• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Можно ли «по-честному» обмануть покупателя?

Редко какой день у нас проходит без покупок. И порой, придя домой с товаром, понимаем, что нас обманули. Самые распространенные способы обмана — обвес и обсчет. Писать об этом не стану по той причине, что данная тема уже «в зубах навязла» и нет особого смысла повторяться.

JOEYSTUDIO, Shutterstock.com

Тут, как говорится, обман идет внаглую, когда элементарно пользуются невнимательностью покупателя и его чрезмерной доверчивостью. А можно ли обмануть «по-честному»?

Да, можно. И вот какими способами, о которых покупатели должны знать и не попадаться на такие уловки по «выуживанию денег из кошельков».

В одном городе открыли новый магазин «Всё по 37 рублей». В чем тут «изюминка»? Она в том, что владелец магазина — хороший психолог. Народ уже не обращает внимания на ценники с цифрой «999 рублей», когда такой же товар стоит в другом месте, допустим, 1010 рублей, а владельцем магазина, где он лежит за 999 рублей, был взят на оптовой базе за 800−900 рублей. Не ахти какая реакция бывает и на однодневные акции с распродажами товаров с небольшими якобы скидками — покупатели понимают, что на самом деле скидок на таких мероприятиях не бывает.

В убыток себе торговля никогда не работает по демпинговым ценам. И даже на призывно-завлекательное фантастическое «Скидка на 50 процентов!» попадаются лишь единичные покупатели. Ясно, что на таких баннерах по логике должна быть указана прежняя цена и новая. Но ни той цифры, ни другой на баннере нет, а в самом магазине товар продается по старой цене. Простейший способ развода на покупку! Но уясняется это купившим товар покупателем лишь тогда, когда он видит в другом магазине аналогичное по той же самой цене, как и в магазине, заманившем его псевдо-скидкой. А теперь вернемся к магазину «Всё по 37 рублей».

Любопытство присуще многим людям. Конечно же, столь смешная цена за товар привлекает многих. Но далеко не у всех хватает ума приглядеться к товарам повнимательнее. Срабатывает «хватательный» момент — успеть купить все самое дешевое, пока владелец магазина не опомнился и не схватился за голову от своей «щедрости». Но будьте уверены, не схватится. Почему? Причин несколько.

Первая причина. Все товары завезены с оптовых баз, где были отобраны из разрядов самых дешевых. А такими сейчас являются китайские товары. Зачастую они низкого качества — соответственно этому и «отпускная» цена на них на базах.

Вторая причина. Небольшая часть товаров специально продается по сильно заниженной (от внутригородской) цене. Это создает иллюзию честности магазина. Но супердешевые товары только те, которые подавляющему большинству покупателей не нужны даже по столь низкой цене. Например, к чему мне мощная лупа, если я никогда не нуждаюсь в очень подробном рассматривании чего-либо? Хотя, конечно, привлекает, что она стоит 37 рублей. В других магазинах цена ей — 100 рублей. То же самое со средствами химической чистки одежды. На что они мне, если моя одежда всегда в порядке?

Но вот красивую китайскую авторучку я куплю обязательно. И набор фломастеров тоже нужен. А дома пойму, что переплатил. Просто вспомню, что точно такую же авторучку видел недавно в канцелярском магазинчике всего за 30 рублей, но мне она тогда была не нужна. И фломастеры долго будут лежать в письменном столе, так как не кончились еще прежние, купленные год назад за 32 рубля. И не проблема найти такие же по цене фломастеры или даже дешевле. Но сработал «хватательный» момент.

А точнее, увидел в магазине «Всё по 37 рублей» несколько довольно прилично стоящих в других магазинах товаров (но нужных лишь единичным покупателям!) и подумал, что авторучка и фломастеры тоже тут по демпинговой цене. Получается, магазин товар этот предложил как бы по-честному, а я сам себя обманул, переплатив, тогда как мог найти дешевле и такого же качества. Разумеется, несколько «подаренных» магазину рублей — пустяк для моего кошелька. Но вот на таком пустяке магазин и сделает прибыль.

Третья причина. Владелец магазина грамотно подошел к его «раскрутке» и учел людские слабости, на которых и построил свой бизнес, ничем не рискуя.

Некоторые фирмы, делающие упаковку, давно вступили в негласный сговор с производителями товаров и торговой сетью. Каким образом? Они поставляют упаковку, которая зрительно «принуждает» покупателя приобрести именно этот товар. Особенность в том, что энная часть покупателей, отправляясь в магазин, настраивает себя на приобретение более дешевого товара и в большем объеме, чем можно на те же деньги купить в других магазинах. Снова речь пойдет о психологии. В простейшем случае срабатывает принцип «большой коробки», которую открыть можно только после оплаты.

Обратите внимание, например, на конфеты в красивых коробках. Во времена СССР шоколадные конфеты в коробки укладывали плотными рядами, а сейчас укладывают в специальные вкладыши — между конфетами получается приличное расстояние. Но если заменить «стандартный» вкладыш на любой другой с иным расстоянием между конфетами, то их можно положить меньше, цена за коробку немного снизится, ее купят в первую очередь, поскольку она — большая и дешевая. А размер важен, скажем, когда сладости дарят, стараясь при этом нанести не слишком большой урон своему кошельку.

Надо подчеркнуть, что в торговле есть специалисты, отвечающие за наиболее выгодную для магазина выкладку товаров. Чтобы «добраться» до товаров первой необходимости, вам потребуется пройти мимо полок с второстепенными и невольно посмотреть. Ага, вот это может скоро потребоваться. Беру! Но не замечаю, что такой же товар стоит за первым рядом. Задвинут потому, что он — свежий. А в первом ряду стоит товар, срок реализации которого истекает сегодня или в самые ближайшие дни. Например, так делают со скоропортящимися продуктами. Получается, что при одинаковой стоимости вы можете приобрести товар с риском навредить своему здоровью, если продукты в магазине хранились с нарушениями.

Какой же вывод из сказанного? Он один — быть внимательными и не попадаться на уловки.

Статья опубликована в выпуске 14.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (50):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да,это так.
    Ясно, что на таких баннерах по логике должна быть указана прежняя цена и новая. Но ни той цифры, ни другой на баннере нет, а в самом магазине товар продается по старой цене.

    Вчера была в ТЦ у метро,во всех ювелирных отделах стоят крупно написанные объявления--
    скидка на серебряные изделия 30%,но цен нет-ни старых,ни новых.На одном колечке всё же рассмотрела--56000р,так что 30% ничего не дадут.

  • Да, конфеты раньше погуще лежали в коробках -- факт!
    И хлеб постоянно в конце зала, чтобы покупатель прогулялся мимо всех товаров.

    Оценка статьи: 5

  • Самая распространенная уловка или неаккуратность персонала торгового зала - путаница в ценниках. На полках размещено огромное количество товаров, а рядом - большое число различных ценников. На ценнике обязательно указано точное наименование товара, его артикул и цена. При покупке внимательный покупатель сможет их сопоставить. Другое дело, когда цена, указанная на ценнике, не соответствует действительности. Когда одновременно приобретаешь 15-20 наименований товаров, сложно запомнить, что и сколько стоит.

    Манипуляции с весом: методика моментальной заморозки специально политой водой рыбы и морепродуктов позволяет образовать слой ледяной корки. В результате покупатели часть денег (иногда до 30 процентов) отдают за обычную воду. Некоторые продукты (прежде всего фрукты и овощи) при хранении теряют вес, поэтому такой товар в супермаркетах часто фасуют сразу же по получении, указывая на упаковке вес и стоимость на день упаковывания. Если продукция не будет продана в течение нескольких дней, масса продукта уменьшится естественным образом.

  • Анатолий Пастухов, так в чем обман то? Имеющий глаза да увидит. Конфеты в коробке не плотно? Так и масса их указана на той же коробке. Что-то покупателю не ясно, есть сомнения? Надо спросить, уточнить. Язык то не отвалится, да и за спрос денег не берут.

    • Александр Слепов Читатель 14 сентября 2013 в 08:46 отредактирован 14 сентября 2013 в 08:46 Сообщить модератору

      Время,время дорогой наш Евгений Востриков ,и подавцы,найти которых в больших супермаркатах часто не просто.

      • Александр Слепов, время, несомненно, тратится. Но ведь при входе в супермаркет нет радостных постеров, извещающих покупателя о том, что он, типа, купит всё, что ему нужно не более, чем, скажем, за пять-десять минут.
        Да и не особенно то можно расслабиться в супермаркете продавцу. Владелец ведь с/м как ни как коммерсант, а потому его принцип - больше меньшими затратами. Если рядовой сотрудник с/м слоняется в ожидании покупателя, то он явно не выгоден. По залу изредка слоняются менеджеры, но и их задача следить за порядком и работой рядового состава.

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 14 сентября 2013 в 11:15 отредактирован 14 сентября 2013 в 11:21 Сообщить модератору

    Существовала в славные советские времена спекуляция, фарцовка за занятие которыми, если мне не изменяет память, можно было пострадать в уголовном порядке. И фарцовка и спекуляция являлись однозначным обманом покупателя и, главное, государства поскольку, в сущности, относились к способам получения нетрудовых доходов.
    Потом, (Опля!) их легализовали и внедрили НДС. Продавай и обманывай сколько хочешь! Заплати государству и обманывай покупателя. По честному. Мало кто нынче из барыг не спекулирует.
    Таким образом, обманом ни честным, ни бесчестным не является то, что не противоречит правилам торговли, КоАП, закону о защите п.п., ТУ, ГОСТам и прочим законным актам. Всё остальное прямой обман без всякой честности. Как, не помню где, говорил В.И. Ленин: "Формально правильно, а по сути издевательство".

  • Хорошая статья. Я знаю про все эти уловки наших предпринимателей, но всё равно иногда попадаюсь. Оценка статьи 5

  • Ну магазины "все по..." и "магазины низких цен" они и в Европе присутствуют. Где люди очень хорошо считать умеют. Но в том же Tiger`е очереди длиннющие.

  • Вредная статья!.. Наценка (грязная\чистая) на товар - суть торговли. Маркетинговые ходы придумывают люди. Хорошие, умные, честные люди. У которых семьи. У которых дети.

    Промывание мозгов (торгаши - гады!) - примитив авторов таких вот статеек.

  • Хочу отметиить, что не все акции и распродажи - обман. Я работал в крупной торговой сети Real - так вот там к акции готовятся заранее, накапливают какие-то определенные товары и иногда продают их НИЖЕ даже закупочной цены! Выгода в том, что покупатель купит что-то еще....

  • Тема очень большая,в одну статью не уместить. Прочитала (вернее прослушала) книжку "Психология влияния" Чалдини. Узнала много нового - как нами манипулируют при продажах. Но даже эти знания не спасают меня от магазинного обмана)). Многие покупки (незначительные, конечно) мы делаем на автомате и грех этим не воспользоваться. Мы же тоже хотим сэкономить (быть не беднее, чем до покупки) , поэтому и клюем на "все по 37 руб.!". Еще раз повторюсь, что тема большая, она сопровождает нас всю жизнь и методы "спекуляции" эволюционируют вместе с нами.

    Оценка статьи: 5

  • Кстати, можно ли по-честному обмануть покупателя? - Только по-честному! Конкуренция сейчас слишком высока!

    Оценка статьи: 5

    • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 14 сентября 2013 в 19:29 отредактирован 14 сентября 2013 в 19:32 Сообщить модератору

      Эльмира Салимова, скорее всего такой обман возможен если покупатель сам не знает чего конкретно хочет или не в курсе того, как выглядит то, что ему нужно. К таким покупателям относятся дети, старики, не трезвые, больные.
      В комментах всё больше о супермаркетах почему-то, а ведь диапазон куда ширее - рынки, бутики, частные торговцы на ящиках и т.п.
      Торгуя картофелем, к примеру, зимой, после заморозков продавец легко может сбагрить мороженный. Торгуя свежей рыбой, ни слова не скажет если даже и видит, что покупатель положил глаз на крупную, но не свежую рыбу. Продавец даже скидку сделает как бы за красивые глазки. Но кто станет есть не свежее?
      Возвратить? Продавец вполне справедливо ответит, что надо смотреть когда покупаешь. Всё ведь на виду, щупай, нюхай, тереби.

  • Ох,я согласен с тем, что самая распространенная уловка это - путаница в ценниках. Я ежедневно с этим сталкиваюсь, и это очень сильно бесит, а бороться с этим просто не хватит сил.

  • Эльмира Салимова Эльмира Салимова Читатель 14 сентября 2013 в 20:58 отредактирован 14 сентября 2013 в 20:58 Сообщить модератору

    К таким покупателям относятся дети, старики, не трезвые, больные

    Не только, можно купить что-нибудь второпях, и потом нерационально возвращать (лень, неудобно, неважно).

    Не понесешь ведь 300 грамм колбасы, вроде так и нормальная. Хотя и не только что завезенная, как уверял продавец.

    Оценка статьи: 5

    • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 14 сентября 2013 в 21:07 отредактирован 14 сентября 2013 в 21:14 Сообщить модератору

      Эльмира Салимова, процесс выбора и покупки товара в чем-то напоминает и другие моменты человеческой жизни, например, подпись каких-либо документов. Если это делать второпях, не читая, то рано или поздно, так сказать, ружжо выстрелит. И кроме того, во-первых, доверие коварная штука, особенно на рынке или у нотариуса, а во-вторых, вырабатывается скверная привычка делать что-то не глядя. Этим обязательно воспользуются.
      Наш преподаватель спросил однажды - почему нельзя сидеть на рельсе? Нигде и никогда. Даже если это обрубок рельса в вашем огороде. Ответ банально прост: Потому, что вырабатывается привычка. А поскольку наша деятельность была связана с железной дорогой, то это правило становилось более, чем актуальным. На сортировочных горках ж/д станций то и дело под колесами вагонов оказывались вполне опытные работники. Им ни кто про рельс не говорил.

      • Евгений Востриков, вы походя лягнули нотариусов. В этом я вижу дурную манеру - единичный опыт индивидуума переносить на всю профессию оптом. Чем вам не угодили нотариусы хотелось бы знать?

        • Сергей Марфин, и что в том удивительного? Взрослому человеку редко удаётся пройти мимо нотариуса. Его ошибка или описка, как правило, способны оказать сильное влияние на всю жизнь человека, а по этому быть недоверчивым, читать, вернее вчитываться в каждую букву и цифру, документов, им составленных так же обыденно, как чистить зубы.
          Чем не угодили? Это издержки моей бывшей профессии которая дает возможность взглянуть на изнанку обыденности.

  • Мои примеры.
    1. Уменьшение массы привычных упаковок (товаров). Ксения уже привела пример с шоколадом массой 90 г вместо привычных 100. Из этой же серии фасовка крупы, сахара и пр. по 900-950 г. Недавно меня взбесило: кошачий корм - 85 г, по цене привычных 100 граммовых пачек.
    2. Фасовка товара "некруглым" весом. При этом не указывается цена за килограмм, и высчитать её в уме весьма сложно.
    3. Нечетко указанная дата изготовления (например, в шве упаковки), которую фиг разглядишь на месте. Вот режьте меня, я уверена в сговоре изготовителей с продавцами.

  • Почему все комментарии вертятся вокруг магазинов и рынков?
    Покупатель, как мне представляется, это тот, кто покупает продукты, услуги, результаты работы и т.п. Работодатель покупает, работник продает, нотариус продает, а клиент покупает, продавец в магазине или на рынке продает товар, а человек покупает.
    Везде, где есть место товарно-денежным отношениям, имеют место и купля-продажа.
    Разве не так?

  • Вроде хорошо смотрела срок годности на йогурте в 7-ом континенте--отломала от упаковки две коробочки--15.09.13,взяла ещё 2 и не спешила употребить.Сегодня оказалось,что на оставшихся 2-х срок 05.09.13.
    Обязательно подмешают.Купила дней 5 назад,т.е. уже были просроченные.
    Почти в каждой покупке так.Обидно,когда в твой
    кошелёк нагло залезают.

    • Бренда Ядлина, но согласитесь ка, ведь к честности это не имеет ни малейшего отношения. Это банальный, наглый подлог.
      Вообще, ещё ни один из комментирующих, равно как и автор статьи не привел примера честного обмана кроме разве тех, где покупатель сам себя обманывает при молчаливом потворстве продавца.

  • А ещё, например, сосиски "Говяжьи" - читаю состав: мясо птицы, свинина, крахмал и т.д. О говядине нет ни слова. Если честно, то очень раздражают эти упаковки круп и сахара по 800-900 г. Вот надо мне на варенье 1 кг. сахара, а в упаковке - 900 г. И что? Два пакета сахара покупать или количество ягод уменьшать?

    • "А ещё, например, сосиски "Говяжьи" - читаю состав: мясо птицы, свинина, крахмал и т.д"

      Татьяна Ларионова, я "тушенку говяжью" видел. 47 руб довольно приличная металлическая банка. Состав: белок соевый и т.д. Даже мяса птицы там нет. Но кто-то же покупает!

  • Нью Йоркер Читатель 9 декабря 2016 в 00:33 отредактирован 9 декабря 2016 в 00:34 Сообщить модератору

    А я, когда покупаю товар в магазинной упаковке (на котором напечатан срок реализации), сразу лезу в глубину - там товар более свежий...