Как правило, отрицательные последствия селферы не видят и предпочитают не замечать. Но селфи вполне в правовом поле, если вред другим людям не доказан.
Критерии сравнения и оценки — сколько селфи незазорно сделать, скажем, в неделю, и иные критерии адекватности — понимаются индивидуально. Один пользователь смартфона селфит себя на фоне всего — от вывески учреждения, мимо которого проходит, до нового партнера в личных отношениях, необычного объекта: большого гриба, найденного в лесу, пойманной рыбы, в нарядном платье или с аксессуарами, подобранными со вкусом, или изысканного блюда, поданного на стол.
И уж, конечно, в случаях необычных, впечатляющих так повышает собственную значимость в глазах окружающих (в социальных сетях) на деревенский манер: в провинции для поддержания или приобретения авторитета важно первым обладать некоей новостью, стать ее проводником в массы. Так возрастает авторитет и… сплетни (обсуждения).
Другой пользователь селфит себя с последующей публикацией только в случаях, представляющихся особенно значимыми: к примеру, на фоне роскошных машин, домов, на свадьбе или когда условно «навеселе». С мотивом «вот я какой бедовый».
Третий селфит вовсе не для широкой публикации, а создает с помощью фиксации изображений домашний фотоальбом в электронном виде. К примеру, так поступают многие современные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей.
Критерия адекватности в этом вопросе нет и быть не может, все относительно. Психоаналитики мыслят именно в такой дуальной паре «адекватно-неадекватно», избегая оценочных суждений «хорошо-плохо».
Оценивать адекватность в данном случае можно лишь в вопросах, связанных с правовым полем. Даже если без собственного желания вы попали в кадр к селферу, негодовать и требовать удаления фото неправомерно. Другое дело, что правовые последствия могут наступить в зависимости от контекста и комментария, с которым фото опубликовано. Если то, что делает другой человек, вам не мешает, следовательно, действия допустимы.
Типичные предпочтения современных людей формируют их характер и паттерны поведения. Это также соотносится с пирамидой прерогативных предпочтений Маслоу. Нарциссизм можно заметить в действиях каждого современного человека. Но важно — в какой степени он развит. Поэтому от селфи есть несколько скрытых опасностей для развития личности и психики.
С помощью селфи человек повышает свою значительность прежде всего для себя. Что связано с личным восприятием себя и реальности, или, как писал Фрейд (З.Ш. Фройд), конфликтом между «Я» и «ОНО».
Если человек пристрастен к селфи систематически, уместно составить суждение о том, что он не уверен в себе. И посредством лайков, оценочных суждений он пытается получить и получает в ролевой группе признание своей значительности. Иначе — зачем тратить время на такую активность?
Однако оценочные суждения у других могут способствовать формированию их негативных оценок, зависти, прикрытой любезными фразами и дружескими улыбками.
Проблема в том, что неуверенный человек — безотносительно пола, возраста и занятий — крайне ревниво относится к успехам других, поэтому болезненно их воспринимает. Достижения других, в том числе селферов, показывают его собственную несостоятельность, иногда умело скрываемую.
Соответственно, поощрения от опубликованных селфи их автор получает в виде поддержки авторитетных для него лиц, но зависимость от поощрений возрастает. Как только лайков становится меньше, типичный селфер может потерять и аппетит, и авторитет, и статус и дойти до аффективного нарушения настроения — депрессии. И все потому, что очередное селфи недооценили, не поощрили, не поддержали.
Так работает реакция зависимых лиц. Зависимых от внешнего одобрения и результаты их деятельности несложно обесценивать, и заинтересованные лица так и делают. В этом смысле желательно различать мотивы тех, кто часто селфит, и тех, кто поощряет их на действия.
Нельзя сказать, что вокруг «все» делают селфи, а потом выкладывают их в социальные сети или пересылают в мессенджерах избранным. Люди типично воспринимают ситуацию на примере других — как норму. Если в кругу общения много тех, кто «селфит», тогда ситуация воспринимается как будто так делают вообще все.
Счастлив и здравствует довольно широкий пласт культурных людей, кто не селфит часто или вообще никогда не выкладывает свое изображение в открытый доступ. Таких условно скромных тоже миллионы. Они зарегистрированы в социальных сетях, но не «заспамливают» их результатами селфи, а используют в правовом поле как средство общения или связи, получение полезной информации.
Есть много противников селфи, самопрезентаций и даже мнений о том, что публикация любых данных в открытом доступе сродни самодоносу. Ведь по любому файлу, сообщению, в том числе фотоизображению, опубликованному в Интернете или даже пересланному посредством электронной почты, при наличии знаний и навыков можно определить: время и место съемки, сведения о редактировании, расположении файла на компьютере пользователя — следовательно, идентификатор ПК или IMEI смартфона, тип камеры и другие параметры, способствующие идентификации отправителя.
Но это уже совсем другая история.
Простите - а в каком это году были запрещены Зощенко и Ахматова? Вас в пионеры принимали до выступления Хрущова на съезде КПСС в 1956 году?