• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Нина Галай Мастер

Люди и роботы: как сохранить талант? Часть 1

Фантастическая зарисовка

Робот С18 вторые сутки дежурил в ЦУНЛ-И (м) — Центре Управления Настоящими Людьми-Интеллектуалы (музыка). Ему было интересно, если только так можно сказать о роботах, как люди сочиняют музыку, если в них нет этих программ.

Фото: Depositphotos

Он внимательно прислушивался к разговорам людей, пытаясь проанализировать их структуру и построение, и просчитать возможность создания программы, которая была бы способна создавать музыку такой, как это умеют делать только настоящие люди.

С18 знал, что программы составления музыки были разработаны самими людьми, но та музыка требовала доработки ее настоящим человеком, так как сама по себе она была слишком уж математически правильной.

— С18, что у тебя с персоналом? — неожиданно ворвался в его расчеты старший контрольный робот Р08. — Опять были жалобы.

— Это люди, Р08. Они не программируются.

— Разве они не чипизированы?

— Нет. У меня арт-состав, группа И (м). Их нельзя чипизировать. У них мозг очень слабый. Начнёт сбои давать. Разбалансируется.

— Зачем они тебе? С такими одни проблемы. А это отнимает время.

— Они создают индивидуальные мелодии. Музыка называется. У нас так пока не получается. Люди говорят, что это потому, что у нас души нет.

— Что такое душа? Спроси у людей. Они это знают?

— Они не могут это объяснить.

— Если у нас будет душа, мы сможем создавать такую же музыку?

— Я просчитал: да.

* * *

— Вот мы здесь собраны, все самые талантливые, самые умные, самые-самые! Все супер-пупер! Мега-звёзды! И что мы имеем? — Иван оглядел собравшихся. — Нами управляют эти кретины из металла и пластика…

— Ты что, забыл? — Стив перевёл взгляд на установленную на стене камеру. — Всё же записывается и снимается. Ты что, на усовершенствование захотел? И нас за тобой потащат.

— Вот-вот! Са-амые-самые! А придумать блокировку или вирус…

— Да тише ты! — зашикали со всех сторон. — Чего тебе надо? Тачка — любая! Каратов вешай на себя немерено. Про тряпки речи нет…

— Я не могу Вам определенно сказать, что мне надо, но зато я чётко знаю, что вот этого всего, — он обвел рукой комнату-камеру, — мне не надо! Да и барахло меня никогда особо не волновало.

* * *

— С18! Твои люди создают опасность.

— Нет, Р08. Это они себя заряжают. В эти моменты их нельзя трогать. Пусть имеют некоторую свободу. Точнее, её иллюзию. Нам это не опасно.

— Не понял.

— Я изучал такое поведение людей. Они называют это «психология», или логика поступков. Среди людей есть такие, которые недовольны всегда и всем. Другие люди про них говорят: «Не знаю, как надо, но всё это не так!»

— Это нелогично.

— Люди вообще нелогичны.

— Поэтому они и не смогли управлять своими поступками. Поэтому они и создали нас.

— Они создавали нас как помощников.

— Вот мы и помогаем им управлять ими же. Идиома. Ха-ха-ха.

— А почему они теперь не хотят, чтобы мы ими управляли?

— Люди по натуре своей нерациональны. Они сделали нас саморазвивающимися, способными вносить любые изменения в программу. Они очень гордились этим.

— Почему они стали недовольны?

— Люди всегда чем-то недовольны. Ты сам определил это. Чтобы избежать конфликтов, мы их чипизируем и меняем генетику. Ты опекаешь арт-группу людей, которых пока не усовершенствовали. Главный Интеллект считает, что им надо внедрить чипы удовлетворенности.

— Нет, Р08! Не надо. Они не смогут тогда сочинять музыку. У них же душа!

— У тебя есть эмоции, С18?

— Да, я включил их в свою программу.

— Зачем?

— Чтобы точнее понимать людей.

* * *

— Ты считаешь себя умнее других, — подходя к Ивану, сказал Стив, — музыка у тебя самая лучшая, исполнение — самое профи. А почему ты всё мечешься и нас с толку сбиваешь? Ты, случайно, не хочешь избавиться от конкурентов?

— Господи! Если тебе хватает навороченной тачки, а 10-каратные брюлики — предел мечтаний…

— Я — прежде всего, музыкант! Не забывай об этом! — Стив нервно взмахнул рукой. — Ты не вправе меня судить. «Не судите, да не судимы будете». Забыл? Ты своей музыкой кому доказываешь наличие таланта? Ро-бо-там! А зачем ты это делаешь? Я отвечу! Затем, чтобы тебя, также как его, его и меня, не отправили на усовершенствование! Ты — творец! Но творец в пределах дозволенного. Как только ты отклонишься от заданной линии или в твоей музыке отпадёт надобность, ты станешь им не нужен! Понятно? Мы будем не нужны вместе с авто, бриллиантами, девочками, коттеджами… А ты будешь не нужен без всего этого. А какая разница тогда, если конец один?!

— А теперь послушай меня, — Иван поставил чашку с дымящимся кофе на журнальный столик возле кресла, в котором сидел. — То, что делаешь ты, не лишено таланта (иначе бы мы здесь не встретились.) Но ты делаешь это как-то холодно, расчетливо, не вкладывая ни свою душу, ни тревожа наши! Для роботов ты сочиняешь превосходно, но людям не это надо! А у тебя есть возможность встряхнуть их.

— Ты о чём говоришь? Каким людям? Тем, что нежат свои телеса на пляже? Им вообще ничего не надо, кроме ВиЖраДе — вина, жрачки да девочек.

— Тем — не надо, — согласно кивнул головой Иван. — А вот тем, кто работает в закрытых резервациях, им надо. Им много чего надо.

— Ты называешь резервациями те прекрасные коттеджные посёлки, где живут и работают специалисты? — включился в разговор до этого молчавший Майкл, которого в далёком детстве звали просто Миша — Мишенька — Мишутка.

— А я говорю, впрочем, о всех нас: мы ведь тоже живём в резервации…

* * *

— С18, люди почему недовольны? У них есть все оптимальные условия для работы и жизни. Что им надо? Ты анализировал?

— Думаю, им нужна свобода перемещения. Им не нравится, что мы ограничили их передвижение в пространстве.

— Когда они нас создавали, они, прежде всего, вложили в нас охранные функции. Теперь они недовольны, что мы их охраняем. Где логика? Почему ты сказал «думаю»? Что показывает расчет? Возможно, у людей не оптимальные условия?

— Для людей невозможно создать оптимальные условия. Я это изучал и анализировал: то, что даёт стимул для творчества Иксу, абсолютно может не подойти Игреку, но частично может подойти для Зета.

— Почему?

— Я думаю. Да, я включил эту функцию в свой набор. Так вот, я думаю, что здесь всё дело в душе.

— Опять — душа? Ты определил, что такое душа?

— Это невозможно определить. Я думаю, что душа — это то, что делает их индивидуальными и непохожими друг на друга даже при кажущемся их сходстве. Душа — это то, что отличает человека от нас, роботов, и даёт возможность им творить. Всем.

— Как всем? Это ты вывел из своего анализа? Аргументируй! — Р08 нервно, если только так можно сказать про саморазвивающихся роботов, замигал всеми своими световыми индикаторами.

— Да, Р08, люди созданы изначально все творцами. Они потратили столетия на то, чтобы создать нас такими, какими мы сейчас стали.

— Ты сказал: «люди созданы». Кто их создал?

— Они считают, что Бог.

— А это кто?

— Это Высший Разум Вселенной, создавший всё и всех. Так считают люди.

— Зачем?

— Что «зачем»?

— Зачем Бог создал всё и всех?

— Думаю, что для Познания.

— Для познания чего?

— Для познания себя через всё им созданное.

— Это алогично.

— Никто не может познать логику Бога. Так говорят люди.

* * *

— И что тебя держит в этой резервации? — Стив отпил глоток охлажденного сока и небрежным жестом поставил бокал с остатками на крышку рояля, за которым сидел. — Ты не пытался покинуть сию обитель? — он махнул рукой в пространство большой, элегантно обустроенной комнаты, в которой они обычно собирались пообщаться, а чаще поспорить за чашкой кофе, сока или другого напитка.

— Пытался. Ты же знаешь, что ждёт каждого за пределами этих прекрасных посёлков-резерваций.

—  Но тебя почему-то не чипизировали даже! — не то вопросительно, не то утвердительно напомнил Стив.

—  Да?! А про «чип-контроль» вы забыли? Я, дурак, тогда про него совсем забыл.

— Иван, а почему тебя всё-таки не наказали должным образом, как других? — Майкл внимательно посмотрел ему в лицо.

— Не знаю! Честно, не знаю! Сначала хотели, а потом почему-то передумали.

— Ха-ха-ха! И ещё раз — ха! Позвольте Вам заметить, уважаемый супер-пупер-гениальнус, что роботы не думают-передумывают, а рассчитывают-пересчитывают. Следовательно…

— Следовательно, по их реакции им было выгоднее оставить Ивана таким, каков он есть, — Стив посмотрел на обоих молодых людей. — Да, кстати, а почему тебя зовут Иван? Все же поменяли свои имена.

— Не знаю, — Иван пожал плечами, — я как-то об этом не думал. Меня вполне устраивает моё имя.

— Сэры! Мы отклонились от темы, — Майкл взял аккорд на роскошном старинном рояле. — Мы пытаемся выяснить, почему, собственно, мы должны быть недовольны существующим положением дел и почему не наказали Ивана за побег. Так почему? — он пробежал пальцами по клавишам, и всё помещение наполнили насмешливо-вопросительные звуки.

— Я думаю, Майкл… Нет, я всегда в глубине души знал это. К нашему глубокому сожалению и, прямо скажем, не очень белой зависти, Иван по-настоящему талантлив. И если отбросить всё, по поводу чего мы здесь проветривали свои зубы, надо это признать. Признать нам всем, — Стив сосредоточил свой взгляд на камере наблюдения. — Я уверен, что робы просчитали это.

— Ты полагаешь, что робы по каким-то параметрам смогли определить коэффициенты наших способностей? — вступил в разговор Марат, сидевший у раскрытого французского окна и читавший до этого книгу.

 — Не способностей, Марат, а именно — таланта. Способности у всех есть, а вот талант… — Майкл поднял вверх указательный палец. — Стив считает, что талант есть только у Ивана. Причём у единственного из нас.

— Это не я. Это робы так считают.

— А что, собственно говоря, талант? — Майкл обвёл взглядом присутствующих. — Может быть, кто-то из вас объяснит мне доступно это явление?

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 6.10.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: