• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Существует ли земледелие не природное?

Слова утрачивают изначальный смысл. К примеру, верующими называют тех, в ком нет ни намека на веру, есть лишь следование установленным ритуалам из социальных побуждений. То есть чуть ли не полную противоположность человеку верующему. Аналогично со словом «земледелец».

А. Г. Венецианов, «На пашне. Весна», начало 1820-х гг. Фото: ru.wikipedia.org

Пробую найти картинку, иллюстрирующую слово «земледелие», и повсюду обнаруживаю пахаря. Изредка — человека с мотыгой. Но ведь пахарь, выпахивающий земли до совершенного земледелия, — это прямая противоположность человеку, который делает землю. Земля-матушка, земля-кормилица — это вовсе не та земля, которая рассыпается в труху, с которой скатываются капли дождя, как с пыли, в которой по доброй воле растут лишь некоторые растения, порой называемые злостными сорняками, хотя они благородно берутся заселять пустыри.

Что делает земледел в первую очередь? Обеспечивает землю влагой. Его противоположность землю иссушает. В лесу влага из жаркого воздуха оседает в тени деревьев, и воды становится столько, что даже реки наполняются.

Я помню речушку своего детства, которую могла перешагнуть ножками трехлетки, а теперь я ее могу разве что переплыть. Что изменилось? Восстановились вырубленные леса выше по течению.

Так называемая «перестройка» убила многие отрасли хозяйствования, и поля заросли, на месте пшеницы и картофеля теперь стоят березовые рощи, между березами поднимаются ели, и сухая пылящая почва полей становится влажной, мягкой, подобной взбитой перине.

Подсечно-огневая практика земледелия в Финляндии, 1893 год
Подсечно-огневая практика земледелия в Финляндии, 1893 г.
Фото: I. K. Inha, ru.wikipedia.org

Предки вырубали лес, будто он враг. Выкорчевывали корни. Работа труднейшая, но польза от нее сомнительная. Помните, как нам рассказывали на уроках истории о подсечно-огневом земледелии? Дескать, сначала надо было погубить лес, затем справиться с пнями, только после этого можно было несколько лет производить вспашку земли, но она за считанные годы прекращала родить, и приходилось переходить на новое место, снова корчевать и жечь.

Но правда ли это? Или если правда, то как долго это продолжалось? Не исключено, что голые бесплодные пространства возникли совсем иначе. И именно лес, а не пустыня, является достижением наших предков и результатом их усилий.

Когда человек понимающий приходит на голое место, он первым делом сажает деревья. Если есть ветви, которые можно укоренить, или побеги, или семена, он копает ямки, чтобы в них задерживалась влага, и сажает новые и новые растения, чтобы леса было больше. Будет лес — будут и вода, и топливо, и питание себе и другим живым существам.

Сейчас, когда людям доступна крупная техника, посадка леса идет длинными аллеями. Впрочем, от техники все чаще отказываются, заменяя ее использованием животных — хотя бы «куриным трактором». Если куриц пустить на землю, они выберут всех насекомых, все крупные семена и все травинки с корнями, основательно взрыхлив и одновременно удобрив почву. Можно сделать большой распластанный по земле курятник на колесах и каждый день перевозить птиц на новое место, постепенно обрабатывая всю почву. За то, что не копаешь, еще и яйца к столу получаешь.

Существует ли земледелие не природное?
Фото: Depositphotos

Предположим, лес есть, от мудрых предков остался. И ручей есть. Приходит в лес человек. И… начинает расчистку. Дни напролет жужжит бензопила. Потом пробивается скважина, и на обжигаемую солнцем землю начинают лить холодную подземную воду. Что-то у него растет, да плоховато, и он приправляет почву химическими удобрениями. И вниз по пересыхающему ручью начинает течь отрава. Происходит опустынивание.

А рядом другой человек. С благодарностью возьмет для своих нужд часть деревьев и на освобождающееся пространство начнет приносить, приводить и приваживать новые растения, новых животных. Овца ест траву, коза — кусты, свинка выкапывает корни. Только и требуется — огород городить, чтобы лишнее не съели. А кругом ягоды, грибы, да еще и ручей можно запрудить, рыба будет. Теплая прудовая вода хороша для полива, готовое удобрение, с кошмарной химией грех сравнивать.

Идет спокойная замена растений на приносящие более вкусные плоды, на устойчивую лесную яблоньку прививаются культурные сорта, по сухому дереву тянется к солнцу виноград. Пока у одного погибало, у другого расцветало. Первый оставляет за собой выжженную пустошь, второй — райский сад.

Кто из двоих делал землю? Кто оставил богатую почву — первый или второй? На каком основании мы называем земледельцами тех, кто почву, сделанную лесом, превращает в рукотворные пустыни? А тех, кто сберегает работу леса, часто записываем в лентяи, бездельники. Не хотят, понимаете ли, землю пахать!

А. Г. Венецианов, «На жатве. Лето»
А. Г. Венецианов, «На жатве. Лето»
Фото: общественное достояние, Источник

Спорить против устоявшихся значений слов бессмысленно. Проще сделать масло масляное и назвать земледелие, которое не уничтожает, природным земледелием. Хотя земледелие не природное — это лишь эксплуатация уже существующих почв, ничуть там родящая земля не делается. И заодно уж слово «земледелец» оставим пахарям, а тех, кто почву воссоздает, назовем земледелами.

И поверьте, земледел — не лентяй. Много мудрости надо, чтобы без вреда управлять природным сообществом. И огород городить — труд немалый. Земледелы — никак не бездельники, даже если проводят большую часть дня в наблюдениях.

Статья опубликована в выпуске 18.09.2017
Обновлено 27.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: