все-таки попали к нему на прием. И, о чудо, у вас теперь есть все нужные и ненужные бумажки, да еще в трех экземплярах, так что он не смог отправить вас собирать еще какие-то бумажки. Решение вашего вопроса вам уже видится в скором, даже очень скором будущем.

10. Но. Здесь вы натыкаетесь еще на одну прописную истину: ни одного решения, и ни одного очень (!) необходимого вам документа нельзя добиться быстрее, чем через одну-две недели. Так что вам нужно снова прийти через одну-две недели. А счастье было так возможно!

11. Вы приходите через две недели, и вас поджидает еще одна прописная истина: очень нужные документы нужно ждать не один раз по две недели, а несколько раз по две недели. В лучшем случае, вам скажут, чтобы вы пришли через неделю. Чтобы как-нибудь да отомстить им, можете взять их номер телефона, и периодически нервировать их, то есть напоминать о себе, вдруг в памяти закрепится и когда вы придете в следующий раз снова через неделю, ваши документы будут готовы.

12. Протоптав уже тропу, вы в очередной раз приходите через неделю. И в этот раз решаете, что вам нужно дать взятку. Иначе, если все будет продолжаться в таком же духе, вы долго не выдержите. Вы сюда уже ходите только после хорошей дозы успокоительных. Вы потеряли веру в справедливость, и у вас уже начинается депрессия, истерика, невроз, психоз… Теперь вам кажется, что вы скоро воплотите буквально в жизнь, точнее в смерть девиз спартанцев, точнее, печальную часть этого девиза.

13. О, чудо! После дозы некоторых капиталовложений в нужные карманы, все ваши проблемы начали очень быстро решаться. И как вы сразу не догадались так поступить? Ну конечно, вам же хотелось по-честному, по-справедливости, вам казалось, зачем платить деньги за то, что вам и так бесплатно положено.

14. Наконец-то вы добились своего. И хоть ждать вам пришлось в три раза дольше, чем вы рассчитывали. А заплатить сколько пришлось? Вы даже не знали, что у вас столько денег есть. Но теперь вы счастливы. Счастливы оттого, что больше никогда не вернетесь в это здание, что вы прошли все испытания. Вы выдержали! Вы живы! А нервная система восстановится.

В этом хлопотном деле — чего-то добиться от чиновников — вы должны помнить главное: «Никогда не теряйте надежды». Даже в Библии описывается история, как вдова пыталась добиться справедливости от нечестного судьи. И что же, она своего добилась, она взяла его измором. Она столько раз и так часто ходила к судье, что надоела ему. И только чтобы избавиться от нее, он решил ее проблему.
Так что, как видим, проблема чиновников актуальна во все времена и народы.

Желаю вам поменьше замечать неприятных закономерностей. Обращайте свое внимание только на хорошие закономерности. И тогда солнце засияет ярче.

Удачи вам!

Статья опубликована в выпуске 6.04.2008
Обновлено 7.01.2009

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ЧИНОВНИКИ

    Каков смысл существования чиновника? Думаю, что не очень ошибусь, если скажу, что психологический индивидуальный смысл существования чиновника состоит в том, чтобы показать клиенту, кто здесь хозяин. Это упоение властью над отдельно взятым человеком доходит до того, что Ф. Достоевский называл «административным восторгом».

    Административный восторг – это эмоциональная составляющая чувства, возникающего при исполнении обязанностей чиновника. А обязанность эта – следование нормам. Это отличный инструмент, который позволяет загнать в угол самого искушённого просителя (а клиенты чиновника – это просители). Ни шагу без инструкции, соответствующей бумаги, иначе говоря, порядка!

    «Вы принесли бумаги в папке, а у нас написано русским языком – в скоросшивателе! Мы не можем принять такие бумаги!» (разговор в ОВИРе). И попробуйте поспорить…

    Наверное, чиновник ощущает себя диспетчером или регулировщиком, направляющим потоки людей и бумаг в «нужном» ему направлении. Единственное, что ему нужно делать, – следить за правильностью исполнения чего-то, перекладывая все обязанности по оформлению на самого просителя (папки, скоросшиватели, «прошивка» документов и т.п. – уже стало рутинным требованием к представляемым документам). Порой кажется, если бы просители сами могли поставить подписи и печать на свои прошения, то чиновники с удовольствием переложили бы и эти обязанности на них, оставив за собой только право взимать за это мзду. Загоняя просителя в угол, чиновник побуждает его дать взятку, чтобы избавиться от необходимости следовать идиотским и зачастую совершенно невыполнимым требованиям.

    Исходя из сказанного, легко заметить, что самым главным результатом деятельности любого чиновничьего аппарата становится проволочка – торможение любых проектов, дел, процессов. Главное их дело (как это ни парадоксально звучит) – ничего не делать!

    А чтобы ничего не делать, чтобы «отфутболить» любого просителя существует множество ставших уже стандартными приёмов. Вот только некоторые из них, а также те контрприёмы, которые позволяют просителям бороться с чиновником и даже иногда побеждать в этой явно неравной борьбе.

    «Пойди туда – не знаю куда…» «Так… Вам надо всё переделать… Нет! Это совершенно не то… Даже не знаю, что вам сказать… Ну просто всё переделать… Всё никуда не годится… Идите и переделайте… Посмотрите, как это сделано у других (каких других?)…» и т.д. Степень возмущения и его искренность настолько обескураживают просителя, что он уходит так и не поняв, а что, собственно, переделать и как? Контрприём: «Аккуратный исполнитель». В следующий раз принести то же самое со словами: «Я всё переделал, как вы мне велели!» Он наверняка не помнит о своих замечаниях. Настроение (или терпение) у чиновника может измениться, и он пропусти ваш проект.

    «Это не моя компетенция!» Вас просто отсылают к другому лицу. Часто по сценарию №1. В идеальном случае дело пускают по кругу: через несколько инстанций вы попадаете к тому же человеку и всё начинается сначала. При этом каждое звено очень вразумительно и нередко вежливо (вежливость – золотое правило хорошего чиновника!) объясняет вам, почему это не их компетенция. И вы быстро понимаете, что и правда – не их! И только несколько позже понимаете и то, что вообще нет чиновника, в чью компетенцию это бы входило… Свободу для такого поведения дают запутанные инструкции, которые нередко противоречат одна другой и которые сами чиновники и пишут. Это – как забастовка по принципу «работа по правилам», когда бастующие требуют от руководства соблюдения всех инструкций и правил, которыми в идеале обставлен рабочий процесс (инструкции по технике безопасности, санитарным нормам, социальным завоеваниям трудящихся и т.п.). Поскольку следовать этим нормам на практике просто невозможно, в результате любая работа парализуется. И заметьте (!) – при полностью чистой совести бастующих. Чиновник – это тот же бастующий…

    Контрприём: «Правдоискатель». Разыскать инструкцию, которая указывает, что это его компетенция. «Душка». Вы – весёлый лёгкий человек, сыплете анекдотами и прибаутками, у вас «полезные связи», с вами можно расслабиться и забыть о гнусной жизни и т.д.

    «Да! Но…» Чиновник согласен с вами. Он даже хвалит ваш документ и вашу работу, но, говорит он, и… далее всё идёт по сценарию №1, но в приличных и ласковых выражениях: «Нужно немного исправить… сущую ерунду… вот здесь и здесь… и немного вот здесь… (короче – всё…)». Или разговор приобретает иной характер: «Да! Да, да, да! Но в настоящий момент ничем помочь не могу… Не та ситуация… нужно немного подождать… не тот момент…» и т.п.
    Контрприём: «Беспомощное слабоумие». Вам надо прикинуться слабоумным и настаивать на своём: «Я женщина слабая, беззащитная…».

    «Слон из мухи?» Этот вариант похож на сценарий №1, но только адрес, по которому вас пошлют, – известен… Вас просто пошлют подальше. Чиновник находит реальные (пусть мелкие) промахи и раздувает их до размеров неисправимых недостатков, при этом «накачивая» себя благородным негодованием: «Почему это письмо не на бланке? Вы что, думаете, министр станет это читать? Это же филькина грамота!.. А где согласование с экологической комиссией?» В результате вы понимаете свою некомпетентность и убожество и пристыженно уходите…

    Контрприёмы: «Скандалист-правдоискатель» и «Человек со связями». Пригрозить жалобой в вышестоящую инстанцию. Вы – скандалист со стажем, который добьётся своего! В более мягкой форме, вы – «человек со связями» (полунамёки) и также своего добьётесь…

    «Страшно загружен – не до вас!» Вы попадаете в кабинет, где чиновник от скуки играет в компьютерные игры, но в тот момент, когда вы открываете дверь, он уже сидит со скорбным лицом, погруженный в чтение многочисленных бумаг, и глубоко вздыхает. Если в этот момент, на его счастье, звонит телефон – он тотчас погружается в «дела»… Он даже сам может включить какие-нибудь пейджеры и тамагочи, чтобы всё вокруг звенело и пищало: он занят, обескуражен (у него кислая физиономия) и ему явно не до ваших дел… «Ну нельзя же доканывать занятого человека! Имейте совесть!» – написано на его лице… И вы с чувством вины уходите, извиняясь.

    Контрприёмы: «Бестолковый дурачок» и «Проситель-жертва». Вы опять слабоумны и не замечаете, что человек «занят». Вы также жертва обстоятельств и просите о помощи, апеллируя к его чувству вины и сострадания…

    «Заезженная пластинка». Чиновник талдычит вам одно и то же, повторяя свои ригидные замечания, пока вы не потеряете терпение и не сочтёте за счастье уйти…

    Контрприёмы: «Тёртый калач» и «Энтузиаст». Вы настойчивее, чем чиновник и «ломаете» его своим упорством (кто кого). В первом случае он видит, что вы прошли «огонь, воду и медные трубы», во втором – демонстрируете фанатичный энтузиазм и «болезнь за дело». С фанатиками лучше не связываться… Вам проще дать, чем объяснять, что вы ничего не получите.

    Приведённые приёмы и контрприёмы, конечно же, не исчерпывают всей сложности реальной жизни. Понятно, что контрприёмы условно поделены между приёмами и в реальности они могут сколь угодно сочетаться. Нельзя забывать и о самых общих местах человеческого общения: нельзя злить чиновника (и вообще людей, от которых чего-либо ждёшь) слишком вызывающим видом, одеждой, манерой держаться, богатством и т.п. Порой лучше «прикинуться пиджаком» – нищим, глупым, жалким, провинциальным и т.п., но получить своё. Социальная мимикрия – залог успешной работы против заговора чиновников!

    Оценка статьи: 5

  • КАКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛЬНО ВЛИЯЮТ НА УСПЕШНОСТЬ ПЕРЕГОВОРОВ С ЧИНОВНИКАМИ

    Ваш имидж. Кто вы и кого вы представляете, какую организацию.

    Как ещё пятнадцать-двадцать лет назад воспринимали сотрудника КГБ или партаппарата ЦК КПСС? Магические слова «ЦК» или «КГБ» открывали любые двери, и тебя везде выслушивали, а по возможности и помогали. Но прошли те времена, канули в Лету. Что сейчас прокуратура, банк, администрация президента, Совмин, налоговая инспекция, РУБОП? С кем лучше не ссориться, а ещё лучше дружить; каков ваш удельный вес; кто вы – врач или академик, капитан или генерал-менеджер, или генеральный директор солидной фирмы; ваш имидж – и ваша одежда в зависимости от уровня. Не всегда имеет смысл надевать на себя самое дорогое, если идёте в госструктуру. Этим вы можете спровоцировать зависть, желание поставить вас «на место», поэтому одеваться лучше скромно, но со вкусом.

    Ваши связи. С кем вы общаетесь? Кто может вас представить или порекомендовать? Возможно, вы вхожи в кабинеты высокопоставленных чиновников, тогда к вам будет другое отношение. Кто реально может попросить за вас, сделать нужный звонок, написать соответствующее письмо? Иногда один звонок решает больше, чем кипа бумаг.

    Ваше умение вести разговор: чётко излагать суть вопроса, используя блеф, эффективно убеждать и аргументировано возражать. Красиво и убедительно сформулировать проблему, показать значимость вашего предложения.
    Интересно ли ваше предложение организации, в которую вы пришли.

    Умение вписаться в требуемые данной организацией рамки; показать, что вы соответствуете всем критериям данной организации или решению конкретного вопроса.

    «Ты – мне, я – тебе». Чем вы, конкретно вы, можете быть полезны чиновнику: информацией, деньгами, связями, решением его собственных проблем.

    Что вы или ваша организация может сделать для государственной структуры: оргтехнику, товары со скидкой и др.
    Насколько вы привлекательны сами как человек – ваша доброжелательность, улыбка, жесты, мимика, приятный голос.
    Временной фактор. Чиновник должен к вам привыкнуть, поэтому не ждите, что уже с первой встречи у вас наладятся с ним отношения. Практика показывает: определённый уровень доверия создаёт четвёртая-пятая встреча.

    Оценка статьи: 5

  • Ставлю 5 за каждую часть Вашей статьи.

    Всё что Вы описали в первой и второй частях Вашей статьи это хрестоматийная истина. Бюрократия появилась не в наше время и даже не в наше и не в прошлое тысячелетие, а гораздо раньше, может даже во времена нашего каменного предка. И всё время человечество изобретает способы борьбы с чиновниками, а те в свою очередь мзобретают всё новые и новые пытки для просителей.

    Правильно определил психологическую подоплёку чиновничего беспредела Константин Вишневский (Strannik)
    И очень даже даже доходчиво он же описал способы противодействия чиновникам, но к сожалению эти способы не универсальны.

    Ндааа. Я боюсь что в этой жизни я не застану когда чиновники повернуться к просителям хотя бы боком и так придётся глядеть им в задницу, а когда уж сильно что то надо то придётся и лизнуть эту задницу.

    Оценка статьи: 5

    • Дорогой Александр!

      Да нет ничего универсального в жизни, что одинаково хорошо работало бы в той или иной ситуации...

      Погскольку чиновников превеликое множество, то и столько же, а ещё лучше на порядок больше, способов противодействия должно быть в арсенале каждого человека...

      Что касается того, застанете Вы или нет повернувшегося к Вам хотя бы боком чиновника, могу сказать лишь одно: если будете пассивно ждать, то участь у Вас будет точно такая, про которую Вы сами и написали - глядеть в чиновникам в задницу и очень часто подлизывать её...

      А для того, чтобы этого избежать, надо с чиновничьим беспределом не бояться бороться... Поверьте опыту, не такая уж это неприступная крепость, какой кажется на первый взгляд...

      Существа эти очень подлые и необычайно трусливые... Больше всего на свете они боятся широкой огласки своей преступной деятельности равно как и преступной бездеятельности... Поэтому самым эффективным лекарством по противодействию чиновничьему беспределу в мире является строгий общественный контроль...

      А это уже другая, большая и серьёзная тема...

      Желаю Вам смотреть всё таки в другом ракурсе...

      Оценка статьи: 5

      • Мне казалось, статья на ШЖ должна быть полезной. В чем польза данной статьи? Помочь сэкономить время на хождения по кабинетам путем дачи взятки сразу, а не ближе к концу?

        на мой взгляд удивительно бестолковая статья, муссирующая неприятные эмоции и не предлагающая никакого решения в принципе.

        • А Вы уверены, Елена, в том, что оно может быть возможно в принципе, решение, о котором Вы пишете?

          Видимо вы из категории тех, людей, которые привыкли жить строго по инструкции. А когда её нет, человек просто в ступор попадает...

          Статья рассказывает о том, что ждёт многих людей при общениями с чиновниками... Ничего она не предлагает дать взятку с первой же минуты...

          Она как раз-таки наоборот предостерегает от этого...

          Полезность её уже в том, что она вооружает людей знаниями о методах работы чиновничества... Ну а то, какие методы противодействия им применять, каждый человек решает сам... Некоторые предпочтут дать взятку, кто-то задницу лизнуть, а есть ведь и такие, которые сумеют поставить любого чинушу на место и затавить его добросовестно выполнять свои обязанности...

          И потом. Самое главное. Не ВСЕ чиновники в нашей стране, к счастью, сволочи. Есть достаточное количество грамотных и достойно выполняющих свою работу людей... Так вот нам, гражданам как раз таки на примере подобных статей надо учиться делать так, чтобы нерадивых чиновников стновилось меньше, а достойных прибавлялось. И вот это как раз целиком и полностью зависит ТОЛЬКО от нас... Без нашего желания и участия сделать жизнь для себя удобной во всех cферах нокаким образом она сама по себе не изменится...

          Оценка статьи: 5

          • Нет, Константин, решения здесь нет, вопрос риторический Можно было бы ответить на другие вопросы - как держаться достойно когда чиновник выматывает тебе нервы, имеет ли смысл жаловаться одному чиновнику на другого, где можно собрать полную информацию о требуемых справках и какой нотариус-адвокат-консультант может грамотно проконсультировать какие документы как и где собрать и т.п.

            Во всем, что вы говорите, я с вами согласна. Вот только статья ни одного из этих ответов не дает. И даже не подталкивает к таким мыслям. По непонятной мне причине она еще и разбита на две части, обе одинаково бесполезные )))