• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ляман Багирова Грандмастер

Где прячется любовь на склоне лет? Сентиментальная зарисовка. Часть 2

В полутемном зале филармонии было мало народу. В основном, такие же, как они — чистенькие старички и старушки. Две-три пары среднего возраста. Кому нужен концерт старинной музыки в преддверии веселого праздника? Только таким, как они. От нечего делать.

Где прячется любовь на склоне лет? Сентиментальная зарисовка Фото: Depositphotos

Перейти к началу рассказа

Сдав верхнюю одежду в гардероб, Она услышала разговор двух пожилых женщин рядом.

— Что это ты, Зина, — выговаривала одна другой — получше обуви не нашла, что ли? Ну, кто в таких ботах в театр ходит? Ты бы еще валенки надела!

— Да, ну! — добродушно отмахивалась полная женщина в шали на плечах. — Бог с ними. Удобно и удобно! Это раньше любую тряпку нацепи — и все оборачивались! А сейчас посмотрят и скажут: «Аккуратная старушка пошла».

«Аккуратная старушка, — усмехнулась Она. — Хорошее определение». Нервным движением одернула платье, поправила легкую прядку и поспешила за мужем в зал.

Концерт начался в полной тишине. Аллеманда и Бахиана произвели странное впечатление. Теплые волны скользили по их телам, нежа и баюкая одновременно. Он задремал, Ее тоже сковывал сон. Некоторые посетители даже посапывали в своих креслах.

Третьим номером были загадочные «Три песни». На сцену вышел щупленький мужчина с гитарой. Ни концертного костюма, ни галстука. Черные брюки, зеленый свитер, потрепанные туфли. Он выглядел уставшим. Вслед за ним выплыли две полные немолодые женщины в шерстяных платьях и с платками на плечах. Каждая из них тоже несла гитару.

Мужчина подошел к микрофону и негромко сказал:

— Дорогие друзья! Мы благодарны вам за то, что в эти предпраздничные дни вы нашли время и пришли на наш концерт. Поверьте, нам очень дорого ваше внимание. Мы не случайно начали нашу программу двумя классическими произведениями. Как нам кажется, они должны были подготовить вас к тому, что вы услышите сейчас. Из нашей жизни стала уходить любовь. Мы можем называть это как угодно — нестабильностью в политике, экономике, падением нравов, недостатком воспитания. На самом деле, это просто дефицит любви. И мы хотели бы еще раз спеть об этом чувстве, ибо оно — первоначало всему.

По залу прошелестел снисходительный смешок, но мужчина, не обращая внимания, прошел вглубь сцены и сел в центре. Справа и слева от него расположились женщины. Свет погас и луч сфокусировался на троице.

Женщина слева низко склонилась над микрофоном, отчего ее фигура в шали стала походить на нахохлившуюся птицу, и начала мягким, очень благозвучным голосом:

Я Вас люблю. Не надо уходить.
Со мною может что-нибудь случиться.
Вдруг разорвётся солнечная нить,
Которая в окне моём лучится.
Я Вас люблю, я Вас люблю сильней,
Чем это видно Вам из Вашей дали.
Зимой я выпускала снегирей,
Которые до Вас не долетали.
Я Вас люблю, и в комнате моей,
Раскрашивая воздух синим цветом,
Живут и вянут васильки полей.
Я Вас люблю. И холодно мне летом.

Она напряглась, подалась вперед и в лице ее появилось что-то жалкое. Будто стала разжиматься невидимая душевная пружина, вокруг которой Она была собрана. Давно забытое, нежное забилось в каждой жилке, черты обмякли. Сейчас Она снова была «небус мутабиле», но Боже мой, каким старообразным! И старообразность эта не отталкивала, а наоборот, привлекала своей теплотой. Она нашла руку мужа и чуть сжала ее. Тот слушал заинтересованно и чуть отстраненно.

Вторым пел мужчина. Он смущенно кашлянул и начал через минуту после первой исполнительницы. Луч света остановился на нем:

В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.
А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой.
Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом,
Где тьма кругом, —
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем,
С тобой вдвоем.
И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной.

На Ее щеках появились две светлые влажные полоски. Муж сжал Ей руку. Лицо Его было уставшим, добрым и немного растерянным. Надо было прожить всю жизнь вместе, чтобы понять, что они все еще любят друг друга.

Так же, затаив дыхание, слушали и другие посетители. У многих на глазах были слезы.

— Ты мне никогда такого не говорил и не сказал бы, — услышала Она сдавленный шепот шатенки из соседнего ряда. — Только — подай-принеси!

— Конечно, не сказал бы, — парировал мягкий мужской голос. — Я бы это сделал, без всяких разговоров! Видишь, «с каким бы счастьем я владел тобой одной». Считай, что владею счастьем! Тобой!

— Ври больше! — вздохнула примиренно женщина.

Луч скользнул на третью исполнительницу — самую грузную, с тяжелой челюстью и взлохмаченными короткими волосами. У нее был неожиданно высокий, почти детский голос, но начала она вкрадчиво, будто рассказывая:

Отгорел фейерверк,
Перестала вертеться шутиха,
Блеск одежд карнавальных
Обернулся унылым тряпьём.
Опустел балаган,
И на рыночной площади тихой
То, что было театром,
Становится нашим жильём.
Засыпай, Арлекин.
Поцелуй и прохлада ладоней —
Это всё, чем могу
Отвести от тебя непокой.
Балаган — наш дворец,
Наши ослики — резвые кони.
Если можешь, поверь
Этой сказке и спи, дорогой!
Мне не быть для тебя
Ни волшебной звездой, ни богиней,
Я твой друг, Арлекин,
Потому и доводится мне
Быть гораздо умней,
Чем положено быть Коломбине,
И гораздо добрей,
Чем положено просто жене.
Я до смерти с тобой
Поделю и очаг, и подмостки,
Если занавес поднят,
Я буду смеяться и петь,
И следить, чтоб завистник
В твой грим не подсыпал извёстки,
И любить тебя так,
Как никто не сумеет посметь.

Зал молчал, потрясенный. Счастье не любит шума. Затем, вначале тихо, а потом все уверенней, раздались аплодисменты.

Щупленький мужчина вновь вышел к центральному микрофону.

— Дорогие друзья! Я думаю, вы поняли, почему наша концертная программа называется «Волшебство». Если в ваших сердцах будет после сегодняшнего вечера тепло, если вы посмотрите друг на друга с любовью и не отнимете этого чувства у себя потом, то значит мы работали не зря. Мы искренне желаем вам счастья.

Он сухо поклонился, и вся троица скрылась за кулисами. Концерт был окончен.

Люди расходились тихо, торопливо. Словно боялись, что зимние звезды позавидуют теплу в их душах и выветрят его прежде, чем они дойдут до дома.

Они шли тоже быстро и молча, крепко держась за руки. От величавого дефиле не осталось и следа. Наоборот, сейчас их фигуры, с наклоненным вперед корпусом и вобранными в плечи головами, смотрелись нелепо. Но впервые за много лет им было хорошо от того, что они рядом.

— Ну, как концерт? — позвонила на следующее утро дочь. — Понравился?

— Да, доча, — ответила Она и смущенно поглядела на разворошенную постель. — Очень понравился.

— Мам, мы приедем к вам завтра — поздравить. В два часа, как обычно.

— А чего ждать до завтра? — Приезжайте сейчас. А завтра приедете еще.

— А папа? Он как?

— Папа обеими руками за! Ты — за? — Она посмотрела на мужа. Тот уписывал уже пятый бутерброд и с удовольствием прихлебывал из большой чашки кофе с молоком.

— Конечно! — промычал Он с набитым ртом. — Как раз пойдем погулять с внучатами, пока вы стряпать будете!

Она положила трубку и улыбнулась. У Нее была удивительная манера улыбаться — не размыкая губ, и от этого улыбка казалась трогательной и такой славной.

— Слушай, а ты похожа на Джельсомину, вот сейчас, когда улыбаешься так. Я тебе говорил это?

Она кивнула. Старый фильм «Дорога» с Джульеттой Мазиной в главной роли они смотрели в пору медового месяца.

— Да. Ты говорил, что я так же улыбаюсь, как Джельсомина.

— Надо же! Вспомнилось… Просто удивительно!

Она продолжала улыбаться, а за окном тихо летел снег. Очень тихо, словно боялся спугнуть Ее улыбку.

P. S. В новелле использованы стихи Любови Якушевой, Роберта Бернса и Надежды Сосновской.


Что еще почитать по теме?

Жизнь женщины. Случаются ли повороты судьбы в новогоднюю ночь?
Старость — не радость, или Cтоит ли оплакивать свою молодость?
Новый год в гипсе — добрая примета?

Статья опубликована в выпуске 21.12.2016
Обновлено 1.02.2022

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Ляман, за трогательное, душевное повествование.
    С теплом,

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Белан, Спасибо, дорогая Людмила! Это так, просто сентиментальный набросок-зарисовка. Знаете, иногда хочется простого тепла, без глубокомысленных сентенций, без драм. Просто тепла. кстати, такое иногда случается в нашей жизни. На моих глазах, жизнь семейной пары возродилась, обрела новую жизнь, только после того, как позволила себе стряхнуть рутину и поехать в другой город вдвоем, где они только и делали, что ходили по музеям и концертам.
      Людмилочка!
      С Наступающим вас! Счастья вам, здоровья, всех благ!!!

      Оценка статьи: 5

  • Очень хорошо, душевно. Спасибо, Ляман.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо огромное, дорогая Машенька! С Наступающим!!! Всех благ вам!, здоровья, счастья!!!

    Оценка статьи: 5

  • Очень мило! И стихи понравились, особенно первые.

    Оценка статьи: 5

  • Вот эту песню прекрасно поет Градский. Чудесно исполняет

    В полях, под снегом и дождем, Мой милый друг, Мой бедный друг, Тебя укрыл бы я плащом От зимних вьюг, От зимних вьюг. А если мука суждена Тебе судьбой, Тебе судьбой, Готов я скорбь твою до дна Делить с тобой, Делить с тобой. Пускай сойду я в мрачный дол, Где ночь кругом, Где тьма кругом, — Во тьме я солнце бы нашел С тобой вдвоем, С тобой вдвоем. И если б дали мне в удел Весь шар земной, Весь шар земной, С каким бы счастьем я владел Тобой одной, Тобой одной.



    Ну а в части зарисовки, ну да - сентиментальнеько, чудесненько, сладенько до приторности.


    Прекрасные стихи в статье, ни к чему их обрамлять так щупленько

    • Ляман Багирова Ляман Багирова Грандмастер 20 декабря 2016 в 23:11 отредактирован 20 декабря 2016 в 23:33 Сообщить модератору

      Муратова Ирина, Спасибо вам, Ирина. Именно исполнение Градского я очень люблю
      А зарисовка на то и зарисовка, я и хотела сентиментально. Ничего более.
      Поверьте, что именно такая сентиментальность и случилась в жизни моих героев.
      Спасибо вам.
      С наступающим!

      P.S.А вы слышали о поэте Елене Крюковой? Если да, то какого вы мнения о ее стихах? Евтушенко назвал ее Цветаевой 21-го века.
      Благодарю вас.

      Оценка статьи: 5

  • Главные герои произведения очень похожи на циничных подростков. Трудности в общении они маскируют напускным равнодушием, на концерт собираются нехотя, у них есть предубеждения относительно того, с чем они еще и не знакомы. Подмечены характеры очень верно. Отдельное спасибо за музыку и стихи - надеюсь, кто-то, вне зависимости от возраста, не будучи в концертном зале, сможет переосмыслить отношения с родными людьми и отношение к жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, спасибо Вам большое. На самом деле, такие характеры довольно часто встречаются в жизни. Люди живут вместе по привычке, в силу обстоятельств, общественного мнения. Живут, переползая из дня в день, и нужна порой сильная, но при этом желательно положительная душевная встряска, чтобы люди поняли - они еще нужны друг другу.

      Оценка статьи: 5

      • Ляман Багирова, я бы связал этот феномен с порочным желанием растянуть детство любимому чаду. Зачем объяснять, что все люди невечны? Если дедушка и бабушка, отец и мать постоянные детали быта, стоит ли именно сегодня спешить с ними поговорить, стоит ли вообще выстраивать отношения с постоянным явлением? Ошеломляющие детей потери взрослые стараются заглушить утешаниями, заверениями, что "такого добра" в доме еще довольно. Взрослея, такие дети аналогично относятся к друзьям, новым членам семьи. У них не привычка, а последствия скверного воспитания. Привычку не всегда нужно менять, обстоятельства меняются зачастую без нашей воли, а вот неверные жизненные установки и нужно, и можно менять душевной встряской.

        Оценка статьи: 5