• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Оксана Аркадьевна Филатова Грандмастер

Как обрести внутреннюю свободу?

«Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет». © Ан. Некрасов

Внутренняя свобода — это состояние полной автономии от социальных стереотипов, навязанных правил и психологических комплексов. Это мало кому дано.

Фото: Depositphotos

У людей с низким уровнем развития свобода ассоциируется со вседозволенностью и шабашем страстей. Так в 1917 году, после Октябрьского переворота, наивные адепты «нового порядка» представляли себе «светлое будущее» как «общность жен», море разливанное спиртного (экспроприированного из чужих подвалов), мародёрство под лозунгом «Грабь награбленное!».

Нет. Свобода нужна не для этого, а для того, чтобы проживать свою (а не чужую, продиктованную «сверху») жизнь, испытывать вдохновение, творя добро, быть счастливым и делиться счастьем с другими.

Внутренняя свобода — это глубокое чувство комфорта, которое не зависит от внешних обстоятельств, «праздник, который всегда с тобой». Нет места зависти, социальному сравнению, подлым пересудам, пожеланиям ближнему несчастий и бед.

Несмотря на то что свобода как состояние бытия кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (так писал Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы»). При этом некоторые лгут себе и окружающим, что полностью свободны, что могут делать всё, что хотят, не желая замечать, насколько рамки их «свободы» узки, неподвижны, жёстко ограничены нормами мещанской или рыночной морали.

Эрих Фромм в 1974 году
Эрих Фромм в 1974 г.
Фото: Müller-May / Rainer Funk, ru.wikipedia.org

Как стать свободным?

1. Как и в случае любого невроза, где путь к выздоровлению начинается с признания факта, что человек болен и основная причина болезни лежит в нём самом, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что человек — не кто иной, как раб. В первую очередь, раб тех навязанных деструктивных жизненных установок, которые прочно обосновались в бессознательном в виде способов мышления, мировоззренческих позиций, правил поведения, критериев принятия решений и т. д.

Признать себя рабом — неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно застелить полусгнивший матрац красивым, благоухающим бельём, и какое-то время будет иллюзия чистоты и свежести. Пока пятна гнили не проступят на нём и зловоние не заставит выбежать прочь.

2. День за днём «выдавливать из себя по капле раба». Лучше Антона Павловича Чехова не скажешь. Гипотетический герой, «проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…». Отслеживать свои неправильные установки, заученные клише жестов и слов — и «вырывать их с корнем». Процесс этот очень неприятный, мучительный, поскольку приходится (почти как в хирургии) удалять, вычищать из своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни.

3. Менять окружение. Люди становятся весьма наблюдательными, придирчиво-внимательными, как только почуют, что кто-то начинает «расти». От них не только не приходится ждать помощи (а на пути к свободе бывают очень тяжелые препятствия и «духовные откаты», и приступы апатии), но и придётся строжайше держать всё в тайне. Потому что представители «серой толпы» никогда не отпустят на свободу одного из своих бывших попутчиков. Они ущербны, злы и завистливы.

Поэтому понимание, что все вокруг рабы (примерно на 75−80%), позволит осознать следующую важную мысль: мнение других — это почти всегда мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильна ценности собачьего лая на проходящий караван.

  • Другими словами, важное качество внутренне свободного человека — это полное игнорирование чужого мнения. Кроме тех единичных людей, которые также находятся на пути к свободе или уже достигли её.

4. Никогда не изменять своим новым принципам, правилам и убеждениям. Иногда это трудно. Но именно в этом и заключается свобода человека: не быть податливым и мягким, как пластилин, из которого удобно лепить то, что выгодно другим.

5. Иметь своё мнение. Но не быть, конечно, заядлым спорщиком, нигилистом — это психологическая ущербность. Иметь своё мнение — это значит, прислушиваться и к другим, но думать самому.

Не позволяйте влиять на ваши суждения внешним факторам, таким как «авторитет» того или иного должностного лица, частое упоминание каких-либо «неопровержимых фактов» в СМИ, грубые внушения страха, апокалиптические настроения и т. д. Если вы сейчас сомневаетесь в себе, то дайте время своему мозгу для анализа фактов. Но вы обязательно должны думать своей головой и смотреть на вещи своими глазами.

Жан-Леон Жером, «Диоген»
Жан-Леон Жером, «Диоген»
Фото: Общественное достояние

6. Развивать силу воли, чтобы иметь могущество сопротивляться внешним обстоятельствам.

7. Любить и уважать себя. Никакой внутренней свободы не будет, пока мы не научимся самоуважению и любви к себе. Чтобы обрести это, вы должны узнать себя настоящего. Кто вы есть, каковы ваши приоритеты, к чему вы стремитесь, что хотите от этой жизни. Познавая себя истинного, мы расширяем границы своей внутренней свободы.

Поймите, что вы — абсолютно свободный человек. В своих мыслях, в душе, в выборе, как прожить каждый новый день. Свобода уже заложена внутри вас.

Статья опубликована в выпуске 10.11.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Некоторые люди, кажется, осознанно выбирают путь раба. Плывут по течению, не желая самостоятельно думать и что-то в своей жизни менять, живут (а точнее - существуют) по чьей-то указке. Они становятся рабами не только своих работодателей и авторитарной родни, но и техники - смартфона, компьютера, телевизора... Видимо, им так проще. И ответственности гораздо меньше.

    Оценка статьи: 5