• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Татьяна Димитрова Дебютант

Как и кому написать жалобу?

К сожалению, пройти через это приходится многим: так нас «достанет» какое-то явление в нашей жизни, что рука тянется к бумаге. Не стихи писать, не письмо про любовь, а жалобу.

Помните, у Василия Шукшина рассказ такой есть — «Кляуза»? Знакомое состояние? Тогда почитайте мои советы, может быть, что-то запомнится и пригодится.

Жалоба — не заявление в милицию, её не нужно писать сразу, «по горячим следам», когда в глазах темно от гнева, эмоции захлёстывают, а фразы на 70% состоят из междометий. Дайте себе время переварить ситуацию и разобраться, кто и как довел вас до такого состояния, что нужно было сделать и вам, и им, чтоб избежать этого, и какой выход может быть приемлем сейчас.

Разобрались? Тогда берем бумагу и ручку (а лучше — компьютер и принтер) и начинаем писать.

В правом верхнем углу пишем название организации, в которую мы решили обратиться. Если вам на 100% точно известны фамилия, имя и отчество её руководителя — пишите, это хорошо. Если есть сомнения, кто там сейчас — Иванов или Сидоров — не пишите. Лучше без обращения обойтись, чем обратиться неправильно.

Строкой ниже — от кого. От вас, к примеру, «от Марии Ивановны Петровой, проживающей в г. Дальнегорске, ул. Янтарная, 6, кв. 15, тел. 8-ххх-ххх-хххх». Телефон указывать очень полезно. Множество вопросов может проясниться в беседе: выскажете ненаписанное, избавите исполнителя от необходимости додумывать или разыскивать вас.

А вот теперь, как в школе, «с красной строки» излагаем суть нашей жалобы. Тут нужно постараться. Во-первых, рассказать подробно, во-вторых, не слишком длинно. Вся жалоба должна уместиться на 1−2 страницах. Исключите жалобы «на жизнь в целом». Потому что, читая о том, «как было раньше хорошо и как сейчас стало всё плохо», начальник, к которому вы обращаетесь, подумает, что уж политический строй или ваш возраст от него точно не зависят, так что вряд ли он сможет вам помочь. Лучше всего изложить какой-то конкретный факт, который нарушает ваши права и душевное равновесие. Второе — важно. Потому что «душевность» в жалобе трогает даже заскорузлых чиновников. Ведь они тоже живые люди, и им приходится иногда так же несладко, как и вам. И если они могут «примерить на себя» вашу проблему, им будет проще искать решение.

Со следующей красной строки нужно обоснованно указать на виновника вашей печали. Человек ли это, или какие-то обстоятельства, укажите на них, объясните, чего вы ждали, а что получили.

И, наконец, расскажите, чего вы хотите добиться. Не абстрактной справедливости вроде «мира во всём мире», а от минимальных извинений должностного лица до замены некоего оборудования, возмещения ваших убытков или компенсации морального вреда.

Внизу — дата, подпись. Посылайте или относите в нужные инстанции и ждите ответа. По закону он должен быть дан в течение месяца.

Вот, по сути, и всё. Всё просто, но, больше 10 лет работая с обращениями граждан, я поняла, что лишний раз напомнить простые истины не помешает.

Есть еще некоторые тонкости, о которых стоит сказать. Обращайтесь на 1−2 уровня выше виновника проблем. То есть если вас обидел слесарь — к начальнику ЖЭКа или в районную администрацию. Многие пишут сразу Президенту — уверяю вас, это бесполезно. Всё равно жалоба вернется к начальнику ЖЭКа, а вы потеряете время.

Есть, конечно, немалая вероятность того, что с уровня этого малого начальника вы получите не помощь в решении, а пустую отписку, вот тогда обратитесь еще на 1−2 уровня выше, приложив копию полученного ответа. Теперь ваше обращение возьмёт на контроль начальник покрупнее и, будем надеяться, доведет до разумного и справедливого решения.

Хотя по большинству жалоб такие решения принимаются, не факт, что именно вы справедливости тоже добьётесь. И тут самый ценный совет. Если речь не идёт о жизни и смерти, не принимайте ничего слишком близко к сердцу. Честное слово, иногда люди сами подогревают в себе недовольство до такого состояния, что оно превращается в «жажду мести» и грызёт самого жалобщика изнутри, доводя до нервных расстройств и болезней.

Не забывайте, жизнь — не всегда справедлива, но всё равно хороша. Лучше прощать близких и далёких, чем добиваться возмездия. Многие проблемы лучше решать самим, не ожидая помощи извне. Острый угол почти всегда выгоднее обойти, чем скруглить ценой сотни синяков.

Не уверена, что дам правильный с точки зрения российского чиновника совет, но мне в жизни чаще помогали друзья, чем официальные лица. Особенно, когда я сама стала читать чужие жалобы и вникать в их суть.

Удачи вам! И торжества справедливости!

Статья опубликована в выпуске 3.02.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (50):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень важная тема, жизненная.
    Дополню: отдавая заявление , обязательно в 2-экземплярах, обратите внимание, что его должны зарегистрировать или поставить подпись принявшего и дату на втором экземпляре, который остается у вас.
    И если есть хоть малейшая возможность, лучше плюнуть и забыть.

    • Ната Александрова, спасибо за уточнение. Дата на втором экземпляре будет важна, если в течение месяца вы ответ не получите. Можно будет обратиться в прокуратуру, сославшись на Закон "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

      Оценка статьи: 5

  • К вышеизложенному: иногда отказываются принимать жалобу... Тогда отправить заказным письмом, с уведомлением и описью. Время уйдёт чуть больше, но можно быть уверенным - письмо не "потеряют". Ну а самому вести папку с копиями, квитанциями и другими документами, т.е. быть "бюрократом" в хорошем смысле, бить "врага" их же оружием.

    • Александр Яковенко, да, вы правы, бюрократы бывают разные. Но описанные вами откровенно нарушают федеральный закон "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
      ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", прокуратура за это может (и должна) наказать руководителя, так что редкий клерк сейчас решается на такое безобразие.
      Я сама чиновник (в обычном смысле слова - госслужащий с классным чином), принимающий обращения граждан, в т.ч. жалобы, так не принимаю только нецензурные Но по ним никто работать не будет, даже с квитанцией...

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Димитрова, не принимают жалобы достаточно часто, придираясь по мелочам... типа: рукописно не принимаем, неприёмный день, начальник в отпуске, секретарь заболела и т.д. К сожалению: у нас страна непуганых идиотов и очень многие "насяльники" даже не догадываются о ФЗ "О порядке...", рассуждают типа, а у нас АО, ЗАО, ООО и т.д. а не госпредприятие. ну а жалобы, обращения, заявления надо действительно писать на холодную голову, с указанием нарушенных прав, со ссылками на НПА.

        • Александр Яковенко, к сожалению, редко встретишь в России доброжелательное отношение власть имущих. Тут можно только одно советовать: делай, как Крошка-Енот Если сам будешь уверен в себе и доброжелателен, вероятность того, что к тебе так же отнесутся возрастёт.

          Оценка статьи: 5

  • Татьяна Димитрова, спасибо за такой подробное и позитивное пошаговое руководство. Удивительно, что Вы с таким стажем в госструктурах не потеряли чувства юмора! Здорово. Меня утомляют чиновники, стараюсь с ними не соприкасаться. Однако жизнь иногда заставляет. На что обратила внимание: люди с просящими лицами и в униженных позах (насмотрелась в коридорах и на таких) сами провоцируют клерков гонять их по кабинетам.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Жанна Магиня, да, мне до Вас ещё далеко. Рабы, которыми нас воспитывали с детства долго вытравляются. Но стараюсь. Раньше рот боялась открыть, теперь иногда получается отстоять своё право. Уже несколько раз смогла воспользоваться законом "О защите прав потребителя". Как же меняются наши обидчики, когда мы со знанием дела требуем выполнения их обязательств! Законы надо знать, ликвидировать правовую безграмотность, тогда будет не так грустно от того, что приходится стоять в очередях за какой-нибудь бумажкой.

      Оценка статьи: 5

    • Татьяна Димитрова Татьяна Димитрова Дебютант 3 февраля 2010 в 11:31 отредактирован 3 февраля 2010 в 11:31 Сообщить модератору

      Жанна Магиня, спасибо
      Я считаю, что свою работу нужно делать хорошо, в чем бы она не заключалась. Я не просто в госструктурах, я настоящий чиновник (повторяюсь), я работаю с людьми и с их обращениями. Не так тесно, как описанные вами бюрократы (отрасль другая), но всё же... Честное слово, не гоняем мы людей из угла в угол, стараемся помочь во всём, отвечаем вовремя и по существу.
      Но ведь каждый из нас в разное время в разных ролях оказывается. И когда самой приходится просить и жаловаться, мне хоть есть на что опереться (на свой опыт), а многим, знаю, не на что. Для них и писала это краткое руководство. Удачи вам! И доброжелательных и умных чиновников!
      Уверяю вас, мы не все такие "утомительные"!

      Оценка статьи: 5

      • Самый последний случай. Три месяца в моем дворе нет дворника и подъезд столько же не моет уборщица - каждый опять стал мыть свою площадку. а тут еще нам сделали одолжение - побелили подъезд, да так хорошо, все поулили! Уборщицы нет... Засучили рукава и отдраили свои территории. Чисто и светло. НО! Платить за те услуги, которые сами себе оказываем, отказались все вместе. Содержание общей территории - взяли расшифровку этой статьи и написали заявление о перерасчете по квартплате. Шевелятся. Сразу и уборщицу нашли, и дворника. Дитя не плачет - мать не разумеет!

        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Жанна Магиня, тут и не поспоришь При всей моей "продвинутости" я тоже Президенту писала. И тоже по поводу мамы. И примерно с тем же результатом, что и вы. Спустили на крайздрав, оттуда еще куда-то, в итоге - моему(! не маминому даже!) участковому врачу! И когда он пришёл, бедный, ко мне домой (мама живет в другом районе города), я прослезилась. Извинилась, объяснила в чем дело, и убедилась лишний раз, что так высоко писать бесполезно совсем. Обращение в главврачу маминой поликлиники принесло гораздо больше пользы.

          Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Влад Коган, не всегда волнующий вас вопрос может быть рассмотрен в суде. И я тоже точно знаю, что жалобы часто помогают. Не буду процент называть, ибо привыкла оперировать цифрами только если уверена в них.
      Я - чиновник. При этом нормально работаю. Т.е. получаю деньги именно за ту работу, которой от меня ждут, по-честному зарабатываю. У меня хорошее образование. Я умная и доброжелательная. Не ищу жертв, не давлю слабых и т.п. Чес-слово, так бывает
      И мне очень жаль, что бывает по-другому.

      Оценка статьи: 5

      • Чаще всего по-другому и бывает. Что-то меня сегодня потянуло на истории из жизни....

        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

    • Влад Коган, полностью согласна с Вами!

      Оценка статьи: 3

      • администратору - если ОТВЕТИТЬ - в курсиве, то он не работает и я не могу написать свой коммент?

        Татьяна Славина, жалобы пишутся во многие места и , может, Татьяне Димитровой следовало бы уточнить, что речь - об органах администраций. Прокуратура - совершенно другая страна. Я немного связан с налоговиками и администрациями и знаю людей изнутри (правда, в основном технический персонал). Да, там низкие зарплаты и дикая текуча, молодежи практически нет. В основном возраст выше среднего ( о пенсии госслужащего, наверно, слышали), женщины. Звезд открывать от них и не требуется - должны работать четко как механизм. Не поверите - им там периодически устраивают экзамены по законам, постановлениям и т.д. и они, как студенты, перед ними дрожат ( могут понизить категорию/ранг с понижением зарплаты или отодвинуть повышение). За то отправляют на бесплатное обучение в институты с определенным направлением. У нас парень от них работает - с двумя высшими - он нас, программеров, так мощно просвещал по "бюрократическому" обустройству, законам, постановлениям и т.д. - в общем все там рационально. В кризис у них м.б. конкретный облом - сокращения. Правда, с высокими рангами (ну начальство) - они уже считаются номенклатурой и их - в резерв. В общем - все как в армии или в церкви.

        Кстати - по вашему замечанию - кто идет работать в госслужащие - а кто идет по контракту в армию или в милицию? Тоже неудачники? Или удачники - те, кто имеет свой бизнес, как вы? А если бы этих органов не было - было бы лучше?

        • Комментарий удален
          • Влад, это где же такие зарплаты? Моя кума работает председателем районного комитета по защите прав потребителей, зарплата у нее 530 долларов. И она не простой клерк. Пенсия у начальника комитета по торговле той же администрации 350 долларов. Так что по штуке получают только главы в районных администрациях.

            читать дальше →

            Оценка статьи: 5

            • Жанна Магиня, я тут оправдывалась, что я хороший чиновник Теперь озвучивать зарплаты - свою и колег - даже неловко. В Москве, наверное, цифры Влада имеют место быть, а в нашей провинции... Значительно меньше, увы. И с пенсиями всё не так просто.
              Мне до пенсии далеко еще, но если б я пошла завтра, 500$ мне бы не платили, увы. При том, что ограничения у госслужащих довольно серьёзные.
              Но я, в самом деле, психологически не предприниматель, увы.
              Мне важнее стабильность: я единственный кормилец в семье, рисковать не могу.
              Дискуссия далеко в сторону от темы статьи давно ушла, я мало участвую, скучно отвечать на "левые" нападки.

              Оценка статьи: 5

              • Танечка! Не воспринимайте Вы так все близко к сердцу. У Влада теория, он за границей живет, не знает настоящих цифр в России и в Украине. А Татьяна, наверное, просто имела негативный опыт общения с административными работниками и перенесла его на Вас. Назначила Вас в ответе за всех. И её понять можно.

                В вашей статье и комментариях я смогла разглядеть позитивного и доброго человека, счастливого, поскольку вам нравится то, чем Вы занимаетесь.
                читать дальше →

                Оценка статьи: 5

                • Комментарий удален
                  • Влад, такой вопрос задавать некорректно. Я точно знаю зарплату своей кумы, поскольку она мне его сама озвучила. Потому и ваша цифра средне-приближенное, как средняя температура по больнице: у кого-то 35, у кого-то 40, а в целом - 36,6!

                    Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Татьяна, прошу прощения, что вмешиваюсь. Однако мне почему -то слышится какая-то обида на административных работников. Волею судьбы они попадают на эти должности и многим это нравится.

            Я только что с тренинга по психологии, типологии людей. Не все могут быть предпринимателями, брать на себя ответственность, вести за собой других. В некоторых отлично развита исполнительность, до скрупулезности, они-то и становятся хорошими клерками. И такие рабочие лошадки нужны. Это не их вина, не их беда. Это их планида. Меня, к примеру, раздражают медлительные и задумчивые мечтатели, неуверенные в себе, плаксивые и обидчивые. Оказалось, что это мой антипод, у которого мне нужно учиться эмоциональному интеллекту. Во как! каждый человек, нас раздражающий, несет какой-то урок, послан нам для того, чтобы стать лучше, душевней.

            читать дальше →

            Оценка статьи: 5

    • Анатолий Григорьев Анатолий Григорьев Профессионал 3 февраля 2010 в 20:10 отредактирован 3 февраля 2010 в 20:23 Сообщить модератору

      Влад Коган, по моему Вы не учитываете одного фактора. Чиновники тоже боятся. Не Вас конечно, а более высокого начальника. Автор статьи весьма правильно советует при получении отписки писать на 1 - 2 уровня выше. Кстати Вы сами же об этом писали 03.02.2010 - 17:11.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Татьяна Димитрова Татьяна Димитрова Дебютант 3 февраля 2010 в 14:13 отредактирован 3 февраля 2010 в 14:16 Сообщить модератору

      Я поняла вас. Но статью писала я, а не Ната или Александр. И мой опыт показывает, что можно обойтись без второго экземпляра или папки с квитанциями. Т.е. их наличие не изменит результата.
      К сожалению, ваша реакция объяснима, чиновники вызывают негативное отношение у многих людей, да даже друг у друга часто. Я сама недавно на коллег из налоговой жаловалась их начальнику. Была в итоге полностью удовлетворена результатом.
      Не вижу ничего страшного в местоимении "я" в вашей цитате. Меня лично раздражает, когда огульно ругают врачей или учителей, продавцов или чиновников. Хамство бывает с обеих сторон прилавка, я точно знаю. Огульно охаивать легко. Сложнее оставаться приличным человеком в любой ситуации.
      Удачи вам. Не увлекайтесь особо "добиванием", пожалуйста.

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Славина Дебютант 3 февраля 2010 в 14:45 отредактирован 3 февраля 2010 в 17:40 Сообщить модератору

    Татьяна Димитрова, а зачем "добивать" Вас? Почитайте мои комментарии к другим статьям. Я не из тех, кто «добивает». Просто высказала свое мнение. И чиновники разного уровня не вызывают у меня негатива . Скорей, я у них вызываю неприязнь, так как знаю, куда жаловаться и делаю это так, что в результате добиваюсь намеченной цели. Так что не я их, а они меня обходят десятой дорогой. И НАДО уметь за себя постоять в наше сложное время.

    "И мой опыт показывает, что можно обойтись без второго экземпляра или папки с квитанциями. Т.е. их наличие не изменит результата. "


    Изменит, и еще как!!! Это я точно знаю. Зря Вы игнорируете добрые советы собратьев по перу, тем самым оказывая «медвежью» услугу читателям, которые могут воспользоваться Вашим, совсем неуместным, советом необязательности (если так можно сказать)«2-го экземпляра». А впрочем, с точки зрения «чиновника», Вы правы. Да, они, ох, как не любят 2-е экземпляры. Даже в прокуратуре (блюстители Закона) не хотели взять у меня 2-й экземпляр заявления, но...пришлось это сделать. Если бы, как Вы утверждаете, 2-й экз. был бесполезен, то от него бы так недоброжелательно не отмахивались чиновники.

    Оценка статьи: 3

    • Татьяна Славина, речь не шла о жалобах в прокуратуру, это статья совсем не о том И в суд, и в прокуратуру пишут по-другому, несомненно.
      А вообще сейчас многие органы власти в интернете т.н. "общественные приёмные" открывают, так вот обращение в них приносит весьма неплохие результаты, хотя ни экземпляра у вас не остается, ни квитанции.
      Демагогия и переход на личности точно не приносят пользы, говорю как чиновник и человек (не параход)

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Славина Дебютант 3 февраля 2010 в 17:31 отредактирован 6 февраля 2010 в 00:05 Сообщить модератору

        Татьяна Димитрова,
        Татьяна Славина, речь не шла о жалобах в прокуратуру, это статья совсем не о том И в суд, и в прокуратуру пишут по-другому, несомненно.
        А о чем статья? Жалоба… она и есть жалоба. Опять странная некомпетентность для Вашей должности: в суд пишут исковые заявления, с соблюдением некоторых формальностей, а вот в прокуратуру – обычные жалобы, написанные в произвольной форме. Об «общественных приемных» рассказать можно много всякого-разного. Жаль только, что работают в них все те же чиновники, образ которых давно уже в России стал нарицательным. Поговорить-то о них можно, но не хочется терять зря время. Есть статьи гораздо более содержательные и "профессиональные". Всего доброго. Не смею Вас больше беспокоить.

        Оценка статьи: 3

        • Татьяна Славина, и всё же... В самом начале статьи я ссылаюсь на рассказ земляка, В.М. Шукшина. Вот именно о таких ситуациях, как он описывает, она и есть. Много бы он в прокуратуру написал? Вряд ли. А вопрос для рассмотрения есть. Прокуратура нарушения закона рассматривает, а я - о нарушениях справедливости, извините за громкое слово.
          И о злобности необоснованной. Которая не чиновникам часто свойственна, а как раз наоборот. Ненавидеть меня за то, что я работаю в администрации? Обвинять только на основании этого в некомпетентности? Ваше право...

          Оценка статьи: 5

          • Татьяна Славина Дебютант 4 февраля 2010 в 10:37 отредактирован 4 февраля 2010 в 11:44 Сообщить модератору

            Татьяна Димитрова,
            "И о злобности необоснованной. Которая не чиновникам часто свойственна, а как раз наоборот. Ненавидеть меня за то, что я работаю в администрации? Обвинять только на основании этого в некомпетентности? Ваше право..."

            О какой злости идет речь…так и не поняла. Периодически снимайте корону На свежую голову думается легче. В бюджетных организациях мне, к счастью пришлось работать мало. В администрациях, простите за банальность, работают, как правило (не спорю, есть, конечно, приятные исключения.), люди, которым хочется потешить свое тщеславие...и только. Это уже аксиома, к большому сожалению. Я человек самодостаточный и, слава Богу, этим не страдаю. У меня свой туристический бизнес, где я ни от кого не завишу. Простите, раскланявшись , не удержалась

            Оценка статьи: 3

  • Татьяна Димитрова, хорошая статья. Думаю, главную мысль - что писать жалабы нестрашно и эффективно, Вы донесли до читателей. А уж подробности и детали - на это никаких статей не хватит, слишком уж предмет обширный. Да и приятно, что статья от человека "по ту сторону баррикад". Это делает образ российского чиновника более человечным и даёт надежду на успех.

    Оценка статьи: 5

    • Мария Ларина, спасибо за понимание. Хотя баррикад как раз никаких нет: приходя в другую организацию я становлюсь таким же просителем/потребителем услуг, как и все. И тоже иногда нарываюсь на несправедливость. И жалуюсь. И далеко не по всякому поводу можно и нужно жаловаться в прокуратуру и в суд.
      И вы 100% правы, что предмет очень обширный По одному такому разделу как "коллективное обращение" могу ну не диссертацию написать, но курсовую такую... крепкую! А тут - небольшая статья, в которой я старалась поделиться опытом.

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Димитрова, по своей поф. деятельности разрабатывали документооборот для госструктур обл./рай. уровней - в этих организациях все четко - регистрация обращений (сразу деление - от простого контингента или пенсионеров), какие вопросы, кому поручено решать, срок исполнения и в отдел контроля в том числе - прочее, прочее. В конце месяца - итоги по каждому исполняющему. Компьютер не обдуришь. Думаю, в других структурах - аналогично. И за невыполнение в срок по заднице получать никто не хочет - по возможности стараются реагировать.

    • Ю. Лях, вы правы, в нашей структуре то же самое. На все обращения граждан дается ответ. Причем не "с потолка", а после вдумчивого разбирательства. Часто выезжают на место специалисты (иногда комиссионно), приглашаются сами обратившиеся или их "обидчики". В общем - мне не стыдно за мою работу. Инструкцию по документообороту я редактировала как раз в части обращений граждан в соответствии с законом 2006 года.

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Грибанова Татьяна Грибанова Мастер 5 февраля 2010 в 19:17 отредактирован 5 февраля 2010 в 19:18 Сообщить модератору

    что -то мне подсказывает, что жаловаться бесполезно. )
    у нас всем всё традиционно, назовем это вежливо, пофигг.) и "на пути у нас не стойте")
    ну, а в общем, спасибо, Танюш

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Грибанова, спасибо
      Я, в общем, тоже думаю, что если есть другой выход, жаловаться не стОит. Но иногда так хочется!
      Через меня в неделю 5-10 обращений всяких проходит, иногда ни о чём. Или не поймёшь о чём. Или совсем не по адресу. Потому тут и написала.
      Сама стараюсь как-то по-другому проблемы решать, но был и у меня "жалобный" опыт

      Оценка статьи: 5