• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Расшифровка моторного масла: что означает маркировка

Как расшифровать маркировку моторного масла? В статье расскажем, как маркируется масло в зависимости от состава, вязкости, сезона, области применения и допуска.

Фото: по лицензии PxHere

Моторное масло — смазочный материал, который позволяет снизить уровень трения, износа деталей/узлов ДВС, а также уплотняет поршневые кольца, охлаждает мотор, отводя излишки тепловой энергии. Техническая жидкость очищает двигатель от шлама, нейтрализует кислоту, которая образуются в топливной смеси.

Существует классификация масел по области применения и техническим свойствам: вязкости, температуре эксплуатации. Параметры регламентируются определенными стандартами:

  • ACEA. Классификацию разработала Ассоциации Европейских автомобильных производителей. Стандарт принят для бензина и дизеля, указывает на рабочие характеристики, назначение, класс.
  • ISLAC. Классификацию разработали японские и американские институты по стандартизации. ISLAC делит смазочные моторные материалы на шесть стандартов по эксплуатации. Стандарты применяются для всесезонных масел. Кроме того, ISLAC больше подходит для современных азиатских и американских автомобилей, где упор делается на энергосберегающие технологии.
  • ГОСТ. Государственные стандарты применяются для смазочных материалов, изготовленных в странах СНГ. ГОСТ определяет класс кинематической вязкости, указывает на область применения жидкости.

Но чаще всего владельцы транспортных средств сталкиваются со стандартами по SAE (вязкость) и API (область применения). В статье подробнее расскажем о том, что означает маркировка моторного масла.

Особенности расшифровки

1. По составу

Производители выпускают технические жидкости в трех составах:

  • Fully Synthetic (синтетика).

Масло этой категории имеет синтетическую основу. Такой материал получают синтезом различных химических компонентов. Получают путем переработки нефти, изменяя структуру молекулы углеводорода. В синтетику добавляют большое количество присадок. При этом параметры смазки, которые будут определять ее свойства, задают еще на первом этапе производства.

Преимущества Fully Synthetic: надежная защита, отличные моющие свойства, стойкость к воздействию экстремальных температур.

  • Semi-Synthetic (полусинтетика).

Полусинтетические смазочные материалы имеют минеральную основу. Но в составе содержится большое количество присадок.

Плюсы Semi-Synthetic: рабочие свойства приближены к синтетике, но цена намного ниже.

  • Mineral (минералка).

Масло имеет минеральную основу, полученную путем переработки нефтепродуктов.

Плюс: низкая цена.

2. По классу вязкости

Расшифровка коэффициента вязкости моторного масла по классу SAE выглядит так:

  • NW-M, где N и M — цифры, а W — зима.
  • N — значение минимального температурного значения, при котором жидкость должна легко проходить по каналам, а ДВС стабильно работать.
  • M — показывает минимум/максимум вязкости жидкости при ее нагреве до рабочей температуры от +100 градусов.

3. По сезону

По степени вязкости смазку делят на три сезона:

  • Зимняя. Обладает хорошей текучестью. Помогает легко завести мотор в мороз. Обозначается как SAE 0W, 5W, 10W и так далее. Летом использовать нельзя из-за повышенной текучести.
  • Летняя. Обладает повышенной кинематической вязкостью. При температуре выше 0 градусов сохраняет нормальную текучесть для отличной смазки трущихся элементов двигателя. Но при отрицательной температуре смазку с высокой вязкостью использовать нельзя. Обозначается как SAE 20, 30 и так далее.
  • Всесезонная. Подходит для всесезонного применения. Не теряет рабочих свойств при отрицательных и положительных температурах. Обозначается как SAE 10W-30, 15W-40 и так далее.

При выборе вязкости учитывают рекомендации производителя автомобиля, а также условия эксплуатации, пробег двигателя.

4. По области применения

Расшифровка автомобильных масел по стандарту API также требует внимания. В этом случае в маркировке зашифрован тип ДВС, уровень эксплуатации двигателя, экономии топлива и другие характеристики.

Пример расшифровки обозначений API:

  • EC — энергосберегающее масло.
  • I, II — уровень экономии топлива.
  • S — бензиновый мотор, C — дизельный.
  • От А до P (от низкого к высокому уровню) — категория эксплуатационных свойств. Буквой определяется год, когда была принят уровень: F — 1980, H — 1994, M — 2004. Для дизельных ДВС обозначения следующие: E — 1983, F — 1994, I — 2004.
  • 2 или 4 — двух- и четырехтактный дизельный мотор.

Универсальные смазочные материалы имеют двойную маркировку: API SM/CI. То есть подходят для бензина и дизеля.

5. По допускам автопроизводителей

Кроме описанной маркировки, принята классификация по допускам, которую предъявляют сами производители машин. Решение о создании отдельной маркировки не случайно, так как конструкции и условия работы у моторов разных брендов отличаются.

Своя расшифровка обозначений моторных масел принята у концернов BMW, VW, Ford. Допуски дополняют международные стандарты. Спецификацию указывают в инструкции по эксплуатации машиной, а особую кодировку наносят на упаковку смазочного материала.

Поэтому при покупке расходников учитывайте класс по SAE, API и допуски производителей. Это позволит найти качественный, подходящий продукт для вашей модели автомобиля. А купить АКБ или масло лучше в специализированном магазине, где вы получите гарантию и подробную техническую консультацию.

Статья опубликована в выпуске 7.11.2022