• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лариса Светикова Профессионал

Давать или не давать детям деньги? Серьёзный финансовый вопрос

Во времена моего детства вопрос, нужно ли давать детям карманные деньги, родителей «не мучил». Деньги и дети были понятиями несовместимыми. Существовал даже своеобразный миф: деньги — самая грязная на свете вещь. Они побывали в руках миллионов людей, и на них неимоверное количество микробов. Детям их лучше вообще не трогать. Иначе можно «подцепить» какую-нибудь ужасную болезнь.

Сегодня у меня уже есть внуки, но, притронувшись к деньгам, хочется как можно быстрее вымыть руки с мылом. А вопрос, стоит ли давать детям деньги, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они нынче занимают далеко не детское место.

Деньги для детей в советские времена, конечно, не имели такого значения, как сегодня. На что мог тогда ребенок их потратить? Сходить в кино, купить мороженое. Крупная же сумма в руках ребенка вызывала удивление и настораживала. Люди не были так сильно разобщены, как сегодня. Поэтому весть о «больших» деньгах в детских руках быстро бы долетела до их родителей.

Меняются времена и условия жизни

Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.

— Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку.
 — Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда — пожалуйста.
 — Хорошо, не переживай. Отдам!

Подобный диалог — не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос…

Давать ли деньги дошкольнику?

Психологи и люди с многолетним опытом работы с детьми говорят свое категорическое — нет! В данном случае очень злободневна поговорка: не в деньгах счастье.

Объясняют свою позицию они очень просто. Детей дошкольного возраста всегда сопровождают взрослые. Все покупки делают папа с мамой, а в детском саду «свои» денежки детям не нужны.

Желание их иметь — это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.

Наделять малышей недетскими привилегиями — значит, замедлять их психологическое развитие. Они привыкают получать все готовое, не прилагая при этом никаких усилий. В результате — инфантилизм, не умение и нежелание трудиться. Но при этом налицо непомерные аппетиты и претензии.

Нужны ли карманные деньги младшим школьникам?

Как утверждают специалисты, особой нужды в этом нет. Конечно же, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.

Но с взрослением увеличивается и потребность в деньгах. Дни рождения одноклассников, 8 Марта и другие праздники предполагают пусть не дорогие, но подарки. И для этого хорошо бы иметь в доме копилку. С одной стороны, эти деньги не заработаны трудом ребенка, но с другой — все-таки они не выдаются по первому их требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму. Таким образом, ребенок учится соизмерять желания с возможностями.

На что важно обратить внимание?

Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.

Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.

Стоит ли платить за хорошие оценки?

Однозначно — нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.

Стоит ли платить за работу по дому?

Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.

Подросток и карманные деньги

В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.

Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.

Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.

Деньги в подарок. Хорошо это или плохо?

Дарить на праздник деньги — вполне укоренившийся обычай у многих народов. У нас же предпочтение отдается более оригинальным вещам — подаркам. Хотя одного для всех правила не существует. Правда, акценты расставлены. Маленьким детям правильнее будет преподнести все же подарок. Для повзрослевших, возможно, лучшим подарком станет «конверт».

Тут уж, как говорится — на вкус и цвет товарищей нет. Но есть выбор!

Статья опубликована в выпуске 12.05.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я помню, в детстве как-то 10 рублей нашёл. Без всяких сомнений отдал бабушке. А она мне потом рубль на сладости оставила. Ещё в кино сходил пару раз - детские билеты шли по гривеннику.

  • Когда росла я деньги на карманные расходы не давали, но и не ограничивали если они все таки нужны были. У нас не было копилки но было понятие "что бы купить надо на копить или за работать". Дошкольникам деньги не к чему по тому что: есть опасность что их отберут или покалечить. Ребенок в возрасте от 3 до 10 лет часто бывает рассеян. Но приучать правильно распределять денежные средства на определенный срок нужно с детства что бы потом ребенок не канючил в магазине "ты мне не чего не когда не покупаешь", а Вам не пришлось краснеть и судорожно покупать все что под руку попало. У меня двое детишек и что бы старшая не капризничала нашла способ. Получая зарплату оставляю ей N-ю сумму денег на ее личные расходы "покупку сладостей, канцтовары и прочие товары" но оставляю их в своем кармане. Когда дочери нужно что нибудь купить она спрашивает мама у меня еще есть деньги,мне хватит на это.После покупки интересуется осталось что то или нет.При ответе "нет" она молчит до появления у меня денег. Если в конце месяца у нее остается что то я увеличиваю расходную сумму на N-ю сумму. И так у нас продолжается больше года. И теперь я спокойно хожу в магазин.

    Оценка статьи: 5

    • приучать правильно распределять денежные средства на определенный срок нужно с детства

      Любовь Яковлева, вы нашли свой способ и он оправдан. Главное, чтобы ребенок понимал - даже "бесплатные" для него деньги нужно использовать рационально.

  • Лариса Светикова, всё, почти всё, правильно. Но вот мое мнение, что деньги ребенок должен заработать сам. И не произойдет никакой переоценки ценностей у подростка, когда он вдруг заработал свои деньги, если до этого 5-8 лет просто получал их. В вашей статье дана ссылка на мою - прочитайте. А так с вами согласен.

    • не произойдет никакой переоценки ценностей у подростка, когда он вдруг заработал свои деньги

      Денис Свиридов, согласна, что ничего страшного не произойдет! Даже наоборот! Но только только платить деньги за хорошие оценки и "домашнюю" работу считаю не правильным способом "денежного" воспитания. Спасибо за комментарий.

  • мы своей дочке завели кошелек, когда ей было всего 2 года. и с тех пор пополняем его каждую неделю по возрасту(до 3 лет по 20 рублей, с3 до 4- по 30 рублей и т.д.). сама она, конечно со своим кошелбком никуда не ходит, но если мы идем куда-то вместе, или она вдруг захочет в магазине какую-нибудь незапланированную вещь( например игрушку), то покупаем мы её на деньги из детского кошелька. так ребенок понял, что на любую понравившуюся вещь денег не всегда хватает, что если подольше ничего не покупать, и не тратить на все подряд, то накопится побольше и можно будет купить что-то более стоящее.

    Оценка статьи: 4

  • Петр Хацько Читатель 28 июня 2011 в 16:41 отредактирован 25 мая 2018 в 09:18 Сообщить модератору
    А как же

    А как же не давать? Карманные деньги нужны детям, ведь нужно же ребенку в школе купить булочку.