• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как стирали в СССР наши мамы и бабушки?

«…а у ног её — разбитое корыто» — именно в корытах во времена классика поэзии, в XIX веке, стирали женщины. В России, да и во всём мире, тогда ещё жило мало людей, места было много, можно было стирать и прополаскивать одежду в реке, наклонившись с мостков… Как же стирали в СССР?

Ну, за довоенное время поручиться не смогу, папа говорил, что бабушка стирала одежду в тазике в ванной комнате их коммуналки. А насколько вспоминаю я… В 60-е годы уже у многих, в том числе и у нас в семье, была стиральная машина. Она была далека от нынешних автоматов, заливать в её бак для стирки надо было сразу горячую воду из-под крана, запуск и остановка стирки шли под управлением таймера, потом вода спускалась, заливалась чистая для прополаскивания, потом всё постиранное сушилось в центрифуге.

С немалым удивлением я смотрел у моего приятеля на «стиралку», в которой не было центрифуги, а постиранное сушилось прокручиванием между двумя валиками. Надо было крутить ручку, валики вращались — и с другой стороны выходило более или менее отжатое бельё. Конечно, центрифуга была намного лучше и сушила почти досуха, на верёвках в кухне всё досыхало быстро.

Реклама 70-х годов ХХ века
Реклама 70-х годов ХХ века

Но стирали в доме мы не слишком много. Основную массу стирки брала на себя прачечная. У неё были пункт приёма и пункт выдачи, обычно размещённые рядом. В самом начале работы с прачечной надо было «включиться в процесс» — зайти в пункт приёма и купить у них метки. Они их продавали аж сотнями.

Получив на руки несколько кусков крепкой льняной белой материи, на которых были пропечатаны много-много одинаковых номеров, надо было пришивать эти номера к определённым местам постельного белья или одежды, предназначенной к стирке в прачечной. Отрезал номер от общего куска, подогнул краешки, чтобы ниточки не выскакивали — и аккуратненько пришиваешь метку. Рубашка — под воротник или внизу воротника, майка — внизу подола, всякое бельё — на один из уголков.

Как стирали в СССР наши мамы и бабушки?
Фото: pixabay.com

А затем всё просто. Отобрал что там для стирки, завязал с простынями в один узел (у нас всегда были простыни для прачечной), в этот самый узел завязал описание содержимого, в пункте приёма было полно бланков, их брали домой и заполняли еще там — сколько рубашек, футболок, трусов, пододеяльников, простыней и прочего и под каким номером все они значатся. Писали в двух копиях, одну — себе, одну — в узел на простыне. Собранное для стирки просто перебрасывалось в окошко внутрь пункта приёма. Там, как правило, никого не было, набросанное собирали, сортировали и отправляли в стирку. На стене было объявление — когда будет готово сданное в этот день.

А потом в тот самый день, уже в пункте приёма, со своей бумажкой подходили к работнице пункта. Она смотрела список, сравнивала с прибывшим — и выносила несколько пакетов, предварительно сказав, сколько это стоит. Заплатил — забирай. Всё выстиранное и выглаженное. Рубашки — отдельно, бельё — отдельно.
В накрахмаленные пододеяльники одеяло пролезать не хотело, а чтобы расправить простыню — надо было приложить силу.

Не всё было гладко, простыни рвали, теряли...
Не всё было гладко, простыни рвали, теряли…
Фото: Depositphotos

Всё ли было гладко? Да нет, всякое бывало. И простыни изредка рвали и всякое такое… Нам даже одну простыню прачечная на новую заменила. Сами порвали — сами и виноваты.

Да. Теперь этого нет. Есть стиральные машины-автоматы, к которым подключают электричество и холодную воду, а всё, что надо, они делают сами.

Но на своей стиралке мне никогда не получить такие сияющие, от крахмала почти твёрдые простыни, что выдавали в прачечной в советское время.

Постирать, накрахмалить, выгладить…

Статья опубликована в выпуске 15.06.2016
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Неосвящена

    тема прачечных самообслуживания.

    Приходишь с грязным бельем, уходишь с чистым.

    В моей семье меток не пришивали.

    В деревне у родителей - да, в проруби, и сушили на морозе. Незабываемый запах чистоты и свежести.

    Оценка статьи: 3

  • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 5 июня 2016 в 12:53 отредактирован 5 июня 2016 в 12:54 Сообщить модератору

    в прачках не стирали, ставили машину на ванну и она там блекотала долго, валандала белье внутри себя, грязную воду сливала в ванну. Прикольно было. Но я этого почти не застала. Застала уже автоматику, которая тоже сливала из шланга в ванну...если в ванну его положить. Однажды я оставила его на полу, было весело и мокро.

    Оценка статьи: 5

    • Ирина Литновская, у моей, недавно покинувшей нас, свекрови в Подмосковье именно такая булькающая машина как раз и есть, я даже в прошлом году на ней стирала. Уговаривали все ее купить стиральную нормальную машину - ни в какую, говорят в ней такого рода машинке самогон перегонять можно, больше ни на что она уже не годится Кому надо отдам в добрые руки, еще не выбросили

      • Есть такое понятие "слишком". (Зачем мне БМВ, если у меня есть Жигули, а дороги Российские только Жигулям и подвластны, или зачем мне новый ТВ, если старый еще хорошо работает?)
        Если моя стиральная машина позволяет положить в барабан белье, установить температуру, нажать кнопку "Пуск" - и на выходе я получаю чистое белье, то зачем мне нужна супер-пупер-новейшая стиральная машина, которая деликатно выстирает суперделикатное белье, или может стирать цветное с белым (я лучше их рассортирую и постираю отдельно)?
        Производителю этих машин нужен спрос. А мне-то зачем?
        ... и очень мне не хватает старой прачечной, в которой простыни наволочки, пододеяльники были так накрахмалены, что, казалось, светились!

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 июня 2016 в 10:05 отредактирован 15 июня 2016 в 10:10 Сообщить модератору

          Игорь Вадимов, как, а понты? А чтобы "статусно", "как у всех" и даже лучше?
          -)
          Вообще, вашу логику чувства меры, функциональности и комфорта в пределах необходимого поддерживаю.

          Кстати, половиной функций, заложенных в те машины, мы не пользуемся. Но их оплачиваем и обслуживаем-)

          • Игорь Ткачев, я никогда не болел понтами или "статусностью".
            И друзья у меня такие же.
            Всегда предпочитал функциональность.
            За редкими исключениями, о которых теперь жалею:
            1. надо было ремонтировать старый "Вихрь", а не покупать новые пылесосы. Этих новых я поменял уже с пяток, стоят дорого, работают хреново, ломаются быстро.
            2. когда сломался старый, из 90х, ТВ Панасоник - надо было брать его в охапку и везти в ремонт. Выбросил, купил новый плоский... - и видно его плохо, угол видимости узкий, и ...какой-то не такой, старый Панасоник был лучше.

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Вадимов, ну как оспорить вами сказанное?-) Снова, согласен.

              Говоря прямо, сегодняшняя техника, как и одежда, если не из фирменных бутиков и задорого, хуже советского ширпотреба.

              Микроволновка ЛГ у меня служила полгода, чтобы у нее потом вышел из строя стержень, на котором стоит тарелка. И не отремонтируешь.
              Пара сникеров начала расползаться уже через 2 недели!!!
              А мой приятель, купивший Мерседес (где их и из чего сегодня собирают, не знаете?) ежемесячно посещает СТО, где оставляет солидные суммы.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 июня 2016 в 10:02 отредактирован 15 июня 2016 в 10:03 Сообщить модератору

    Игорь, а вспомните, какой прочности были те стирмашины (мы нашей "Киргизией" пользовались лет - дцать-)
    Холодильники "Бирюза", "Орск" и еще что-то там. Утюги, радиоприемники. Сработаны были на века.

    Сегодня то самое качество (прочность и крепость) есть разве что в белорусских "Атлантах": они менее элегантны китайских Самсунгов и эЛДЖИшек, которые выходят из строя через год-два, но зато служат дольше.

    ПС Всегда жалел, что поблизости нет прачечной.

  • Калинина Тамара Читатель 19 июня 2016 в 14:53 отредактирован 24 мая 2018 в 10:24 Сообщить модератору

    Многое знакомо...

    Оценка статьи: 5

  • В советское время у нас в деревне было не так круто. Стиральных машин и в помине не было, стирали на стиральной доске в корыте с хозяйственном мылом, так как и стирального порошка не было. Да и электричество провели, когда я училась в пятом или шестом классе. Сейчас тоже пользуюсь простой стиральной машиной, автоматам не доверяю.

    • Вы так сказали, Тарик Зумар, и я Вам верю.
      Воистину - чудны дела Господни!
      (я по Вашему профилю сужу - не солгали же Вы!)
      Вы родились в 1995 году, а судите про времена СССР.
      В Вашей деревне при СССР не было стирального порошка и там не было электричества, хотя живете Вы в городе между Наб.Челнами и Нефтекамском...
      За весь СССР я, как свидетель, говорить не могу, но за центральные города - абсолютно уверен.
      А где-то в деревнях - вполне возможно, использовали корыта, раз электричества не было.
      Во многие сибирские деревни. особенно что возле рек, далеко от городов, электричество в виде дизельных электрогенераторов приходило.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, с опозданием, но пишу ответ, я родилась в 1955 году, выросла в деревне, прекрасно знаю деревенский быт и советские времена. Да, электричества не было, освещали дом керосиновой лампой. Стирала на корыте белье и одежду всей семьи хозяйственным мылом, тогда еще школьницей была, тот еще тяжелый физический труд.

        • Владимир Каминский Читатель 15 января 2019 в 19:43 отредактирован 15 января 2019 в 20:04 Сообщить модератору

          Тарик Зумар, я родился еще раньше, Сталина застал, правда, в пеленочном возрасте
          За деревню не скажу, видел только издали. Детство прошло по венным городкам. Условия отличались очень сильно, была одна дыра на иранской границе, там вообще свет давали от дизеля, утром позавтракать, вечером поужинать. Но общая тенденция была к постоянному улучшению быта

  • Сразу видно: статью писал москвич!
    С тем, что бельё можно отдать стирать в прачечную, я узнал только в 1976 году, будучи в Москве. Там-же познакомился со стиралкой имеющей центрифугу для отжима.
    Автоматы в те времена были только привозные. Наша "Вятка" появилась реально в 80-х.
    А до того моя мать приобрела машинку с ручным отжимом в 1959. Тогда они мало у кого были. Основная масса народу стирала вручную "на доске".

    Оценка статьи: 3

    • Вы ошиблись, Вячеслав Чермных, в Москве бывал только наездами.
      А вот в военном городке (в последнем, когда меня уже начали касаться такие частности) и в Ленинграде 70х - стирка в прачечных была налажена на ять. Именно так, как я это описал.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, и я об этом. Москва, Ленинград, столицы союзных республик (возможно не все), города миллионники (их центры) вот и всё, что было охвачено прачечными. Кстати, даже в Москве, придя в прачечную Вам бы не дали просто так бирки.

        Оценка статьи: 3

        • Вячеслав Чермных, ощущение, будто Вы моего поста не читали.
          За весь СССР говорить не могу, проблемы стирки белья меня начали касаться уже в относительно взрослом возрасте.
          Москва, Ленинград, столицы союзных республик, большие города, военные городки - были охвачены прачечными. Десятки миллионов граждан СССР - но по деревням такого не было. И сейчас нет.
          Сейчас и в Питере такого нет. Приемные пункты прачечных закрылись еще в 90е...
          А насчет бирок - приходишь, покупаешь из того запаса, что у них есть - и все.
          Я сам покупал в Ленинграде - пришел в пункт выдачи, попросил столько-то (немного), заплатил деньги - и все. А у Вас что - прописку спрашивали?

          Оценка статьи: 5

  • Владимир Каминский Читатель 15 января 2019 в 19:06 отредактирован 15 января 2019 в 20:05 Сообщить модератору

    В 64-м, когда отца перевели в Германию (ГСВГ), но мы еще к нему не переехали, у нас в городе про прачечные слышно еще не было. Стиральные машины были уже не редкостью, но у нас не было. Мать стирала руками в корыте. Попав в ГДР, обнаружили, что прачечное дело там развито хорошо и что это удобно. Брали постельное белье, рубашки, насчет нижнего белья уже не помню. Меток пришивать было не надо. Мать просто давала мне чемоданчик с бельем, я относил, сколько-то там (не помню) платил. Через несколько дней приходил и получал постиранное, поглаженное и уложенное в тот же чемоданчик. Стирали хорошо. Когда около 1970 вернулись в Союз, в городе уже были прачечные, но брали только постельное белье и надо было пришивать метки. Стирали плохо, рвали. В конце-концов мы купили машину (с отжимными валиками) и стирали дома сами. Потом машину поменяли на новее. Купили отдельную центрифугу. Когда я женился и обзавелся детьми, купили еще маленькую машину, для мелких ежедневных стирок. Вобщем все было нормально, если не считать того, что зимой батареи в квартире были обложены мокрым тряпьем в несколько слоев, не считая того, что в ванной висело Если кто сейчас говорит про убожество "совка" - это не "совок", это люди такие. Немцы - лучший тому пример.
    И - не разу не Москва. До 65-го - Закавказье, после 70-го - Белоруссия
    И - кстати - о прачечных самообслуживания. За 76-й уверенно не скажу (просто не интересовался и не слышал), а ближе к 80-му при заводских общагах у нас были точно - когда к нам в бюро пришли молодые специалисты, которых поселили там, то в разговорах упоминались походы в прачечную самообслуживания

  • Комментарий удален
  • Сейчас конечно вещи делают с расчётом на быструю замену. Но я бы не сказала, что всё всегда и однозначно служит недолго.

    Мы покупали в 2007 стиральную машину Индезит, самую дешёвую, и она у нас отлично проработала лет семь. Работала бы и дальше, если бы мой папа с альцгеймером её не грохнул об пол. Следующей почти такой же уже тоже не один год.

    А обувь у меня за редкими исключениями носится по 3-5 лет. Нет, не от бедности, просто покупаю то что нравится и зачем же буду выбрасывать когда и в порядке, и нравиться не перестало.

    И микроволновка у меня не ломалась, и пылесос…

    А вторым дополнительным холодильником у нас служит "Мир", и он явно старше меня)

    • Наталья Осокина, вот потому что в 2007 и самую дешевую-)))
      А купи вы сейчас и дорогую - не гарантия, что проработает дольше гарантии-)))

      Кста, а как вам то, что мы многими функциями (хоть в стиралке, хоть на компе) не пользуемся, но за них платим?
      Своим ноутом я пользуюсь % на 10, стиралкой - на 50%, телефоном - на 5%-(((((((((((
      Я один такой недотепа?

      • Игорь Ткачев, может и поэтому. А когда нам второй Индезит устанавливали, мастер откровенно посмеивался на тему, что такая дешёвка это ненадолго.

        С ненужными функциями приходится мириться, выбора-то нет. Я давно мечтаю, чтобы покупку можно было собирать как конструктор: пусть будет то и то, а вот этого не надо.

        А, вот! вот что у меня ломалось — электронная книга) Я очень тщательно выбирала чтобы там было всё что я хочу, конечно в придачу получила и ненужное тоже. Она была не из самых бюджетных. Сломалась через полгода, по гарантии поменяла, та проработала год с небольшим. На этом мои отношения с этим видом техники пока закончились)
        Не посоветует ли кто нормальную электронную книгу с экраном E-Ink?

  • Вы правы в том, что нельзя абсолютизировать собственный опыт.
    Прачечных самообслуживания я не видел (ну, или - не помню).
    В военном городке была единственная прачечная, которой мы и пользовались.
    А когда переехали в Ленинград, тут тоже рядом оказалась такая же прачечная, как была в городке.
    А вот на углу Кантемировской и Лесного у метро "Лесная" - была химчистка самообслуживания.
    Зала, в ней стена фронтально открывавшихся барабанов в несколько этажей. Пришел, заплатил за барабан, насыпал, закрыл, включил - и жди, пока все закончится, барабан можно будет открыть и забрать свое и чистое.
    НО! Постельное белье тут не гладилось - а посему в нашей семье этот способ стирки пользовался крайне мало.
    ...с начала 90х, когда "старое" рухнуло - нет у нас больше столь классно накрахмаленных простыней!

    Оценка статьи: 5