• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Как родители могут провоцировать детскую ревность?

Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка — явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. В «Большом толковом психологическом словаре» дается этому процессу самостоятельный термин «конкуренция сиблингов». Популярный термин для обозначения часто агрессивных, с многочисленными спорами взаимодействий между родными братьями или сестрами. Но за что борются дети в семье? Они борются друг с другом, добиваясь любви и внимания своих родителей. Они имеют разный характер, темперамент, они даже не похожи друг на друга, и, наконец, они разновозрастные. А это значит, что один ребенок пришел в семью намного раньше, чем другой, и был какое-то время полновластным ее «хозяином», а другой никогда не был единственным, он появился в семье, где кроме него был брат или сестра.

В отношении двух детей можно наблюдать определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше наблюдаются конкурентные отношения и наоборот — чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество. Это можно объяснить достаточно просто: если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший. Но когда различие в возрасте один-четыре года, между детьми часто разыгрывается острая конкурентная борьба.

Конкурентные отношения между детьми в одной семье часто имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Соперничество детей особенно взвинчивается, если родители начинают сравнивать своих детей. Вот наиболее болезненные для детей сравнения, которые, как правило, являются предметом конфликта, то есть зоной разногласий.

1. Физическая привлекательность. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другому, то возникает крайне взрывоопасная ситуация. Например, Оля-то у нас так себе получилась, а Лена — так просто красавица. Подобные высказывания с большой долей вероятности превратят девочек в соперниц. Оля тут же придет к заключению, что она некрасива. Когда окажется, что ее страхи подтверждают мнение родителей, это вызовет в ней недоверие, негодование, обиду. Ее самооценка резко упадет.

Ощущение собственной привлекательности — наиболее важный фактор в формировании детской самооценки. От родителей требуется тонкое чувство такта, тщание и терпение при выборе слова, особенно, если ребенок рядом и слышит высказывание о нем. Неосторожная фраза может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

2. Умственные способности. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший гораздо лучше учится, чем младший» или «У Миши в полтора месяца такие умные глаза, Дима и в три не производил такого впечатления». Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения не может оставить равнодушным.

3. Спортивные способности и успехи. Тем, кто медленнее, слабее физически, менее ловок, чем их братья, редко удается получить хорошую оценку, вызывающую уважение и признание у остальных.

4. Талант. Например, один из детей занимается музыкой или танцами. Родители в таких ситуациях больше времени проводят со своими талантливыми детьми. Они постоянно озабочены здоровьем и аппетитом такого ребенка, его настроением, тем, как оно повлияет на его выступление. А второй ребенок часто чувствует себя ненужным. У него появляется обида на родителей, на брата или сестру и на себя самого.

5. Появление любимчика. Часто это младший ребенок. Ему многое прощают, стараются лучше одевать, покупают различные игрушки и сладости. А другого ребенка при этом часто незаслуженно обижают, упрекают. Старший ребенок часто слышит: «Не обижай Надю, она же маленькая». В результате старший будет если не открыто бороться с младшим, то завуалированно, обижать, строить козни. А у младшего при этом могут развиваться такие качества, как вседозволенность, безнаказанность, чрезмерный эгоизм.

6. Болезнь одного из детей. Здесь события могут развиваться в двух направлениях:

• Мать больше любит того ребенка, который «хуже». Тогда вся жизнь в доме подчиняется болезни, дома устраивается филиал больничной палаты, больничный режим, который неукоснительно должны соблюдать все члены семьи. При этом здоровый ребенок часто начинает сторониться больного, стесняться его.
• Мать больше любит здорового ребенка. Тогда ситуация разворачивается, как в случае с любимчиком.

7. В семье растут дети от разных браков. Часто родители принимают только своего ребенка и отталкивают падчерицу или пасынка. В такой ситуации неродной ребенок может стремиться разрушить семью, в которой ему некомфортно.
Каким образом родители могут влиять на конкуренцию, усиливая ее? Если будут вести себя следующим образом:

• Заступаться за одного из детей, говоря: «Все правильно, Катя, в прошлый раз ты уже достаточно долго плавала на круге, теперь очередь брата».

• Сравнивать детей с другими для того, чтобы подчинить общепринятым нормам поведения, например «Твоя сестра и училась получше тебя, и тренировалась, и генеральная уборка была всегда на ней, а ты постоянно делаешь вид, что занята!»

• Говорить детям, что нельзя испытывать негативные чувства в отношении родных братьев и сестер: «Что значит, терпеть ее не могу?! Разве так можно? Родные сестры должны любить друг друга. Тебе надо научиться делиться с ней. Нехорошо распускать руки! К тому же ты ведь старше ее. Не обижай ее, она еще маленькая». Подобные высказывания только подливают масла в огонь.

• Насильно заставлять братьев и сестер делиться друг с другом.

• Упрашивать ребенка отказываться от своих притязаний в пользу брата или сестры.

• Когда родители сами ссорятся, они могут стать «моделью» того, как надо отвечать обидчику, чтобы достичь желаемого результата в отношениях. Дети легко становятся «зеркалом», зачастую кривым, в котором отражаются родительские способы взаимодействия.

• Кричать и распускать руки, пользуясь преимуществом силы и власти над детьми.

• Неуважительно относиться к особенностям и качествам ребенка и выставлять их напоказ перед другими.

• Пытаться восстановить справедливость.

В родительских силах научить своих детей быть не конкурентами, а друзьями. Когда родители чутки к детям, внимательны к их взаимоотношениям, достичь поставленной цели легко.

Статья опубликована в выпуске 16.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • статье немного не хватает завершонности. надо итог подвести или что-то в этом роде. хочется, чтобы в такой теме был добрый конец

  • Ревность - это чувство собственничества. И не только у детей.

  • Удивительно, что статьи на подобные темы, вообще, необходимы... Нет, это ни в коем случае не претензия к автору, - упаси Боже - просто ужасно обидно, что есть люди, которые не понимают элементарных вещей (еще хуже оттого, что этим людям доверено воспитание детей). Когда я узнала, что у меня скоро появится ребенок, я огненными буквами высекла в своем подсознании Основное правило общения с ребенком: "Всегда помни о том, что ребенок - это не уменьшенная копия человека, а Личность"... Ведь мы часто позволяем себе в отношениях с детьми ТАКОЕ!.. Со взрослыми мы ведем себя совсем иначе, а, собственно, почему?
    Желаю всем нам быть умными родителями и растить счастливых детей!

  • Анна, спасибо за ценную информацию! На протяжении всей статьи я сравнивал взаимоотношения моих детей (разница 2 года), и мне становились понятны их ссоры. Ещё могу добавить, что на частоту и серьёзность споров детей влияет разница их рождений по Зодиаку. Если разница между их днями рождений 3 месяца, то напряжённый аспект усиливает их конфликтность, а если разница 4 месяца - гармоничный аспект сглаживает острые углы. Это тоже можно учитывать.

    Статья легко читается, понятна. Только в п.7, когда перечисляются варианты влияния родителей на конкуренцию детей, ближе к концу списка я поймал себя на мысли, что читаю пункты списка, как инструкцию к действию. Это произошло, наверное, потому, что маркированный список обычно применяется для инструкций, пояснений, и т.д. Вот если бы каждый пункт начинался с "когда...", "если...", и т.п. они возвращали бы память к условию: "... влиять на конкуренцию, усиливая ее" и напоминали бы, что так поснупать нельзя.

    Я не знаю, объективно это или субъективно. Может я так мыслю?

    Ещё рая большое спасибо!