• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как забивают гвозди настоящие профессионалы?

Знавал я как-то мужичка, который обязательно стал бы чемпионом мира и рекордсменом по скоростному забиванию гвоздей в доску, будь такие соревнования признаны официальным видом спорта. Говорю об этом с полной ответственностью, поскольку приходилось наблюдать за ним в процессе работы. Не просто интересное, скажу вам, зрелище. Запоминающееся! Об этом знакомстве история из жизни.

Фото: pixabay.com

Молодых специалистов в своё время у нас куда только ни посылали. Как-то организация, в которой я работал, должна была получить квартиру в строящемся доме. Но за это она была обязана какое-то количество часов отработать на этом объекте. И хотя квартира мне тогда не светила, пару недель мне пришлось там повкалывать.

В основном, в паре со штатным строителем, плотником. Естественно, по теории — главным в нашей микро-группе должен был стать он, а я так… Подай, принеси. Но вот на практике всё вышло совсем по-другому. Ну, хотя бы потому, что, работая в паре с этим мужичком, я очень сильно выручал штатных строителей.

Плотник был фигурой запоминающейся. В самом прямом смысле этого слова. Визуально он запоминался. Сразу, с первого взгляда. Плотник был одноглазый. Вот такой советский пират-строитель. Правда, черной повязки на глазу у него не было. Но неподвижный стеклянный протез, что постоянно, а главное — не мигая, с серьезной долей подозрительности смотрит на тебя, прямо в твою мятущуюся после вчерашней дружеской попойки душу, и мысленно попрекает тебя последней стопкой: «Ну, вот зачем ты её? Мучайся, мучайся теперь сегодня!» Вот этот стеклянный глаз… Иногда он очень сильно раздражает. Просто из себя выводит!

Может, поэтому штатные как-то не очень любили работать с ним в паре. Мастер это прекрасно знал, поэтому в первый же день и прикрепил меня к нему в качестве помощника. А я догадывался о том, что мастер «знал». И время от времени, особо не наглея, этим пользовался. Ну, например, с его молчаливого согласия в пятницу рабочий день можно было закончить сразу после обеда.

В общем, закрепили меня за плотником и закрепили. Я тому даже и не брыкался. Во-первых, свой устав в чужом монастыре под нос ихней братии (а тем более, начальству!) не суют. А во-вторых… Несмотря на то что оба мы были молодые, я всё-таки был постарше его. Немного. Года на три-четыре. Но это сейчас 3−4 года — мелочь. А в молодости это — дистанция огромного размера. За три года можно не только училище закончить. Но и срочную отслужить, жениться. В общем, у меня было преимущество в жизненном опыте. Что, соответственно, при его формальном начальстве делало меня неформальным лидером нашей микро-группы.

И это, естественно, меня устраивало. Потому что давало ряд лидерских привилегий. Например, правильно и удобно распределять рабочее время и время отдыха: «Ну кто, дурик ты эдакий, работает после обеда?! А поспать? Вот мудрые испанцы… Про сиесту что, не слыхал? А между тем у дедушки Хэма… Как, ты и про дедушку ничего?! Темнота… Лета не знает!»

В общем, работали и отдыхали в рабочее время мы с ним душа в душу, на радость и нашему непосредственному начальству, и всему небольшому строительному коллективу. Но — конкретно о плотнике. И о том, как он работал.

Взять, к примеру, настилку черновых полов, чем мы, в основном, с ним и занимались на этом объекте. Для начала плотник набирал в левую ладонь (не глядя, быстро из принесенной мною «под руку» стандартной коробки) пригоршню половых гвоздей. А они большие — восьмидесятка, как минимум. Гвозди ложились в ладонь ровным овальным «бочонком». Шляпка к шляпке. Заостренной частью он прижимал этот «бочонок» к половой доске. Придерживая шляпку первого гвоздя большим пальцем, средним «выкатывал» его из «бочонка». И сразу, одновременно с небольшим замахом, бил по нему молотком, зажатым в правой руке. С одного удара гвоздь входил в доску по самую шляпку.

Тут же левая рука уходила чуть в сторону (к следующей половице), средний палец «выкатывал» из зажатого в левой ладони «бочонка» очередной гвоздь, короткий взмах правой рукой и… Очередной стойкий железный «солдатик» — по самую шляпку в предназначенном ему месте. Сам же плотник, перемещаясь чуть влево, снова отводит левую ладонь чуть в сторону — к очередной доске, и… Всё повторяется снова.

Минута, может, чуть больше, но за этот мизерный временной отрезок мы вдоль стены прошли все половицы. Шаг назад, не глядя, в левую ладонь из подтащенной мною коробки набирается новый гвоздевой «бочонок» и… И мы пошли в обратную сторону, вбивать в половые доски очередной ровненький (как под швейную машинку) ряд гвоздей.

Да и вообще, сравнение со швейной машинкой, на мой взгляд, более чем уместно. Потому что работал он именно как машинка. Быстро, на автомате, даже не глядя в сторону забиваемых гвоздей, и при этом разговаривая со мной о чем-то постороннем, не связанном с работой.

Не знаю, удалось ли мне передать хоть какую-то толику моих тогдашних впечатлений, но могу сказать одно: профессиональная работа, это тоже — очень красиво! Даже если ты досконально и не знаешь секретов той или иной специальности. А секреты мастерства, это уж я теперь точно знаю, есть в каждой профессии. Но о них — как-нибудь в другой раз.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2016
Обновлено 23.08.2021

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Всегда удивлялся: Ну какой олух назвал фигурное катание спортом. Мне всегда отвечали:"А ты попробуй сам так же" Здесь именно такой случай. Вообще, если работает профессионал, то попробуйте так же и все вопросы будут сняты

  • В каждой работе есть свои маленькие хитрости, позволяющие её малость облегчить. Кто-то этому учится, у кого-то получается интуитивно. И есть асы своего дела.
    Спасибо, Константин, интересно было почитать.

    Оценка статьи: 5

  • Вспомнился фильм "Встретимся у фонтана". Там как раз есть эпизод о чем-то похожем на соревнования по забиванию гвоздей.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, трошки детелей. Неумехи забивать гвозди допускают характерную ошибку: они работают " от локтя", рука молотка становится жёстким звеном руки от локтя, в то время как достаточно работать кистью.
      Почеркайте кинематику удара молотком по шляпке гвоздя и выдайте свои рекомендации. "Встретимся у фонтана" =не смотрел,но осуждаю=.

      • Сергей Дмитриев, в конце "Мастера и Маргариты" Бортко есть документальные кадры про обучение подрастающего поколения правильному владению молотком. А с точки зрения физики процесс забивания гвоздей не так уж и просто описать. Довольно много составляющих и направляющих.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, я недолюбливаю "М и М" за мистические полёты на метле и не только. Ценные кадры обучения работе молотком не усмотрел.
          На разгрузке "вертушки" со щебнем меня научили, как работать лопатой, чтоб при сходе щебня с лопаты не оттягивало руки. Надо слегка подать лопату вниз в последний момент.Я в этом убедился.

  • Проблема мелочная, на фото не гвоздь, а ж/д-костыль.
    Я здесь насобирал обоймы гвоздей разных размеров, они для автоматов и никакого мастерства забивать вручную гвозди не надо. Здесь крыши кроют пластинчатым руберойдом, получатся слоя в три с гарантией на 25 лет.Когда мексиканцы кроют новые дома (или ремонтируют), слышен перестук этих автоматических молотков.

  • Константин, мне понравился рассказ. Только кажется, что привязка к "тёщиным вечёркам" совсем необязательна, 0 они ведь прошли уже и до следующего года неактуальны

    Творческих удач!

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 14 марта 2016 в 11:10 отредактирован 14 марта 2016 в 11:11 Сообщить модератору

      Спасибо Вам, Валентина, за теплый отзыв.
      По поводу "зачина" - согласен с Вами. Можно было обойти и без него. Но здесь уже - история написания этой миниатюрки. Ведь не прочитай я Ваши "Тещины вечерки" и не остановись на эпизоде с шуточными соревнованиями, уверен, - не было бы и соответствующего коммента, а после Вашей подсказки по поводу рассказа - и всей этой миниатюры.
      Так что СПАСИБО Вам за "Тёщины вечерки", которые подтолкнули меня к написанию этого "материала"!