• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Чем Алжир напомнил поздний СССР?

Путевые заметки о рабочей поездке.

Фото: Н. Аблесимов, личный архив

Полет 12.12.2022 г., Москва-Стамбул. Летим через Астрахань, 5,5 часов, на российском самолете (санкции), крюк еще тот. В «дьюти фри» стоит давно забытый ликер «Vana Tallinn» по 9 евро (дохнуло СССР). Из Стамбула — на алжирском тесном и душном в столицу Алжир, 4,5 часа. Напоминает СССР периода распада. Предсказываю, что далее полетим на «кукурузнике».

Аэропорт Хуари Бумедьена огромный и пустой, одни пограничники и полиция. Ночь, туристов нет. Впечатление фантастического космопорта из советских научно-фантастических романов. Заполняем кучу анкет, проверки за проверками.

Пограничники берут под белы руки (нас трое) и сопровождают до аэропорта местных авиалиний. Один из них, показывая на мою офицерскую портупею для плащ-палатки (использую для теплой куртки — полет из зимы в лето), показывает и на свои погоны: офицер? Нет, говорим, сивил энджение (гражданский инженер). Наблюдательный!

Сначала я подумал: боятся шпионов (опять СССР). Но напрасно. Оказывается, охраняют от террористов. В дальнейшем по автодорогам нас сопровождала вооруженная охрана по соглашению с министерством иностранных дел России. Естественно, за счет принимающей стороны. Понятно, что мало туристов. Не всем по карману охрана.

Ждем рейс в Оран, 5 часов. Уже утро. Динаров нет. Ни тебе поесть, ни тебе кофе попить. Доллары не берут. Обменников нет, хотя официально обмен не запрещен. Выпросил бутылку воды бесплатно, чтобы запить лекарство. Человек человеку друг.

Наконец прилетели в Оран. С голландским Вильгельмом Оранским не имеет ничего общего. Просто неверная транскрипция на русский: голландский Оран — это Орандж, апельсин, оранжевый.

Час полета — и мы в Оране, обедаем в заешке. Море баранины во всех видах, а чай надо выпрашивать. На столе минералка и кока-кола. Два часа едем в Тлемсен в сопровождении автоохраны. Иногда с мигалками. Зелени побольше, чем в Фуджейре — дождики идут. Виноградники. Говорят, есть хорошее алжирское вино, но в магазинах и ресторанах его нет. Надо завозить с собой из «дьюти фри». Припомнил алжирское вино в СССР — бурда хуже «Солнцедара».

Вечерело, поэтому обследование месторождения отложили на утро. Гостиница средненькая, без белых тапочек и тюбиков с шампунями и гелем для душа, что обычно я выгребаю с собой. Вода — только горячая. В общем, СССР-овское впечатление. Вымотались страшно. Телеканалы — на арабском и французском. Английского практически никто не знает. Общаться тяжело. Из нас один коллега Дмитрий знал французский, он и переводил.

Утром — на месторождение в 40 км от Тлемсена. Девять утра, а в 14.00 — авиарейс из Орана в Алжир. На обследование месторождения всего два часа. Дождя нет — повезло. Месторождение предполагаемой породы базальтового состава — горка метров 50−80 в высоту и 300 метров в диаметре (похоже на лакколит — впрыск магмы под земную кору). Карьера нет и в помине. Очень полезно смотреть самому. Геологической карты нет — делают. Дороги нет. Чую, надо делать геологоразведку с нуля.

Под белы руки подняли меня к подошве холма. По полупериметру отобрали 13 образцов пород с помощью молодых коллег Сергея и Дмитрия. Четные — у основания, нечетные — на 10 метров выше. Для оценки мощности запасов надо проводить бурение с отбором и описанием кернов (это на будущее). Сам бы провозился полдня.

По дороге в Оран заехали на площадку для будущего завода горного волокна. Проект подвода электро-, водо- и газоресурсов уже есть. Народ деловой.

Пообедали в Оране в той же заешке за 40 минут и еле успели на самолет. Сидим 2 часа, начался тропический ливень, но аэроплан полетел. Тут сбылось мое предсказание. Машина была типа АН-24, поскрипывала, покряхтывала, но час полета выдержала.

В местном аэропорту все-таки поменяли доллары на динары: 100 долларов = 14000 динаров. Практически по курсу. Облегчение, можно кофейку попить. В гостинице поел, наконец, рыбы. Алжир и Оран — порты на Средиземном море, но рыба в ресторанах — проблема. В основном, баранина и курятина.

Весь следующий день спал. Усталость не физическая, а нервная: все время ощупываешь карманы путевой жилетки, проверяя деньги (рубли, доллары, динары), документы (два паспорта, страховка), напоминания о полетах и т. д. Прогулялся по одной горизонтальной улице (остальные — горские и лестницы). В первых этажах — бутики, кафе, гостиницы, рестораны. Ножницы купить так и не смог — не видел канцелярских магазинов.

На пляж не рискнул поехать — террористы и зараза в виде брюшного тифа и сальмонеллеза. Женщин на улицах, в отличие от Фуджейры, много. Есть и в европейской одежде. Купил жене на день рождения ярко-красную кофточку мелкого размера. В 12 часов выехали в международный аэропорт в 60 км от столицы (рейс в 17 часов). Места в бизнес-классе, поэтому пошли в VIP-зал ожидания. Тоже напомнило СССР — в туалете нет крышки унитаза. Зато можно полежать на диване. Еле пристроил остатки динаров на брелоки, сладости и финики на ветках.

Назад летели на прямом алжирском самолете 4 ч 50 мин — через Италию, Грецию, Польшу и Литву и далее над Россией. Санкции на них не распространяются.

Такой круиз. Четыре дня движения и два часа работы на месторождении. Логистика тяжелая.

Статья опубликована в выпуске 14.01.2023

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: