• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Рябоконь Грандмастер

Хлеб – всему голова? Ломоть первый. Пшеница: история и...

В знаменитой книге Сетона-Томпсона «Прерии Арктики» есть фрагмент, повествующий о диких муках голода, который испытывали индейцы вместе с белыми в том памятном рейде. Как ни странно, муки голода происходили при «катастрофическом» избытке мяса! А вот хлеба — не было. Тоска по хлебу становилась всё сильнее. Индейцы называли это чувство «мучным голодом». Мясная пища трижды в день вызывала отвращение…

Однообразная пища — мясо лося и чай — подрывала силы. У людей появилась дрожь в ногах. «Дружный сплочённый коллектив» грозился взорваться с минуты на минуту вспышкой бунта… Вот что может сотворить «мучной голод»!

А теперь наша история — в противовес американской, она с большим уклоном в сельское хозяйство.

…Рассказывают, что давным-давно хозяйки в Донбассе начали замечать, что хлеб становится невкусным. На самых лучших дрожжах он еле-еле поднимался и расплывался в печи, будто коровья лепёшка на лугу. Виновником оказался клоп-черепашка. Его личинка прокусывала зёрна и выпивала содержимое, растворяя пшеничные «внутренности» ферментом слюны. Зерно становилось рыхлым, словно пустым. Личинка тем временем превращалась в клопа, который летел дальше.

До двухсот тысяч клопов оккупировали каждый гектар пшеничных полей. Иногда на квадратном метре можно было найти двести клопов-«оккупантов»! Взялись за книги и вычитали, что в 1903 году энтомолог И. Васильев призвал в союзники против «черепашки» хищную мушку теленопуса. Она откладывала свои яйца в яйца клопов — и скоро из них выводились уже не «черепашки», а молодые хищные мушки.

Чтобы размножить 42 драгоценные мушки — всё, что было в распоряжении биологов, нужно было много яиц «черепашки», но вредитель уже удалился на зимовку в леса, притаившись в опавшей листве.

Тысячи людей вышли в леса. Они ворошили листву, ловили клопов и несли их в лабораторию. К следующему лету армия теленопусов была сформирована! И на полях «двукрылые бойцы» принялись уничтожать вредных личинок.

Но мушки ничего не могли сделать взрослым клопам. И тогда на поля выпустили… кур! Куры — сотни, тысячи кур — бродили по пшеничным полям, всюду мелькали их алые гребешки, словно алые маки расцвели среди пшеницы. Они с аппетитом глотали «черепашек», объевшись так, что в конце дня повалились наземь, до полусмерти перепугав птичниц.

Результат: пшеница была спасена. Всё обошлось благополучно. Ни одна курица и ни одна птичница не пострадали.

Пшеница летняя, или мягкая, и пшеница твёрдая (Triticum aestivum L., Triticum durum Desf.), семейство Злаки (Poaceae). Оба эти вида мало отличаются друг от друга. Колосья пшеницы мягкой — линейные, рыхлые, плод — зерновка — мало сжат, в разрезе обычно мучнистый, при обмолоте зерновки легко отделяются от цветочных плёнок; к этому виду относятся как озимые, так и яровые формы; растения обычно от метра до 120 см высотой. У пшеницы твёрдой колос плотный, стройный, сжатый с боков, зерновки твёрдые, в изломе стекловидные; сорта твёрдой пшеницы — только яровые, отличаются засухоустойчивостью. Эта пшеница чуть крупнее — до 180 см высотой.

Кроме этих двух видов, наиболее массовых (уже в середине прошлого века под посевами твёрдой и мягкой пшеницы было занято более 200 миллионов гектаров полей!), в мире выращивают ещё несколько — например, пшеницу карликовую (в Таджикистане и других сопредельных странах), круглозёрную (север Пакистана), персидскую (Закавказье, Дагестан), английскую (Закавказье, Западная Европа), польскую (Эфиопия, Средиземноморье — несмотря на своё название, польская пшеница мало связана с Польшей; академик Вавилов считал, что центр её происхождения — Египет и сопредельные страны), пшеница однозернянка (Малая Азия, гористые области Франции, Швейцарии, Балканского полуострова) и спельта (Азербайджан, Германия, Швейцария).

Пшеница — одно из древнейших культурных растений. Она была известна ещё 6000 лет тому назад шумерийцам, населявшим территорию современного Ирака до великих переселений народов. В ту же древнюю эпоху, за 4000 лет до нашей эры, с ней познакомились прежние египтяне, основой питания которых служил хлеб, обильно посыпаемый семенами кунжута — сейчас булочки с кунжутными семенами тоже являются любимым лакомством очень многих людей.

После древних египтян с пшеницей познакомились китайцы — культура её настолько расширилась, что по распоряжению легендарного императора Шен-Шуна за 2800 лет до нашей эры она была «официально включена» в число главнейших культурных растений — наравне с ячменем, соей, рисом и просом, которые торжественно высевались ежегодно в день праздника земледелия.

Некоторые учёные приводили почти фантастические версии касательно глубокой древности культивирования пшеницы. Так, Деттвейлер из Мекленбурга считал, что пшеницу выращивали за 50 000 лет до нашей эры. А другой учёный, академик Н. Я. Марр, сообщал, что возделывание пшеницы в Средиземноморье вообще предшествовало возникновению членораздельной речи — по его убеждению, первобытные люди ещё не умели говорить, объяснялись знаками и отдельными звуками, а хлеб уже сеяли. К сожалению, эти удивительные гипотезы отчасти подтверждаются лишь косвенно, при помощи филологических изысканий, сравнения названий пшеницы на древнейших языках.

Пшенице уделяли внимание и древние греки, и римляне — значительно менее древние по сравнению с подданными Шен-Шуна или шумерийцами. В Древней Греции пшеница уже была известна во многих сортах.

Пшеница выработана человеком из группы гибридизировавших близких злаков, а не досталась ему в готовом виде. Что касается конкретно мягкой пшеницы, то Н. И. Вавилов считал центром происхождения именно этого вида Гиндукуш в Афганистане.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 29.05.2011
Обновлено 30.01.2018

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не перестаю восхищаться этим Богом данным продуктом!

    Очень люблю готовить. И частенько пеку хлеб, лепёшки, булочки и другое. Макароны в любом виде добрая, в нашей семье, еда. И вообще, за приготовление какого блюда ни возьмись, большинство прозведено из пшеницы! Например: манка, пшеничка, лапша и макароны(в ассортименте), панировочные сухари, хлебцы, сухарики, пряники, и т.д. и т. п. Перечислять замучаешься... Не говоря уже, что самый простой клей можно сделать из муки. И много ещё чего.
    Просто ума не приложу что бы человечество делало, не будь этой самой пшеницы!
    Моя бабушка говорила, что что-бы не съела, если без кусочка хлеба, желудок недоволен, остаётся голодным. Стоит хлеба поесть, и всё в порядке.

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Хачатуров Мастер 29 мая 2011 в 03:02 отредактирован 29 мая 2011 в 03:04 Сообщить модератору

    Однажды Конфуция спросили:
    — Какие основы государственного могущества можно выразить тремя словами?
    — Оружие, хлеб и дух, — ответил Конфуций.
    — А двумя?
    — Хлеб и дух.
    — А если одним?
    — Дух! — ответил без колебаний Конфуций.
    Я не являюсь специалистом вопросах богословия. Но, на мой взгляд, точка зрения китайского мудреца, жившего задолго до Рождества Христова, не противоречит принципам Писания: "Не хлебом единым, но и духом Господним". Вспомним, что в период воинствующего атеизма была иная точка зрения: «Хлеб всему голова!».
    Думается, не случайно КПСС, партия, которая «скромно» нарекла себя умом, честью и совестью нашей эпохи, поставила хлеб выше духа: именно в борьбе за хлеб сформировалась и укрепилась партийная диктатура. Стремление большевиков удержать власть в своих руках стало очевидным после разгона Учредительного собрания. Ленин не ограничился разгоном Учредительного собрания. Он решил сосредоточить в своих руках весь хлеб. Началась одна из самых кошмарных и кровавых страниц русской истории под названием — продовольственная диктатура. Весной 1918 г. Ленин объявляет «крестовый поход» за хлебом. Многочисленные продотряды направлялись в хлебные районы страны с целью изъятия хлеба у крестьян. Естественно, что сельские советы не поддержали Ленина. Ленин, в ответ на это, создал на селе еще одну структуру власти – комитеты бедноты, которые помогали продотрядам грабить своих односельчан. Как известно, российский крестьянин не принял идеи "военного коммунизма". Крестьянские восстания в различных губерниях страны, восстание моряков Кронштадта, в марте 1921 года заставило правительство СНК перейти к новой экономической политике. Она оживила сельское хозяйство, которое уже в 1925 году достигло довоенного уровня. Однако трудности в хлебозаготовках во второй половине 20-х годов были решены правящей партией в новой вариации комбедовских методов. Советское крестьянство было насильно объединено в колхоз*, богатые крестьяне, которые укрепились при нэпе, должны были быть уничтожены как класс. Голод 1932-1933 годов, который стал прямым следствием насильственной коллективизации, унес миллионы жизней...
    Да, у большевиков были основания поставить хлеб выше духа.
    Инженер- гидростроитель Карцев, один из героев поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» скажет в своих воспоминаниях: «Пришли в мой номер с кратким разговором / и увезли в фургоне, на котором / написано, как помню, было "Хлеб". Вспомним, что одним из завершающих этапов "хрущевской оттепели" был разгром романа Дудинцева "Не хлебом единым"...

  • Андрей Рябоконь,
    а я вспоминаю рассказы мамы, во время ВОВ и после бывшей еще ребенком. Она говорила, что люди голодали, а я удивлялась, потому что жили они деревне, был свой огород, в лесу грибы-ягоды (конечно, трудно было, но ведь не блокадный же Ленинград, и не оккупированная территория)..она объясняла просто: не хватало хлеба.. и до сих пор (как тут уже писали), только поев хлеба, чувствует себя сытой..

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи , и мой папа того же поколения, зайдя после добротного ужина на кухню в задумчивости может ополовинить буханку, а потом, спохватившись, как будто оправдывается: "До сих пор не могу хлеба наесться..."

      Оценка статьи: 5

  • Андрей Рябоконь, есть еще замечательный сорт пшеницы - полба. Во времена Пушкина была очень распространена в России, за свою неприхотливость.

    Оценка статьи: 5

  • Друзья, всем спасибо за комментарии, разносторонние и дополняющие! Что касается военного коммунизма, продразвёрстки - тут имеется двойственность (диалектическая или какая иная), как светлая и тёмная стороны Луны.
    О тёмной сказано всё правильно, исторических фактов множество (вплоть до крестьянских бунтов). Но с другой стороны, если б хлеб не везли в города, вымер бы не только рабочий класс (который исправно снабжал крестьян полезными железками, плугами, а потом и тракторами, не говоря уже о вещах попроще - тканях, сапогах и дёгте), но и вместе с большевиками (которых вскоре конкретно переполовинил "выпертый" в своё время из семинарии товарищ Джугашвили) повымирали б учителя, учёные, инженеры, библиотекари - вся интеллигенция с остатками дворян. Это, увы, отдельная история...
    Вообще, то, как ловко власть народа - власть Советов (а поначалу в Советах были представители самых разных партий, почти всем это известно) - те, "новые" бюрократы подменили диктатурой Сталина, может войти в любой учебник "юного олигарха"... И сейчас полно человечков, что шустро перебегают из партии в партию, обеспечивая свои шкурные интересы. Ничего по сути не изменилось. Как сказал, кажется, Воланд - люди всё те же!
    Хорошо хоть "сталины" появляются редко.

    • Валерий Хачатуров Мастер 31 мая 2011 в 12:53 отредактирован 31 мая 2011 в 12:58 Сообщить модератору

      Андрей, в отличие от Вас известный русский писатель В. Короленко не нашел светлой полосы в делах большевиков.
      «Один крестьянин, давно живущий в городе и занимающийся ломовым извозом, сказал мне как-то с горькой и злой улыбкой:
      Як був у нас Микола-дурачок,
      То хлиб був пятачок,
      А як прийшли разумни коммунисти,
      То нечего стало людям исти,
      Хлиба ни за яки гроши не дистанешь..

      Этого не выдумаешь нарочно, это то, что само рождается из воздуха, из непосредственного ощущения, из очевидных фактов.»
      Владимир Короленко. Письма к Луначарскому. Письмо пятое
      Естественно, что крестьянин, который столь критически оценивал деятельность компартии, был для власти человеком опасным. Проблемы с хлебом были в тех районах, которые были под контролем большевиков. Там где были белые – проблем с хлебом не было. Как отмечал Короленко, в хлебной Полтаве хлеб был в два раза дороже, чем в врангелевском Крыму.
      Позвольте напомнить, что в октябре 1917 года Ленин пришел к власти со сворованной у эсеров программой по аграрному вопросу, согласно которой земля передавалась в руки крестьян для ведения на ней хозяйства, так как они этого хотят. Ленин, пообещав это в декрете о земле, тот час стал насаждать в деревне комбеды, которые, по его мнению, должны были привести деревню к социализму. Однако через пять месяцев после их образования, эти строящие социализм комбеды Лениным ликвидируются. Позже Ленин заявит, что крестьяне - это мелкие хозяева и для преодоления крестьянской психологии потребуется немало лет. Сталин решил опровергнуть своего учителя, взяв курс на коллективизацию комбедовскими методами. При всей своей кровавости Французская революция дала французскому мужику землю.
      В октябре 17-го большевики пришли к власти под лозунгом: « Земля - крестьянам!» По сути дела большевики отняли у крестьянина землю, вернули страну в новое средневековье, со своим крепостным правом.
      Пару слов о рабочих. Вам известно, что передовая часть рабочего класса России под красным знаменем воевала в армии Колчака против красных?
      Что же касается нынешнего времени, то после похабного социализма России светит только похабный капитализм....

  • Да-а, это мы умеем... ЛЮБУЮ светлую тему (хлеб, Книгу о вкусной и здоровой пище, весёлые рецепты) закатать в сплошной негатив, перепахать с костями... Да, это мы "могём" (не могём, а "мОгим") И здесь применили "вбрасывание" ложки дёгтя - почти как в хоккее.
    Ладно, закрыли "дискуссию".
    ...Вот только бочки мёда жаль. Опять всё испортили.

    • Валерий Хачатуров Мастер 3 июня 2011 в 15:42 отредактирован 3 июня 2011 в 15:43 Сообщить модератору

      Андрей, очернить можно только ложью. Можно узнать в чем я солгал?
      Не я положил в бочку с медом ложку дегтя. Я только напомнил о ложке дегтя.
      Тот хлеб, которым Вы восхищаетесь был оплачен кровью, человеческой кровью, а на Руси говорили: "Кровь людская - не водица". Вы осудили меня. Мне остается вспомнить слова Грибоедова: «Грех – не беда, молва не хороша…»