• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Кому в домике жить хорошо?

…Не помню точно — как и когда именно я поняла, что он не любит меня. К тому моменту я и сама его уже не любила. Или не успела полюбить? Несмотря на фигуристые потолки, новехонькую мебель, распрекрасные пластиковые окна и ряд других прелестей цивилизации — как мне казалось, очень важных в человеческой жизни, — мне было плохо. Мой дом не любил меня…

Примерно такие мысли вертятся в голове при воспоминании о квартире, арендованной на некоторое время, в итоге значительно сокращенное моими мигренями, какой-то без повода давящей тоской, усталостью и общей болезненностью. Как оказалось, мысли эти совсем не удивляют специалистов в области психодизайна — относительно нового научно-практического направления на стыке психологии и дизайна, ведь крепкое или шаткое здоровье, а то и вовсе нездоровье дома, его дружелюбность или враждебность по отношению к жильцам — отнюдь не метафоры, а факты, подтвержденные рядом исследований.

Думается, что Фэн-шуй — восточная философия жилища — потому и нашла огромное количество адептов среди европейцев, что дает практические рекомендации, как сделать свой дом благополучным для всех сфер бытия человека, поскольку многие люди, находясь в собственной квартире или на рабочем месте, казалось бы, в светлом чистом офисе, ощущают необъяснимый психологический дискомфорт. Именно — психологический! А состояние психики, как известно, неизбежным образом сказывается на физическом. Вот почему психодизайн, провозвестник которого — Питер Ван Гог — еще в 1914 году высказал идею создания индивидуального «жизненного климата», производного от суммы социальных, экономических, физических и, наконец, психологических факторов, исходит в построении личного пространства человека из его психологического портрета. Последний «рисуют» результаты применения ряда психотехник, позволяющих в итоге сделать выводы о том, каким должен быть интерьер, и каким ему быть ни в коем случае не следует. Посему, гораздо более сложная проблема — дизайн интерьера для целой семьи, ведь в доме должно быть здоровым все для каждого из ее членов.

Чему придают самое большое значение дизайнеры психологического интерьера? Да всему — функциональному зонированию, пропорциям, форме мебели и других предметов, фактуре, свету, цвету… Кстати, на цвете мы сегодня и остановимся подробнее.

«Только не крась меня в синие цвета!»

Удивительный факт: дети — очень чуткие авторы психодизайна. Не нужно стараться сделать «красиво» с точки зрения эстетики, нужно всего лишь прислушаться к малышу, который чаще всего чувствует, как сделать так, чтобы с интерьером своей комнаты ему удалось «сойтись характерами», тогда как взрослые, ежедневно описывая мыслимые и немыслимые фигуры в движении по своей обыденной траектории, нередко перестают слышать себя… Вот тут на помощь и приходят всевозможные психотехники и тесты. Так, согласно типологии М. Люшера, существует четыре типа поведения, которым соответствуют определенные цвета, природные стихии и, как утверждают современные мастера психологического дизайна, которым «показаны» определенные черты интерьера.

Итак, главное для сосредоточенного, а иногда даже замкнутого человека синего психотипа — ему созвучна стихия воды — чувствовать себя защищенным. В интерьере такая склонность может быть реализована при помощи альковов, ниш и натуральных материалов — текстиля и дерева, прежде всего. Кроме того, «синим» людям рекомендуют отдавать предпочтение относительно невысокой мебели, поскольку высокая скорее всего будет подавлять человека воды, чего не скажешь о людях следующего психологического типа.

Земля — ей соответствует зеленый цвет — стихия уверенных людей, которым хорошо в интерьере с высокой мебелью и вытянутыми вверх высокими окнами. Человека зеленого психотипа радуют вещи из камня, металла и других твердых материалов.

Стихия воздуха, её цвет — желтый, требует раздвижения пространства — как в ширину, так и в высоту: светлые стены, большие окна, зеркала, блеск, металлические и стеклянные поверхности — все это придется по душе представителю желтого психотипа.

Заметим, что красный психотип (огненный) склонен в здоровом дизайне личного пространства к воплощению весьма оригинальных идей: ковры-шкуры, кожаные диваны, длинные коридоры, колонны, а также другие детали интерьера жилища, способные подчеркнуть особое положение и нетривиальный художественный вкус его обладателя, — вот то, в чем «огненный» человек чувствует себя как рыба в воде.

Разумеется, это самые общие рекомендации. Подобно тому, как в природе едва ли возможно найти флегматиков или холериков в чистом виде, так и цветовые типы — вещь куда более сложная, чем может показаться, да и составление подробного психологического портрета не ограничивается выяснением лишь цветового типа человека. Тем не менее, совершенно очевидно, что в оформлении личного пространства человека важна каждая мелочь. Никому ведь в голову не придет сомневаться в том, что здоровье тела человека напрямую зависит от того, что он употребляет в пищу? Говорят, в здоровом теле — здоровый дух, но, думается мне, что верно также и другое: у здорового духа (души) — здоровое тело. Интересно, затевая строительство коттеджей в масштабах целых поселков, кто-нибудь, а главное, хозяева задумываются о том, чем будут «питаться» их души во время пребывания дома?

Так кому в домике жить хорошо? Пожалуй, тому, кому удалось — самостоятельно или при помощи специалистов — услышать свою душу, ведь все ответы есть в нас самих. Тогда дом не только засветится здоровыми красками и улыбнется любимыми предметами, тогда и музыка зазвучит — именно та, что способна врачевать… К слову, музыкотерапия развивается не менее активно, чем цветотерапия и арт-терапия…

Екатерина Дробыш
Статья опубликована в выпуске 10.02.2009
Обновлено 22.07.2020