• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Сергей Казиник Мастер

Островная экономика - что это? Почти сказка для взрослых (на ночь не читать)

Представьте, началась у нас война, например, с Австралией. Или с Новой Зеландией — это не принципиально. И вот призвала родина нас служить. А что ж не послужить? Пошли, послужим. И попали мы в авиацию. Вручило нам командование замечательный самолет ЯК-18. Четырехместный.

Долго ли, коротко ли, но наступает момент, когда нас родина отправляет на разведку — слетать через океан и посмотреть, как у них там с обороноспособностью дела обстоят.

Уселось нас в самолет четверо: я, Вы и два недалеких парня из безинтернетной зауральской деревушки. Полетели. Но то ли мы дебилы в большей степени, чем думали, то ли командование что-то не рассчитало, то ли так и надо было — мы падаем в Индийский океан, не долетев: бензин кончился.

Плюхнулись. Хорошо, водичка тепленькая, вот только скучно как-то и акульи плавники все ближе и ближе виднеются. О, остров пальмами призывно в голубое небо раскорячился — плывем туда. Доплыли. Необитаемый… Песочек беленький, солнышко пузико греет — вообще все отлично.

Но надо как-то обустраиваться на новом ПМЖ, ибо знаем точно — искать нас никто не будет, у отчизны таких, как мы, полно. Считаем активы: у меня есть водонепроницаемые электронные часы с калькулятором, у Вас есть пистолет (просто забыли эту железяку выкинуть), а у двух недалеких зауральских парней нет ни хрена.

На том основании, что Вы владелец пистолета, Вы заявляете, что именно Вы — власть, гарант конституции (которую тут же на пальмовом листе пишем), а кто не согласен, то патронов на всех хватит. Стреляет — не стреляет пистолет после купания в морской воде, никто не знает, но проверять что-то никому не хочется.

А так как калькулятор есть только у меня, то я заявляю, что буду эмиссионным центром нашего нового островного государства. Центробанком, если угодно. Что это такое, никто толком не знает, поэтому все согласны. Я тут же закрепляю за собой монопольное право на производство денег, то есть на нанесение некоторых цифирок и каракулей на оборванные пальмовые листы, а Вы, помахивая пистолетом, снисходительно это право подтверждаете.

Все, с признаками цивилизации и нормального современного общества как-то определились, надо продолжать обустраиваться дальше. Один недалекий парень идет ловить рыбу, другой лезет на пальму за кокосами. Я приступаю к производству денег, а Вы, положив пестик под голову, предаетесь неге и безделью.

Через какое-то время возвращаются парни с кокосами и рыбой. Вы тут же отбираете у них половину, обозвав это налогами, а я забираю вторую половину, вручив им пальмовые листочки с моими каракулями. Они, естественно, голодны и недовольны. Вы опять лезете за пистолетом, а я убедительно улыбаясь, предлагаю посетить мой магазин. В ассортименте кокосы и свежепойманная рыба высочайшего качества. Никакой химии и ГМО — все исключительно натуральное. Они согласны купить, но так как цена больше суммы, имеющейся у них на руках, то я охотно готов дать им денег в долг под 20% годовых.

Неискушенный читатель скажет, что мы с Вами беспредельщики, а зауральские парни дебилоиды, но это заявление можно сделать только от недалекого ума или по причине полной, неоперабельной олигофрении — это модель существования любого современного цивилизованного государства. Я — обеспечил экономику страны законным средством платежа, Вы — выступили гарантом законности и воспрепятствовали анархии, ну, а зауральские парни — это народ, в чьих интересах это все, собственно говоря, и делается.

Но идем дальше. Утром, встав с помятыми боками, Вы делаете вывод, что спать на песочке не очень-то и комфортно. Народ устроился относительно нормально — мягких веточек себе наломал, у меня тоже все хорошо — я на свои же созданные из ничего деньги просто купил у них же приятный шалашик. Вы требуете построить такой же и Вам, но парни что-то не стремятся это требование исполнять и начинают ворчать. Вы уже собрались лезть за пистолетом, но я убеждаю Вас, что создавать революционную ситуацию не стоит, а можно просто оплатить им работу. На что охотно готов вручить Вам необходимое количество денег в кредит под смешную ставку, скажем 5% годовых. Что и исполнили, закрепив соответствующим образом на очередном пальмовом листе. В результате чего у Вас появилась резиденция, а у меня документально закрепленные денежные государственные обязательства.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается… Наши два аборигена уже работают от заката до рассвета просто за еду, так как часть ими собранного/пойманного Вы изымаете в качестве налогов, часть я изымаю в качестве процентов по кредитам, а остальное я же просто обесцениваю, вливая в нашу островную экономику партии очередных, ничем не обеспеченных, пальмовых листьев с каракулями. Денег, то есть. А что делать? Мы же цивилизованное общество — по-другому никак. Зато и результаты налицо: у нас с Вами шикарные офисы-резиденции на северной стороне острова, замечательные бунгало на южной стороне, и даже правительственная трасса, их соединяющая. Капитализация страны прёт в гору. А народ… А что народ? Он есть…

И тут Вы решаете, что пришло самое время обзавестись военно-морским флотом. Никаких личных интересов — исключительно для повышения обороноспособности страны. Для чего берете у меня очередной кредит под 5%, который я легко рисую, ибо уже набил руку на каракулях, должным образом его закрепляем, и Вы отправляете наших бодрых аборигенов валить самую толстую пальму и делать из нее пирогу. Работу щедро оплачиваете, не забыв изъять основную часть денег обратно в виде налогов.

Время идет, работа кипит, экономика по прежнему прёт, ВВП зашкаливает. И тут, как всегда незаметно, подкрадывается дата возврата кредитов. У меня же часы не просто с калькулятором, там еще и календарик имеется. Я — к Вам. Вы говорите, что, мол, денег нет, надо подождать. Я ждать отказываюсь. Вы мне пестик в лицо тычете. Я делаю вид, что жутко страшно, согласен ждать, сколько надо, но при этом говорю, что в таком случае буду вынужден получить недополученное с народа — наших бодрых зауральских аборигенов: они же мне тоже денег должны.

Вы понимаете, что революция нафиг не нужна, и уже склонны к диалогу. Договариваемся. Так как денег у Вас действительно нет (и правильно, откуда они возьмутся — я же повторно их Вам еще не дал), я согласен взять имуществом. Вы, конечно же, заламываете немереную цену, думая, что я соскочу. А хрен там — я же сам себе деньги рисую, мне пофиг, сколько каракулей рисовать, и я легко соглашаюсь.

Итог:

 — вся недвижимость острова моя;

 — неизвестно работающий или нет пистолет — моя собственность, но находящаяся в Вашем распоряжении, как инструмент обеспечения законности и правопорядка;

 — военно-морской флот острова тоже мой, но я готов по первому требованию дать Вам на нем покататься;

 — часть собранных кокосов вместе с пойманной рыбой, на ближайшие лет 500, тоже мои.

Другими словами, в нашем островном государстве случился кризис. Причем я сам хожу по острову, 150 метров с севера на юг и 90 метров с запада на восток, громче всех ору и возмущаюсь. Но кризис есть кризис, ничего не поделаешь. Для преодоления его последствий я согласен выдать Вам еще кредит под те же 5% годовых, но на большую сумму; народу согласен зафиксировать начисленные проценты и переоформить их новым кредитным договором: пальм на нашем острове — не считано, а листьев у них — ну просто завались!

Если же упомянутая в начале война закончится и на наш остров случайно набредёт корабль, битком набитый юристами и экономистами, то они подтвердят обоснованность и законность всего вышеописанного (вопрос изначальной территориальной принадлежности острова умышленно опускаем), и мы будем радостно встречены всей прогрессивной международной общественностью и ООН.

Это, конечно, если на нашем острове нефть не найдут. Но это уже совсем другая история

Статья опубликована в выпуске 15.06.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (52):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • )) Смешно, понравилось
    Играли мы с другом как-то в Монополию на компьютере. Вы не поверите - получилось именно как в статье написано. Он скупил все имущество и давал мне денег в долг, просто чтобы игра продолжалась. Монополист ))

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, кстати, помню в начале 90-х был фильм "Московская любовь" - тогда меня поразил механизм завладения банком - тонкостей не помню: по сюжету в банке брался большой краткосрочный кредит под гарантии какого-то должностного лица, а далее за этот кредит выкупался контрольный пакет этого же банка.
    В общем, в следующей жизни нужно быть финансистом, чтоб самому участвовать в создании кризисов .

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, посмотрел. Это известная схема мошенничества, которую в случае чего достаточно сложно раскачать. Я сталкивался с подобным, но там было еще веселее: сейшильский банк, учреждает гонк-гонгский фонд, который регит компашку в британии, та учреждает уже ооошку в рф с целью псевдоинвестирования. Когда клиент на эти грабли наступил, раскачать по закону ничего не получилось - сложный вопрос международного права, множество юрисдикций. Но проблему решили, когда плотно взяли в оборот типа "менеджера" этой компашки. При допросе "с пристрастием" (это не я исполнял, для этого есть иные специалисты) выяснилось, что это все именно его начинание. Денег вернул с извинениями. Молодой, кстати, был - лет 30 примерно.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник,
    Надо продолжение. На остров высадилось ещё 20-30 парней. А дебилойды как старожилы стали прослойкой. В конечном итоге эта банда должна сама за собой смотреть, стучать друг на друга, и всё отдавать, жить впроголодь. В конечном итоге они должны славить Вас как мудрого руководителя и т.д.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, Хе-Хе... Я чуть по другому хотел, без столь масштабной эмиграции обойтись)))

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях Читатель 17 июня 2011 в 11:01 отредактирован 17 июня 2011 в 11:06 Сообщить модератору

        Сергей Казиник, тут мелькнуло - так вы описали механизм получения инфляции без эмиссии денежной массы. И возникает мысль, высказанная в "Бесценном долларе" - больше всего зла от банков. Специалист по САР сказал бы, что система неустойчива (т.е.склонна к самовозбуждению) и забраковал бы ее , а тут используется вовсю.

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях, еще раз, дружище: я самым примитивным образом описал существующий алгоритм существования любого "цивилизованного" государства, где понятие "деньги" и понятие "кризис" суть одно и то же.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 22 июня 2011 в 12:08 отредактирован 22 июня 2011 в 12:09 Сообщить модератору

            Сергей Казиник, примитивным образом описать устройство экономики не каждый может. Мне понравилось!
            А вот еще один экономический примерчик:
            Пришел как то к Абраму мужичок попросить денег в долг.
            А надо было мужичку всего 1000$, но очень срочно.
            Абрам сказал: не вопрос, вот тебе 1000$ под 100% на 1 месяц, вернешь 2000$.
            Мужичок подумал, но деваться некуда, и согласился, написал расписку, взял свои 1000$ и пошел.
            И тут Абрам его останавливает и говорит: слушай, мужик, а хочешь заплатить проценты сразу, чтобы не ждать месяц? Подумай - это выгодно, останется вернуть всего 1000$ вместо 2000$.
            Мужичок обрадовался такому предложени и согласился, отдал Абраму 1000$, вышел на улицу и задумался: как так - карман у меня пустой и еще 1000$ должен???! Экономика, мать её так

            Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник,

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник,
    Никуда не денетесь. Народ требует продолжение. Сами Виноваты.
    Я думаю, что главная мысль тут в том, что народ сам искринне верит что это правильно и только так всёи должно быть. Я думаю что народ должен в перспективе начать воровать друг у друга фантики и устраивать кровавые разборки и славит Вас с Вашим калькулятором как самого великого гения всех времён и народов (Нужен ещё народ!).
    Просим!

    Оценка статьи: 5

  • Максим Бритвин Максим Бритвин Читатель 27 июня 2011 в 19:35 отредактирован 26 мая 2018 в 12:36 Сообщить модератору
    Спасибо!

    Очень понравилась статья, познавательно!

    Оценка статьи: 5

  • 2я часть "островной экономики" тут:
    shkolazhizni.ru/money/articles/48383/
    В звуке тут:
    kazinik.podfm.ru/proza/30/

    Оценка статьи: 5

  • Супер!!!!! Спасибо большое!

  • Шикарная статья, объясняющая, кто в доме хозяин и чьи это кокосы несет народ в ломбард)))

    Специально для таких чайников, как я, которые от первого же экономического термина робеют и впадают в кому)

    Оценка статьи: 5

  • Тем не менее, монополизация права на насилие и наличие денежного обращения — это единственный способ строительства жизнеспособного малоконфликтного общества.

    Допустим, у А. нет пистолета, а у Б. — калькулятора. Тогда, рано или поздно, начнутся драки для выяснения «кто самый сильный» в прямом физическом смысле, и победитель построит всех. Они станут работать на него (на себя тоже, но он в любой момент сможет забрать столько, сколько считает нужным). До поры до времени. Как только он ослабнет по какой-то причине, скажем, от гриппа, его физически удавят, и боссом станет другой.

    Это — биологическая закономерность, и деться от этого некуда. Я сейчас не могу найти ссылку, но читал об экспериментах на крысах. Коллектив из четырёх крыс чётко делился по ... тюремным мастям: пахан, два мужика и чушок или чёрт, аналог армейского чмо (не буду называть его петухом, чтобы не было сексуальных коннотаций, секс для унижения — это только у приматов, а крысы — грызуны).

    Экспериментаторы объединяли 4 паханов из разных групп в одну, 4 мужиков и даже 4 чушков — и схема повторялась: в новообразованных группах появлялись пахан, 2 мужика и чушок.

    А когда насилие монополизировано и привязано к инстанции, это исключает постоянные драки за главенство. Если распределение ресурсов опосредовано через систему финансов и кредита, основанных не на металле, а на fiat money (то есть, денег, ценность которых определена соглашением, а не физическим наличием или отсутствием металла), это его упорядочивает и позволяет избегать революций, то есть, перераспределительных вспышек насилия.

    Система не лишена недостатков, но лучше ничего не придумали. Все «неторгашеские» системы скатывались, в конечном итоге, к авторитарно-чиновническим, что показал опыт СССР, эволюционировавшего от государства, основанного на левой идее, к авторитарно-бюрократической системе.

    Оценка статьи: 3

    • Гельмут Курцбах,
      "Экспериментаторы объединяли 4 паханов из разных групп в одну, 4 мужиков и даже 4 чушков — и схема повторялась: в новообразованных группах появлялись пахан, 2 мужика и чушок."
      Абсолютно правильно.
      В СССР также была специальная зона для паханов так там через некоторое врямя всё расслоилось на паханов (авторитетов), мужиков, козлов, чертей, петухов.

      Оценка статьи: 5

    • Гельмут Курцбах, согласен. Но я всего лишь в шутливой форме описал существующую модель, без каких-либо призывов или рекомендаций к построению утопического общества. На мой взгляд люди должны знать, а такая форма повествования наиболее доходчива.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Казиник, Вы выпячиваете недостатки одного из способов общественного устройства, умалчивая об уязвимостях альтернативных форм самоорганизации (традиционного конфуцианского или исламского общества, диктатуры пролетариата, рабовладельческой республики и т.п.), что может подвести читателя к мысли о том, что описанное имеет альтернативу, и она лучше.

        Оценка статьи: 3

        • Гельмут Курцбах, То о чем вы говорите решительно невозможно запихнуть ни в данную повествоватедьную форму, ни в заданный форматом шж размер в 6500 знаков. Салтыков-Щедрин в ,,как один мужик двух генералов прокормил" затрагивал не менее важную социально-экономическую тему, но обошелся же как то без сравнительного анализа)))))))

          Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 15 июня 2011 в 04:02 отредактирован 15 июня 2011 в 23:00 Сообщить модератору

    Замечательно, очень понравилось!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, неплохо , хотя и спорно... , что , в общем-то, тоже неплохо
    Споткнулась на фразе: "Уселось нас в самолет четверо: я, Вы и еще два недалеких парня из безинтернетной зауральской деревушки". По-моему, стоит слово "ещё" убрать, а то получается, что Вы и себя и меня причислили к "парням из деревушки"

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Сергей Казиник Сергей Казиник Мастер 15 июня 2011 в 15:15 отредактирован 15 июня 2011 в 15:15 Сообщить модератору

      Елена Альвик, спасибо, рад что понравилось)))))
      А на счет образования.... я как то в вузе преподавал. недолго. так вот, по теории государства и права я одну лекцию в этом духе провел. был аншлаг... студенты на диктофоны писали и после окончания расходиться отказались и требовали продолжить. пообещал что потом. но "потом" не случилось - руководство вуза вызвало и потребовало "прекратить балаган и безобразия".
      так что вот.... не пройдет.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, Нормальненько!! Еще ждем аналогичного, если не жалко!!. Аналогичную сказку я уже встречал, но там было еще хитрее - от самолета у одного осталась дверь (материальные блага), у другого деньги, про остальных не помню. И было показано, как с пользой для себя, любимого, через хитрые кредиты/дебеты, отдав эту дверь под процент, можно довести цену этой двери до небес. И в конце приписка - специалисты, по-моему, Гарвардского университета не нашли никакой крамолы во всех этих операциях и они ежедневно в мире совершаются. Если найду в и-нете - дам ссылку.
    Согласен, конечно, с Гельмутом, но неприятное чувство, что накалывают, остается. Может, развитие общества должно быть как в клеточных автоматах?
    PS - как помню, ЯК-18 - учебно-спортивный самолет на два места .

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, рад что понравилось)))
      ЯК-52 двухместный пилотажник, а ЯК-18 четырех или пятиместный, в зависимости от габаритов пассажиров. У него компановка как в машине - спереди два кресла, сзади диван. Но база у них одна.
      То о чем вы говорите - называется США (соединенные штаты абсента). Но там описана экономика третьего уровня, т.е. когда уже есть некие материальные блага как константа и некая сумма денег как данность. Я же писал про экономику стартового (первого) уровня, когда нет ничего, как получается что-то и как посредством контроля над деньгами получается контроль и над государством, и обществом.
      Манера повествования мне там тоже очень понравилась)))))

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Казиник, Можно надеяться, что здесь мы еще увидим аналогичные интересные статьи? Наше воспитание/учеба была очень далеко от подобных схем. Нужно будет сыновьям дать на проработку, а то зубрят свою математику/программирование и считают это венцом жизненной школы.

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях, Ну именно в таком духе я редко пишу... Да и администрация шж как я понял не особенно то это любит... Я пробовал здесь разместить статью "табу и закон" написанную в таком же стиле, только про возникновение законодательства, но ее публиковать отказались. Если интересно- посмотрите на podfm.ru, она у меня там в звуке есть.
          Но просьб продолжить эту серию уже много, так что наверное продолжу)))))

          Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 15 июня 2011 в 18:56 отредактирован 15 июня 2011 в 19:04 Сообщить модератору

    Сергей Казиник,
    Бывают еще революционные ситуации. В отдельно взятых островных республиках.
    читать дальше →



    Такая вот модель политической экономии.

  • Сергей Казиник, Вспомнил головоломку из 3-го класса:
    покупатель в магазине покупает мячик за 1 руб - отдает этот 1 руб и забирает мячик. После этого он возвращает мячик со словами: "1 руб я заплатил и возвращаю мячик за 1 руб - в сумме я отдаю 2 руб. Вот и дайте мне бОльший мячик за 2 руб". Так понимаю, этот пример - самый начальный уровень товарно-денежных отношений .

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, Ну не совсем... Это скорее пример юморного жульничества))) хотя с точки зрения налогового законодательства эта операция более предпочтительна, так как формально это две операции и они обе налогооблагаемы)))

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален