• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ляман Багирова Грандмастер

Письмо другу, или Соблюдаются ли в Азербайджане древние обычаи?

Здравствуйте, мой дорогой друг! Вы спрашивали об особенностях наших обычаев и кухни. Ну, о кухне — это, пожалуй, разговор особый. А насчет народных обычаев… Иногда это умилительно и наполняет душу теплом. Но иногда… Впрочем, у каждого явления есть лицевая и оборотная сторона.

Азим Азимзаде, «Женская свадьба», 1930 г. Фото: ru.wikipedia.org

Вот я 29 мая была на свадьбе дочери сотрудницы. У этой сотрудницы полно деревенской родни, потому что она сама и ее муж из одного села, хоть сами давно живут в городе.

Естественно, на свадьбу пригласили и деревенскую родню. Так там один дядечка чуть ли не возмутился. Мол, его сажают за один стол с женщинами! Он из села, там чтут традиции, мужчины и женщины на свадьбах и поминках и прочих торжественных и значимых событиях сидят непременно раздельно.

В городе тоже поминки для женщин и мужчин всегда раздельные. Допустим, если кто-то умрет, не дай Бог, то поминки для женщин устраиваются в 11 часов утра, а для мужчин — в 3 часа дня. Сидят в разных комнатах, два раза накрываются столы.

Но вот свадьбы в городе давно уже делают совместно. И мужчины и женщины сидят вместе. А в селах — нет. Женщины — отдельно, мужчины — отдельно.

Вот этот товарищ и стал возмущаться, даже обиделся немного, сказал, что те, кто устраивали торжество, должны были учесть то, что приедут люди из села. А в старину вообще невеста и жених могли увидеть друг друга только после свадьбы, то есть тогда, когда невесту в красном платье (традиционно платье невесты в Азербайджане считалось красным, это сейчас все по-современному — белое, нежное, воздушное, как и везде), обвешанную золотом, привозили в дом мужа, отводили в брачные покои и сажали за занавеской на ковер и на подушки.

Через некоторое время в эти покои входил жених. Иной раз они видели друг друга в первый раз. Правда, иногда бывали и такие ситуации, как в нашем фильме «Аршин мал алан» (Помните такой фильм старый с Рашидом Бейбутовым? Он был переведен на русский язык, очень нравился Сталину. Раньше этот фильм часто показывали).

Сейчас от красного традиционного платья азербайджанской невесты остался только один символ — красная тесьма на поясе белого платья. Это символ девственности. Это непременно! Завязывает его по свадебному обряду, произнося сакральные слова, брат жениха, родной или двоюродный, или дядя, в общем, кто-то из родственников жениха не очень пожилой и ни в коем случае не отец жениха.

Отцу жениха, как и ему самому — неприличие. Но и завязывающий эту тесьму не должен прикасаться к талии невесты, просто охватывает тесьмой, потом завязывает, опять развязывает, завязывает и в третий раз завязывает уже окончательно.

И все это время говорит сакральные слова: мол, «чистая, непорочная девушка, ты входишь в наш дом непорочной, будь же нам сестрой, матерью, невесткой, дочерью, да будет благословен твой приход. Желаем тебе семерых сыновей и одну дочь-красавицу». Это приблизительный перевод, конечно. Ну, и соответственно, развязывает эту тесьму потом только муж… В Грузии, как мне рассказывали, тоже такой же обычай — только там красный бантик на груди невесты завязывают. На одной из пуговиц. А жених уже потом должен этот бантик кинжалом разрезать.

Много чего есть, мой дорогой друг. Если вам это интересно, буду рассказывать потихоньку.

Статья опубликована в выпуске 12.11.2016
Обновлено 9.08.2022

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 12 ноября 2016 в 22:08 отредактирован 12 ноября 2016 в 22:08 Сообщить модератору

    Конечно, интересно, Ляман! Рассказывайте. Лично я буду ждать продолжения. Да не иссякнет источник Вашего вдохновения при написании как следующего текста этого цикла, так и всех-всех остальных, задуманных Вами. И пусть баночка акациевого меда с пасеки Винни-Пуха, стоит у Вас на столе рядом с большим противнем шекинской пахлавы, чтобы Ваш текст был не менее сладок Вашим читателям, чем и то, что стоит у Вас на письменном столе.

    Оценка статьи: 5

  • Весьма-весьма .... интересно.

    В местной прессе проскользнула информация, что до сих пор в отделенных районах Дагестана и Азербайджана??? проводят девочкам обрезание. Что такое может быть в Дагестане верится (хоть и с трудом), но в Азербайджане???
    Кажется абсурдом из желтой прессы...

    • Василий Россихин, нет, в Азербайджане девочкам, насколько я знаю, ничего не делают. Такого, упаси Бог, нет.
      А о Дагестане не знаю, честно говоря.
      Знаю, что делают в Малайзии, некоторых африканских странах.

      Спасибо вам за прочтение.

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо,очень интересно, особенно Ваши комментарии-дополнения, составьте из них статьи.. будем узнавать много нового..

    Оценка статьи: 5

  • Леонид Котляр Леонид Котляр Мастер 28 апреля 2019 в 21:46 отредактирован 28 апреля 2019 в 21:51 Сообщить модератору

    Познавательная статья, спасибо, Ляман за труд. Пройдёт ещё век и всё останется по описанному.
    Вспомнилась страшная картина моих дошкольных лет. По проезжей части улицы (иной просто не было) Коминтерна днём женщина средних лет за длинные волосы дочери волокла её по дороге, что-то громко причитала. Зрители за сценой наблюдали в основном из окон своих домов, за воротами дворов стояли только дети. Дочь молча терпела пытку моральную и физическую молча с открытыми глазами.
    Вторая картина была многократной. Мужчины одного примерно сословия (секретари райкомов, председатель городского исполкома, военком и др.) в ширенге 5...8 человек вечером после жаркого дня гуляли по улице, вели беседу, соблюдали все правила приличия. Студенты из Баку на каникулах общались аналогично. Женщин с мужчинами просто не было.

    Оценка статьи: 5

    • Леонид Котляр, спасибо Вам огромное за внимание и прочтение.
      Да, некоторые особенности и по сей день остались.
      За волосы, конечно, уже никого не таскают - неприлично позориться, но вот, мужчины предпочитают гулять в своей компании, женщины - в своей.
      Если женщина с мужчиной - то, это скорее всего жених и невеста (заметьте, уже обрученные, чтобы если кто вдруг из знакомых встретит, то подозрений не возникало: это официальные жених с невестой)
      Или муж с женой. Но это обычно торжественные выходы: на свадьбу, дни рождения, в гости, в театр. и обычно такие пары идут с детьми.
      Это разве что уже пожилые пары могут прогуляться вдвоем по бульвару. и по ним сразу видно: значит, у них все в порядке, дети все женаты, замуж повыданы, и внуки есть. То есть, как бы - они уже заслужили право на совместный отдых и прогулку.
      Но и это в основном в городах.
      Обычно, даже пожилые пары, если выходят вместе, то с внуками. В этом есть тонкий смысл: мол, старики не сидят без дела, не "живут для себя"(потому что могут о них сказать - эгоисты), а, прожив честную, достойную жизнь, вырастив детей, помогают теперь воспитывать внуков.

      Оценка статьи: 5

  • Азербайджан люблю давно. И вот ещё одна статья, позволяющая узнать его поближе.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно, Ляман. Рассказывайте!!

    Оценка статьи: 5

  • Да. Ляман, интересно, а какие обычаи насчет того кого может брат жених в жены и жены в мужья, я имею ввиду по национальности. Вот как мне рассказывали про армян, они как то не приветствуют браки особенно женщин не со своей национальностью, а, например, чеченки вообще не могут нарушить это даже в наш современный век и это независимо от того, где они живут в большом городе или селе или даже в России, все равно надо найти жениха своей национальности, а вот, например, мужчинам чеченцам можно женится на женщине любой национальности и с ребенком. Как там в ваших краях по обычаю.

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова, спасибо вам за вопрос!
      Вы знаете, ситуация обстоит таким образом.
      Браки с представителями других наций не приветствуются, но допускаются.
      Но!
      Есть одно существенное но.
      Парень-мусульманин(он может быть неверующим,или вообще быть безразличным к релиии, но исторически считается, если он этнический азербайджанец - значит мусульманин) может жениться на девушке-иноверке.
      Это не особо приветствуется, но допускается.
      Потому что считается, что в таком случае, муж-мусульманин приводит в ислам новую душу - свою жену, которая должна естественно следовать за ним, как нитка за иголкой.
      Некоторые идут в мечеть, меняют веру, имя. Это поощряется.
      Но это по желанию. Жена- иноверка может оставаться в своей вере, это как-то не особо существенно.
      Важно то, что дети, рожденные в этом браке автоматически считаются мусульманами, потому что носят фамилию отца, азербайджанское отчество и имена у них в основном азербайджанские, или же универсальные, например, Тимур, Камилла, Тамара, Марьям (Мария), ИсА (Иисус).
      А вот женщине-азербайджанке, мусульманке выходить замуж за иноверца категорически не приветствуется, если не сказать больше!
      Потому что, выйдя замуж за иноверца, она и потомство, что она произведет на свет считаются автоматически потерянными для ислама. Ведь она будет делить ложе с иноверцем и иметь детей от него. А они будут продолжением его рода.
      Вот, если, к примеру, парень-иноверец, ради любви к мусульманской девушке примет ислам, то тогда его окружают почетом.
      Вот маленький пример.
      В 20-е годы прошлого века на азербайджанской сцене блистала оперная звезда - азербайджанская певица Фатьма Мухтарова.
      Детство у нее было очень тяжелым. Отец рано умер, мать вторично вышла замуж. Отчим не любил падчерицу, жила семья впроголодь и маленькая Фатьма с детства пела на улицах под шарманку, в ожидании, кто ей бросит монетку.
      Все деньги отбирал отчим, мать боялась его и не смела ничего сказать. Если Фатьма приносила мало денег - отчим поколачивал ее.
      Время шло, маленькая девочка превратилась в настоящую оперную певицу с красивым звучным контральто. Она давно уже была самостоятельной и не зависела от отчима и матери. Она сама содержала их.
      Ее полюбил русский парень Александр Малинин.
      Он посватался к ней. Но у Фатьмы к тому времени, никого из родных, кроме ... отчима не осталось. Мать умерла.
      Ради приличия, она привела Малинина к отчиму, чтобы соблюсти обычаи. Малинин попросил руки Фатьмы у ее отчима.
      Так тот наотрез отказал!!!
      Заявил, что не выдаст дочь (!!!) за немусульманина! Не благословит!
      Мол, если любишь, меняй веру!
      Конечно, они могли не обращать внимания на то, что сказал отчим, но Малинин любил свою Фатьму и согласился уважить старика.
      Он стал Искандером.

      Только тогда сыграли свадьбу.В браке у них родилась одна дочь - Светлана.
      Сейчас Светлана (в замужестве Курочкина) жива. А сама Фатьма Мухтарова умерла в 1972 году.
      Александр-Искандер - гораздо раньше.

      Оценка статьи: 5

  • Ага, это я ее просклоняла так, по-русски))). Была удивлена, что в советское время этот обычай сохранился. Интересно, а теперь приглашают?

    • Ляман Багирова Ляман Багирова Грандмастер 7 июля 2016 в 23:00 отредактирован 7 июля 2016 в 23:04 Сообщить модератору

      Наталья КХ, В общем, эта женщина сидит около покоев молодых и ... отвечает за то, чтобы все прошло как полагается. Она же утром выносит, простите, простыню к комнату, где сидят мать, замужние сестры и замужние родственницы жениха. Они внимательно рассматривают простыню, убеждаются, что все как надо, и потом эту простыню, свернутую и перевязанную красной ленточкой посылают матери невесты со словами благодарности, мол воспитала хорошую, честную дочь.
      Эту простыню по обычаю не стирают, так и лежит где-то в укромном месте в сундуке у матери невесты.
      А эта специальная женщина - ее называют енгЯ за радостную весть и за честно исполненный свой долг получает от матери жениха подарок - обычно там платок, халат и деньги.
      А, если не приведи Бог, в общем все было не как полагается, девушку-невесту отсылали обратно в дом отца с проклятиями, отнимали все свадебные подарки, а этой самой женщие - енгЕ стригли налысо голову за то, что взялась за такое нечестивое дело - быть енгЁй у бесчестной девушки.
      Но это было в старину, сейчас такое не делают. Однако сам обычай сохраняется - в селах почти повсеместно, а в городе, это зависит от культурного уровня семьи. Некоторые настаивают на соблюдении этого обычая, некоторые - с негодованием отвергают.
      Зачем брить голову енге, в случае провального дела?
      О!
      В этом особый жестокий смысл!!!
      Чтобы в следующий раз, (хотя в следующий раз ее и не пригласят на эту должность), но чтобы другим был урок! все досконально разведала об этой девушке, прежде чем становиться ее енгЁй.
      Ох! Иногда если енгЯ узнавала, что девушка хоть где-то на несколько минут поговорила с посторонним парнем, то уже сомневалась - быть ли ее енгей. Дело-то очень ответственное и щепетильное.
      Могло естественно ничего и не быть, но уже одно то, что эта девушка была замечена в разговоре с посторонним парнем без свидетелей - уже бросало тень на нее.
      Помните Крестного отца? Как Майкл Корлеоне выходил на прогулку со своей уже невестой? Позади идет куча тетушек и парень с карабином!
      У нас, конечно, не так. Но вот беспрепятственно девушка с парнем могут выйти погулять уже после официального нишАна - обряда обручения. И то, он должен сказать родителям девушки, когда приведет ее обратно, к какому часу, куда они пойдут - на концерт или в кино.
      И то это в основном в городе. В селах бывают некоторые отцы разрешают своим дочерям оставаться наедине с женихами только после загса и кябИна (свидетельства моллы).То есть практически за день-два до свадьбы. До этого, конечно, они могут встретиться вместе - все же уже обрученные, но желательно все же на людях. Например, в гости обрученных жениха и невесту приглашают уже вместе, но непременно с родственниками.
      Вот , мы с дочерью несколько лет подряд снимали дачу в пригороде Баку около моря. Это бакинское селение - БузовнЫ. У хозяйки-вдовы была пожилая мать и две дочери. Младшую посватали в 16 лет, а старшую в 18.У младшей сестры ко времени обручения старшей уже был ребенок. Так вот, мы в последний раз там были в 2011 году, когда старшая была еще невестой. Каждый вечер ее жених приходил к ним. Бабушка или мать невесты накрывала на стол, кормили парня, а потом разрешали невесте накрыть для него чайный столик на заднем крыльце. Ну, чтобы молодые немного поворковали. И то, через каждые пять минут бабушка тихо спрашивала у дочери: "Как они там? Иди посмотри, предложи фрукты, конфеты, и заодно посмотри".
      Чтобы, не дай Бог, до свадьбы никаких вольностей. Жених это, конечно, уже не просто парень, но ведь он еще и не муж.

      Оценка статьи: 5

  • Помнится, нам в Баку в связи со свадебными обычаями про йенгю рассказывали).

    • Наталья КХ, да, енгЯ - это женщина, которая сопровождает невесту в брачные покои и вообще следит за тем, чтобы все прошло как надо...
      Я хотела написать о ее роли в свадебном торжестве и вообще о ней, но...
      Боюсь, что из этических соображений не совсем удобно это делать...

      Оценка статьи: 5

  • Ага, присоединяюсь, про армянскую свадьбу мне одна армянка уже рассказывала тоже интересно, а теперь узнаем про ваши обычаи

    Оценка статьи: 5