• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как строили Ленинградский метрополитен?

Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина — уже его полное название было темой для анекдотов, которые старались рассказывать только «среди своих». На всякий случай. Сегодня метро жизненно важно для Петербурга, без него город задыхался бы в бесчисленных пробках. Какова история метро и с чего начался метрополитен в Ленинграде?

П. И. Балинский, «Проект Петербургского метрополитена», 1900-е гг. Фото: общественное достояние

Первые проекты тоннелей под Невой относятся к первой половине XIX века, но тогда оказалось проще построить разводные мосты. Во времена Александра I императору был предложен проект подземной железной дороги, но поддержки в верхах эта идея не получила.

Во времена Николая II было несколько проектов строительства метрополитена, уже опираясь на пример Лондонского метро. Однако высокий уровень грунтовых вод, опасность наводнений и вызванная этими факторами высокая стоимость подземных сооружений заставили отказаться от строительства.

Уже при советской власти ленинградское руководство, воодушевленное примером Москвы, тоже задумалось о строительстве метро. Инициатива исходила от Председателя исполкома ленинградского горсовета А. Н. Косыгина (да-да, того самого).

В 1937 году был готов проект, предполагавший строительство трех диаметральных линий, кольцевой линии и южной линии.

Первой предполагалось проложить Кировско-Выборгскую линию. В апреле 1941 года были заложены 34 шахтных ствола, но только начались работы, как грянула война, а затем блокада.

Работы по строительству метро в Ленинграде возобновились лишь 3 сентября 1947 года, а уже 5 ноября 1955-го по Первой (Кировско-Выборгской) линии метрополитена прошел первый поезд. Эксплуатация первого участка ленинградского метрополитена от «Автово» до «Площади Восстания» началась 15 ноября 1955 года.

Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Фото: Florstein. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Гигантская польза метрополитена заставила сразу же начать строительство второй линии метро (Московско-Петроградской), первым участком которой был «Парк Победы» — «Технологический Институт». Регулярные поезда по этому участку начали ходить 29 апреля 1961 года. А 1 июля 1963 года вторая линия метро продлилась до станции «Петроградская».

Третьей начали строить Василеостровскую линию, участок «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского» был сдан в эксплуатацию 3 ноября 1967 года.

Строительство метро в 1960 годы шло одновременно на нескольких линиях, 25 декабря 1969 года Московско-Петроградская линия была продлена до станции «Московская». А 21 декабря 1970 года Василеостровская линия была продлена до станции «Ломоносовская».

Медленно и постепенно тоннели метрополитена соединили грандиозные «спальные» районы города с центром и между собой. Работа под землей очень сложна, а работы в городе, расположенном на берегу моря, бывают весьма опасны. Вплоть до настоящего времени при строительстве метро произошло два сильных прорыва.

8 апреля 1974 года при строительстве участка Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» строители тоннеля достигли водоносных песков с сильным напором воды. Плывун ворвался в тоннели и затопил и проходческую технику, и сами тоннели на несколько километров. На поверхности образовались провалы, треснули стены нескольких домов, сильно пострадали два производственных корпуса в НПО «Аврора».

Чтобы обезопасить работы, было решено заморозить плывун. Проходческие работы продолжились, и 31 декабря 1975 года участок от станции метро «Лесная» до станции «Академическая» был принят в эксплуатацию.

Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ


Участок связал район Гражданки с центром города. Однако плывун никуда не делся, и со временем тоннели в этом месте стали оседать. Когда возникла опасность для прохода поездов, перегон между «Лесной» и «Площадью Мужества» пришлось закрыть.

Произошло это 2 декабря 1995 года. Кировско-Выборгская линия метро оказалась разорвана на два куска. Между «Пл. Мужества» и «Лесной» курсировали бесплатные автобусы, но проблема проезда на работу и с работы для жителей Гражданки была очень серьезной. К лету 2004 года были проложены обходные тоннели и участок снова вернулся в эксплуатацию 26 июня 2004 года.

В 2008, 2011 и 2018 годы на различных линиях метро Петербурга случались проблемы со слишком сильным просачиванием воды. Все эти случаи заставляли аварийные службы метрополитена работать изо всех сил, ведь город давно уже не может жить без метро.

Когда 3 апреля 2017 года между станциями «Технологический Институт» и «Сенная Площадь» произошел взрыв и метро было закрыто примерно до 9 часов вечера, город изнемогал в пробках, домой я тогда приехал не в 7 вечера, как обычно, а около 10. Еле-еле доехал, таких пробок на улицах и такой давки в автобусе не помню со студенческих времен.

И как этот город жил до того, как метро построили? Впрочем, его еще только строят. Постепенно вводятся в строй новые станции и новые линии, ведь на окраинах города идут стройки и появляются новые районы, которые необходимо соединить с центром города, а лучше метрополитена это не сделает ни один другой вид транспорта.

Статья опубликована в выпуске 4.09.2021
Обновлено 21.01.2024

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "... И катается от Автово до площади Восстания // парень с Петроградской стороны."- Был на слуху такой шлягер.
    ...Можно издать "Хрестоматию по истории" в 10-ти томах из таких статей автора-знатока. Что касамо автопробок, то ситуПация тупиковая "в мировом масштабе". Это как муравьёв пересадить на эл/самокаты, как минимум. Спасибо, оценка - лучшая из допустимых, 5+

    • Сергей Дмитриев, мне рассказывала мамина подруга, их ночью как-то разбудил взрыв.
      А тогда всякое такое пугало - как будто снова война началась, все они ее хлебнули от души, хоть и были детьми.
      Наутро оказалось, что для постройки новой станции новой линии метро (Садовая улица) очищали место и взорвали церковь, которая стояла на том месте, где решено было поставить станцию.
      Зачем ночью - загадка.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, за одни только метро советской постройки во всех городах РФ не стоило комуфлирить Мавзолей в праздник День Победы со слезами на глазах. ... И все умники-аналитики не видят "ничего такого" в этой "квадратуре Мавзолея" и продолжают свои элитные "разговорчики в строю", как те пассажиры в лифте, когда "стало что-то непонятное в воздухе" (АГ)

  • Когда был в турпоездке еще в Ленинграде, специально съездил на станцию "Маяковская", чтобы посмотреть на систему дверей, как в шахте лифта.