Людей страшит ощущение неопределенности завтрашнего дня и дальнейшей перспективы. Чтобы понять свойственное во все времена человеку состояние, уточним причины.
Ощущение беспокойства — это эмоция, страх, сильнейшая эмоция, подчас гораздо сильнее чувства любви. Любая эмоция предполагает отношение к происходящему или персоналии, группе лиц.
Рекомендую всегда разделять поступки людей, их многогранность, потенциал разных качеств, проявляющихся так или иначе в определенных условиях, имея в виду разницу между человеком и его поступками. И подвергать оценке поступки, а не личность.
Страх лечится любовью и уверенностью в собственной защищенности. Защита может идти от сил вполне материальных и от невидимых. Их можно почувствовать интуитивно.
Кризис — всегда испытание, тест, лакмусовая бумажка. В критической ситуации, насыщенной страхом, одни люди (как бы ранее в ситуации спокойной ни «надували щеки» и декларировали личностное мировоззрение) теряют инициативу, паникуют или испытывают состояние депрессии, другие — проявляют безудержную агрессию, казалось бы, без причины, третьи сохраняют способность размышлять под воздействием обстоятельств, принимать решения и действовать, пусть даже с риском ошибиться.
Логика тут ни при чем, ибо в критической ситуации «много умных, да мало смелых» — она не работает в привычном понимании определения. Так выявляются герои гражданской войны, как Чапаев, Щорс, которые в других условиях, даже военных, были бы прапорщиками (какими они являлись еще в 1915 году) всю жизнь. Но… революционная ситуация делает из людей героев, а всего-то нужно для этого «поднять знамя», выпавшее из неустойчивых рук. Поднять жупел проблемы, когда другие молчат со страху.
Почему так происходит, что одни теряются, иные набирают популярность — вопрос многогранный. Дело и в характерах, опыте, интуиции, конкретных обстоятельствах, складывающихся даже без их воздействия, незапланированно, и в таких небезупречных аспектах, как случай, время и место. Любые исторические катаклизмы дают много подобных примеров. Это показательно.
Не в полной мере, однако некоторые определенные «звоночки» личности, уверенно переживающей кризис, можно уточнить. Хотя бы для того, чтобы другим задуматься, понять причины явления и сделать выводы на будущее. Ибо кризис не последний, вся жизнь, по сути, является кризисом, проявляющимся в разной степени, частоте и форме.
Во-первых, это люди подготовленные, те, кто в эпоху относительной стабильности размышлял о смысле жизни, о будущем — не в мечтах, а готовя дома, подвалы, вещи и еду для пропитания. То есть те, кто анализировал ситуацию и побеспокоился заранее, понимая по накопленной мудрости своей, что ничему нельзя верить и перемены в жизни неизбежны.
Они ждали случая и теперь могут сказать: «ну, мы же говорили…». И с саркастической улыбкой незваных оракулов посмеиваются над «глупыми» или недальновидными окружающими. Им свойственно переезжать подальше от «горячих точек» при начале конфликта (к примеру, за границу) и продолжать осваивать накопленные материальные активы. Понятно, что всего не предусмотришь, но все же, все же… таких людей (а их много в современном мире) назвал бы условно подготовленными.
Во-вторых, недурно чувствуют себя те, кому нечего терять; большинство из тех, кто не подвержен сильному страху (или подвержен в меньшей степени, ибо человеку с ненарушенным парциальным интеллектом страх свойственен — как нормальная человеческая эмоция). К примеру, знаю много военных, прошедших «горячие точки», не теряющих самообладания в критической ситуации, страх свойственен и им. Редко кто бесчувственно переносит боль, в том числе боль утраты.
Другое дело, какую маску надевать, чтобы страх и другие сильные эмоции не показывать, ибо в критической ситуации он может привести к панике целое подразделение (группу), а не только одного человека. Командирские навыки вырабатываются практикой и примером именно так — бояться, но не показывать страх.
Среди группы лиц, осознающих, что жизнь конечна и может оборваться в любом случае даже в мирное время, спокойно относящихся к накопленным активам (материальным и нематериальным), не воспринимающих накопления квартир, дач, машин, кэша — как собственность навсегда данную, или, как вариант, не имеющих ничего из перечисленного, далеких от забот и семейных привязанностей, много лиц, живущих с установкой, что терять им нечего или мало чего. Такие замечательные индивидуумы не теряют самообладания в сложной ситуации, ибо опытны и понимают, что нет ничего «нашего» в этом мире. И даже суету свою трусливую на тот свет не возьмешь, тем более деньги.
В-третьих, временно живущие на Земле. По З. Фрейду, которого мой коллега, психоаналитик и специалист по лакановскому анализу Дмитрий Ольшанский называет верно — Фройд, известно: кто не боится? Да тот, кого уже нет. Тот, кто сам «устал жить». В книге о пути самурая «Хагакуре» о них сказано в традиционном ключе. Не боящиеся смерти, обладающие «секретом» духовных практик.
Вообразите христоцентричную церковную традицию (не только православие, но еще 264 деноминации), где ожидают второго пришествия бога на землю, а молитвы возносят по нескольку раз в день. Многие современники молятся номинально или по привычке. Но есть и то меньшинство, весьма одухотворенное и живущее в соответствии с религиозными учениями. Они свыклись с мыслью временного пребывания, ожидая для себя жизни вечной не на Земле. Им все эти кризисы — только крайне малая неприятность. Гораздо больше они переживают не за свои впечатления, а за трагедии и горести других.
В-четвертых, имеющие семьи, многодетные. Разумеется, им, особенно многодетным, может быть крайне трудно в материальном аспекте — ибо рушатся планы на развитие, привычки, покупки. Но главная их «красная нить», ценность (крепкая семья с доверительными отношениями, не протухающими десятилетиями — да-да, и такие есть вокруг) не страдает в кризис; они остаются психологически устойчивы, понимая, что счастливы тем нематериальным, что имеют в отличие от других. Им главное — сохранить эти связки в отношениях. А мудрость понимания того, что любой кризис имеет начало и обязательно — конец, позволяет в относительно спокойном режиме переждать и продолжать заниматься трудами, ни в чем особо не нуждаясь.
Разбирая все эти типы, превалирующие в социуме, с их краткими характеристиками-описаниями мотивов поведения, мы (другие — условно нормальные, испытывающие страх неизвестности) не лишены возможности применить для себя некоторые подходящие их приемы деятельности для того, чтобы пережить кризис без крайних последствий.
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...