• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Как бы вы хотели быть похороненным?

Размышления на досуге

Поскольку ничто человеческое нам не чуждо, надо полагать, любые версии вероятны. С психологической точки зрения отношение к смерти определяется не статусом и (или) профессией, в частности наличием предпринимательской жилки и успешной самореализацией в сем направлении, а характерными особенностями личности.

Фото: по лицензии PxHere

Литературные примеры и варианты

Мало людей, которые никогда не задумываются о смерти. Однако подчас мнения представляются полярными: от приверженцев Кодекса Бусидо, в котором рекомендован обряд харакири — сэппуку, выезд больного онкологией на автомобиле «в никуда» по сценарию х.ф. «Профессор», до развеивания праха главных героев над морем, предполагаемым в х.ф. мэтра Голливуда Клинта Иствуда по мотивам романа Роберта Джеймса Уоллера «Мосты округа Мэдисон», истории рода Хемингуэя или эвтаназии по образцу Алена Делона.

А уж бессмертное произведение финского писателя Арто Паасилинна «Очаровательное убийство в кругу друзей» кому-то покажется вне конкуренции с остальными мнениями. Все эти истории написаны с жизненной фактуры. Разумеется, здесь речь идет только о некоторых избранных автором примерах, на самом деле в мире и доступном нам литературном наследии вариантов намного больше.

Характерные особенности человека и конкретная ситуация жизни «перед похоронами» определяют способ и метод добровольного перехода в мир иной. Бытует мнение, что задумываться над сим вопросом начинают люди возрастные, перешедшие 50-летний рубеж, патологоанатомы или участники вооруженных конфликтов. Или видевшие много трупов, к примеру, при длительной службе в транспортной полиции или следственных органах, специализирующихся на раскрытии преступлений об убийствах. То есть те, чья профессиональная деятельность так или иначе связывалась с летальным исходом.

Выдержки из статданных по суицидам

По оценкам ВОЗ и данным Росстата 2020 года, доступных мне по материалам профессиональных научных конференций, Россия относилась к числу стран с одной из сложных ситуаций с суицидами в мире.

Самоубийства характеризуются рядом социально-демографических особенностей (Росстат):

* в 2020 году мужчины умирали от самоубийств в 6,2 раза чаще женщин;

* уровень смертности от самоубийств в сельской местности был в 2,1 раза выше, чем в городах;

* наибольший уровень смертности от самоубийств как среди мужчин, так и женщин, наблюдался в возрастной группе 85+;

* среди четырех социально-демографических групп (городские и сельские мужчины, городские и сельские женщины) сложная суицидальная ситуация наблюдалась среди сельских мужчин. В 2020 году смертность в этой группе населения была в 3 раза выше, чем в целом по стране.

Это — к примеру.

Грусть и фарс или праздник

Если человек при жизни склонен к эпатажу, сарказму и юмору, очевидно закончить свой путь он хочет необычным образом. Скончаться неоригинально-внезапно, как М. С. Паниковский, неверным путем которого, согласно Ильфу и Петрову, нередко следуют отдельные предприниматели. Сугубо эта версия конкурирует с желанием превращения проводов не в траурную, а в веселую процессию, на манер кинофильма «Не горюй!», когда похороны проходили с музыкой и танцами.

Важно и другое. Не сам процесс перехода в мир иной, будь он добровольным, включая суицид или «божьей волей» осуществленный, а его последствия — оставшаяся после человека память. Эпитафия на могиле и воспоминания в памяти родственников и коллег должны непременно вселять радость, а не скорбь. Лучше пусть люди улыбаются по примеру незабвенного Мюнхгаузена — фрайгерра и ротмистра русской службы, чем горюют или, «отбывая номер» делают постные мины, якобы свидетельствующие о грусти. Смейтесь, ибо «это не каждый может себе позволить».

Очевидно, что смерть и похороны уместно превратить не в фарс, а в праздник; я бы хотел этого. Пусть люди смеются, поют песни — одни от того, что радуются за меня, перешедшего в мир иной, а другие, возможно, радуясь от того, что им не придется больше иметь со мною дела в земной жизни. И то, и другое — относительно. Как говорится, не тыкайте в меня пальцем, если я вам не нравлюсь при жизни, тыкните лучше себе в глаз, чтобы меня не видеть. Чем не эпитафия и девиз для похорон — необычно, но и ненаказуемо.

Положительные эмоции — хорошее дело, и запомнятся надолго, может быть, даже детям, а наследники отыщутся сами. Если человек при жизни был необычным, прожил каждый день — как последний, и свидетельствовал о личных предпочтениях открыто, искренне: «мне нравится, когда люди становятся «идиотами в квадрате» (Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны) — что ожидать от его похорон, где все должно соответствовать характеру покойника. Эпитафию, и «коню понятно», надо придумать заранее.

Эпитафия

Если озаботиться сим вопросом и походить по кладбищам, даже в родном Санкт-Петербурге, каких только слов не прочитаешь! Попадаются, поверьте, и оригинальные варианты. Но создать, конечно же, надо свой. Прах можно развеять где угодно, хоть над Финляндией, мною любимой страной.

Похороны могут сопровождаться «особыми деталями», но направление возможно креативное. Вспоминающие люди должны радоваться — не после третьей рюмки на поминках, когда начинаются улыбки, а сразу. Я за юмор даже в таком спорном вопросе, как уход из жизни.

И рождение, и смерть есть акты возвышенные, богу угодные, так зачем же грустить? Все одно поправить ничего нельзя. Кстати, знаю не понаслышке немало коллег, кто хочет остаться в памяти других оригинальным, превратив свои похороны в праздник. Но их, условно зависимых от шаблонов похорон и ставших традиционными представлений «как принято», гложут сомнения в части того, насколько точно выполнят оставшиеся близкие родственники их последнюю волю и указания.

Это действительно проблема местных условий и человеческого фактора. Но если тебя любят и уважают при жизни, последнюю волю должны выполнить беспрекословно.

Статья опубликована в выпуске 15.10.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Образования в сфере психологии у меня нет, потому претендую только на право задать вопрос: есть ли какая-то взамосвязь между суицидом/суицидальными мыслями и планированием собственых похорон? Желание самостоятельно оборвать свою жизнь возникает у людей, которые оказываются в крайне сложной ситуации, они готовы как угодно, лишь бы побыстрее убежать от окружающего их кошмара. Планирование похорон - стремление подольше задержаться, естественно, не в ненавистном, а горячо любимом мире. Или одно, или другое.

    Оценка статьи: 5

    • Нюансов много, но Вы не так уж далеки от истины. Спасибо. Результаты научных исследований не противоречат бытовым и опытным наблюдениям, а также литературным источникам. К примеру. Р.Л. Стивенсон описывал эпизодом похожую ситуацию в "Алмазе Раджи", по мотивам есть хф "Клуб самоубийц или Приключения титулованной особы". в фильме один из героев откровенничал "Я жажду... играть со смертью. А жить на этом свете мне еще не надоело, как этим глупеньким снобам". Нечто подобное эпизодом описано и в детективном романе Ю. Наумова "Богомол". Такие "игры", как ни странно, распространены и в наше время, страх - сильнейшая человеческая эмоция, гораздо сильнее любви. Возможно, в планировании, да еще и с элементами эпатажа, люди имеют стремление подзадержаться... На моей практике в области суицидологии можно вывести и другое: тот, кто реально задумал суицид при осознании действий и парциальном ненарушенном интеллекте, реализует его спонтанно, не ища поддержки и (или) помощи в части консультаций или даже исповеди. Последнее свидетельствовало бы как раз о неявном, нерешительном желании уйти из этого "гнусного мира, в котором шляется такая сволочь, как Швейк". Спасибо

      Оценка статьи: 5