• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Красиво не соврать - истории не рассказать? Из жизни Ленфильма. Про Баку в Ялте

В предисловии цикла статей я невольно ввел читателей в заблуждение. Юрий Джорогов ничего не говорил о своем директорстве в кинокартине «Человек-амфибия». Увы, увы. У меня сработал стереотип. Он рассказывал о съемках в Ялте, о взятом ими в аренду для съемок древнем кораблике парусного вида, про матросов-статистов на парусах, про толпы массовки в «не нашей» одежде. А уж я, видимо, проскочил по аналогиям и сделал неправильный вывод — про фильм по книге Беляева. Тем более что речь шла о 60-х годах…

tantrik71, Shutterstock

То был совсем другой фильм. Боюсь, ни мои читатели, ни я сам о нем ничего не знаем. Рабочее его название было «Гренада», его название в прокате в книжке упоминается — но я его не запомнил.

Сценарий написал один литератор, работавший тогда главным редактором толстого литературного журнала, издаваемого в Ленинграде. Сценарий был автобиографичен и рассказывал он о геноциде армян в Турции во время Первой мировой войны и об исходе некоторых выживших на кораблях через Каспий из Персии в Азербайджан.

Ближайший безопасный порт был в Баку. Туда они и приплыли. Когда армянских беженцев в Баку стало уж слишком много, им выделили кусок пустой земли, недалеко от города, где они и построились. Так в 30 км от Баку возник город Сумгаит, построенный беженцами из Турции, ставший городом в 1949 году благодаря нефтехимии и приобретший печальную известность в конце прошлого века.

Я знаю, что у Википедии иной взгляд на историю города, но, полагаю, что первые жители Сумгайта (как его вначале назвали) все же знают лучше.

По сценарию было принято решение «снимать», создана киногруппа, назначен директор картины. И в Баку была выслана «разведка», искать «натуру», места для съемок. Поиски в Баку успехом не увенчались — не нашел режиссер в Баку современном нужного ему Баку начала века. А когда после этого они попробовали искать искомый Баку в Ялте, это получилось. И в итоге съемки стали проводить в Ялте и в море возле Ялты.

Жара, куча отдыхающих. И отдельно — толпа мучеников, переносящих жару почти полностью одетыми. Вечером актеры, выбравшись искупаться на пляж, пугали остальных купальщиков загорелыми дочерна лицами и кистями рук — при полностью белом остальном теле.

Съемки на море были еще круче. На палубе старого корабля мучилась куча людей. Т. е. должны были мучиться только прототипы, люди, сбежавшие от геноцида, но в тесноте, жаре, с кучей аппаратуры, мучились не только актеры, но и вся съемочная группа. Кроме солнца с неба актеров поджаривали еще и прожектора. Да и прочая аппаратура грелась неслабо. А вокруг на палубе — люди.

По сценарию дед главного героя тихо умирал в пути. И в тот момент, когда, наконец, все померли и съемки на море были закончены — все были просто счастливы. Кораблик повернул к берегу…

Когда они уже подошли к молу… К директору картины, ждавшему их в порту, подошли двое в костюмах-тройках. Посветили трехбуквенными красными корочками и спросили:

- Это ваше судно?
- Да.
- НЕМЕДЛЕННО УБРАТЬ. И судно и народ.

Поскольку судно было снаружи порта, отделенное от акватории молом, «убрать как можно быстрее» значило — причалить к молу, всех пассажиров выгнать на мол, там 10 минут — они выходят из порта. Судно за это время уходит в соседний небольшой городок, к пристани, где оно и стояло всегда. Так и сделали.

А когда артисты и съемочная группа веселым цыганским табором шли по молу, откуда ни возьмись — подвалил круизный лайнер. С туристами. Которые тратили километры кино- и фотопленки на эту экзотику. А лайнер был испанским. Только что СССР отчасти помирился с Испанией, и это был первый круиз Испания-СССР с конца гражданской войны в Испании.

Директор картины был задержан и отправлен в камеру прямо на молу.

Но Юрий Джорогов был неробкого десятка, фронтовик и т. п., да к тому же — приказ разгрузить кораблик и вывести людей по молу был отдан при свидетелях… Часа через два допроса пришел местный начальник и предложил написать объяснительную, что он, Джорогов, сделал (сделанное) сдуру, по собственному почину — и ему за это ничего не будет.

В ответ Джорогов предложил компромисс — его сейчас отпускают и тогда он никому не расскажет, как облажались молодые подчиненные местного начальника. На этом компромиссе они и сошлись. Съемки продолжились.

Отснятый материал получил название. Фильм крутили. Категория у фильма была. А вот успеха — не было… Но какой был отдых в Ялте!

Статья опубликована в выпуске 16.07.2014

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов, / Когда армянских беженцев в Баку стало уж слишком много, им выделили кусок пустой земли, недалеко от города, где они и построились. Так в 30 км от Баку возник город Сумгаит, построенный беженцами из Турции.../

    Как тут не вспомнить Александра Грибоедова:
    «Послушай, ври, да знай же меру!».

  • Странный сценарий этого фильма, хотя вполне советский - заказной по теме "дружба народов: армян и азербайджанцев".
    Почему странный? Объясню: автобиографичным он никак не может быть, армяне из Турции бежали в Персию, где их приняли доброжелательно, а в Баку были погромы и резня. Чего это армянам из доброжелательной страны бежать в самое пекло - из огня да в полымя? Сумгаит построили карабахцы и именно поэтому в 1988г там организовали резню армян, чтобы запугать карабахцев. Очередная советская брехня всплыла.
    Игорь, я вам верю - вы рассказали, как знали. Фильм видимо не получился, потому мы о нем не знаем и слава богу!

    • Карин Андреас, я всего лишь пересказываю рассказанное мне очень давно одним человеком.
      При этом - старательно сверяясь с написанной им книгой.
      Он был директором некоей картины Ленфильма. Сценарий был написан по книге одного маститого советского литератора. Утверждалось, что сценарий автобиографичен.
      Что и насколько в этом правда... -- а почему бы и нет?
      Я читал, что Баку был совершенно космополитичным городом при СССР. Почему бы и нет?

      • Игорь Вадимов, сюжет этой книги списан с реальных событий. я не сразу вспомнила, но посудите сами: армяне Мусадага (Мусалер -арм название) сопротивлялись, 40 дней они сражались с турецкой армией. Осташихся в живых французы вывезли на кораблях. Это не тот же сюжет?
        Баку так далек от Персии, что несколько дней плыть? Думаю фильм забраковала комиссия по многим подобным причинам.
        А насколько космополитичным городом при СССР был Баку могу судить я, потому что я там родилась к несчастью и мое детство там прошло и к счастью мы переехали в Армению в 1968г. Что такое интернационализм по азербайджански я с малых лет почувствовала на себе и потому дружила с русскими мальчиками, что девочки азерки меня отталкивали мягко говоря.
        Есть бывшие бакинцы армяне, которые с умилением вспоминают этот город - объяснение простое: все с радостью вспоминают юность. Плохое память обходит. Но я им могу напомнить многое. Увы, моя память хорошо работает.

        • Вам, Карин Андреас - верю!
          Лично я в Баку никогда не бывал. Только читал. И космополитичность Баку была общим местом и у Каспарова и у многих других. Врал ли Каспаров? Сейчас он врет, как сивый мерин. Почему бы ему и про то время не прилгнуть?

          Ну а я - всего лишь пересказал, что запомнил - и что, для надежности, перечитал в книге. Фильм комиссией был принят и получил какую-то категорию. Он просто не имел успеха в прокате.
          Если есть желание вникнуть поглубже - журнал, кажется "Звезда", начало 60х, повесть, вроде бы, "Гренада". Автор русифицировал свою фамилию и получилось не то Хлопов, не то Хлопонин... Что-то от "хлопа".

          • Игорь Вадимов, одно дело, когда политики что-то там наверху, между собой делят и совсем другое дело, когда это в детях сидит - значит в семье так воспитывают.

            • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 17 июля 2014 в 10:56 отредактирован 17 июля 2014 в 10:57 Сообщить модератору

              Карин, я в школу ходил в военном городке. Вот где было смешение народов, больше чем в Вавилоне! И никто никого за форму носа, или за цвет волос не обзывал...

              Правда, когда получали паспорт и можно было выбрать фамилию отца или матери, то Шпеер оказался Соколовым... Но наши столкновения с национализмом начались после школы, когда мы поехали поступать в ВУЗы.
              Да и то - какой это был национализм? Так примитивный и глубоко запрятанный антисемитизм.