• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Жанна Магиня Грандмастер

Как относиться к критике?

«Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека — легко, исправить же его — трудно, если не невозможно».
Артур Шопенгауэр

Как же прав этот немецкий пессимист! Кто из нас не становился объектом критики? Особенно мы, журналисты проекта «ШколаЖизни». Что лежит за критикой — вопрос неодносложный. Редко кто из критикующих хочет и, тем более, может помочь. В основном ехидненькие посмеивания исподтишка. Факт первый — каждый из нас подвергается критике. Факт второй — это не нравится никому. Чем выше вы поднимаетесь по лестнице успеха, тем сильнее и злее критика. Тем больнее укусы недоброжелателей и завистников.

Если нам не удается избежать критики, стоит изменить свое к ней отношение. И принять во внимание старую мудрую пословицу: «Не пинают только дохлую собаку».

Критикуют? Это значит, что вы на правильном пути. И чаще всего вам просто завидуют. Вашей смелости, вашим успехам, вашим новым достижениям. Проанализируйте критику окружающих. Есть конструктивная? Отлично, этот человек сам чего-то добился и подсказывает вам наикратчайший путь к успеху. Сумейте ее расслышать!

Злая и необъективная? Вас стараются оскорбить и унизить? Пожалейте этого человека. Ему никогда не достичь тех высот, которые вы уже взяли. Он слишком занят злой критикой. Если бы вы сбились с пути — вас бы не критиковали, такие люди бы злорадствовали. Так устроен мир: черного и белого в нем поровну. Каждый выбирает для себя!

«Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы».
Д. Аддисон

Да, это действительно так. Потому что советы подаются под соусом злой критики. Часто советы даются как подачка, от якобы более умного… Давайте сменим вектор. И выберем изначально рациональное зерно. Нужно ли подключаться к злой и негативной составляющей? Согласна, тяжело не завестись от обидных и лживых слов. Хочется кричать: «Это неправда! Вы не так поняли!» Этим самым только порадуете критикана. Удалось ему вывести вас из себя! Мешают эмоции. Они срабатывают быстрее, чем разум.

Подумайте, почему этот человек попался вам на жизненном пути? Чему он должен вас научить? Пишу эти строки благодаря своему недоброжелателю. Вижу, что человек неадекватно оценивает весь мир, а не только мои действия. И думаю — так это же МОЯ оценка. Может, с его колокольни именно мои действия неадекватны? Потому и такая бурная негативная реакция. Начинаю анализировать. В это время успокаиваюсь и понимаю, что мы просто разные. У нас разное образование, культура, воспитание. Разное отношение к миру и окружающим. Мы не плохие и хорошие. Мы просто разные. И каждый имеет право на свое действие, свои поступки, свою жизнь.

Так чему же он должен меня научить? Быть сдержаннее? Умнее? Не вступать в эмоциональную перепалку? Принимать людей такими, как они есть? А может, он действительно хочет мне помочь, только не умеет донести это доброжелательно? Так он мне уже помог — я новую статью написала. Не было бы его достающих замечаний — жизнь казалась бы медом, зачем мне о критике писать? Значит, я должна быть ему благодарна! Спасибо тебе, мой недоброжелатель! Критикуй не меня как личность, а мое поведение — так я пойму тебя быстрее. Так мы оба станем лучше и чище, начнем понимать друг друга.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: „Дай, я выну сучок из глаза твоего“; а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». («Евангелие от Матфея», гл. VII, ст. З-5)

Пусть чужая критика в наш адрес будет конструктивной и позитивной!

Статья опубликована в выпуске 21.01.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр Админ Читатель 27 сентября 2012 в 16:22 отредактирован 27 мая 2018 в 18:52 Сообщить модератору

    Очень правильная, конструктивная позиция. Сам всегда стараюсь реагировать на критику именно так. Спасибо за Ваши статьи!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья. Все правда. К сожалению, зависть кому-то другому толкает на многое. И в первую очередь покритиковать.

  • «Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно».
    Артур Шопенгауэр


    Вот иезуит!!! а сколько ж людей он сам - не то что смертельно обидел, а буквально физически УНИЧТОЖИЛ! своими твореньями. Ведь стоит, встретив в жизни какую-нибудь гниду, припомнить пару/тройку строк из наследия великого мыслителя, и все - гнида перестает сцществовать, как класс. Остается сгусток слизи, который следует брезгливо обойти, или перешагнуть, а в некоторых случаях и просто растереть башмаком.

    Редко кто из критикующих хочет и, тем более, может помочь

    Где-то да, критика она разная бывает. Но Шопенгауэр, полагаю, не из доброжелателей. Этот парень просто сказал миру все, что хотел сказать, и умер. Мавр сделал свое дело и может уходить.

    Факт первый – каждый из нас подвергается критике.

    +1.

    И хорошо, что хомосапиенсы выучились разговаривать.
    Самый плохой разговор лучше, чем самая хорошая драка.

    Факт второй – это не нравится никому

    +/-

    Вопрос так даже не стоит. Нравится/ненравится.

    Все дело в том, кто как использует разнообразную критику. На хук в челюсть можно ответить шао из стойки с болевым на плечевой сустав, всадить заточку или подать в суд, а впредь в похожих ситуациях принимать стойку и быть готовым. На острое слово среагировать ведром помоев или четкой мыслью, разящей как стрела. И т.д.

    Чем выше вы поднимаетесь по лестнице успеха, тем сильнее и злее критика

    ))

    Навеяло, из той же оперы.. чем выше обезьяна взбирается на дерево, тем лучше виден ее зад (с) не помню кто.

    Если нам не удается избежать критики, стоит изменить свое к ней отношение

    Практичнее стремиться не избегать критики, а достигать целей. Победителей не судят.

    далее лирика.

    Оценка статьи: 4

  • Я еще ничего не написала, но статья мне понравилась!

    Оценка статьи: 5

  • Поздравляю, Жанна!

    Жанна Магиня, какая замечательная статья!

    Большинство таких "критиков" просто самоутверждаются: смотрите, какой я умный! Вот поддел так поддел! И правильно, что в жизни такого человека не всё в порядке, иначе он и вёл бы себя по-другому.

    А как надо критиковать и давать советы, хорошо сказано у Дэйла Карнеги, он меня многому научил.

    Сам я, получив "наезд", стараюсь не отвечать сразу и сгоряча (хотя и срываюсь иногда, к сожалению). Даю схлынуть раздражению и обиде, а потом стараюсь ответить по-существу, по возможности - объективизировать свой ответ.

    Мне кажется, прежде всего надо дать самому себе ответ на вопрос - а стоит ли отвечать? Думаю, отвечать можно только тогда, когда затронута сущность статьи. А на личные выпады - не отвечать вообще. Ну не нравится человеку статья или я ему не нравлюсь, что же теперь делать?

    Успехов Вам и удачи! Ваш поклонник Богдан.

    Оценка статьи: 5

    • Богдан, спасибо за оценку! Да, иногда не хватает выдержки не отвечать сразу. Так вот и этому критиканы нас учат! Терпению! Как только научимся - они уйдут из нашей жизни, придут другие - еще чему-то учить... так и будем самосовершенствоваться.

      Иногда читаю чужие комменты и "вижу" критикана - с его слабостями и болезнями, с его комплексами и завистью к чужому успеху. Часто люди даже не отдают себе отчет, что каждым своим комментарием они дают оценку себе. Читаешь и думаешь - ну зачем же так откровенно демонстрировать свою безграмотность или зависть.

      Как говорится - не съем, так надкушу - старается укусить побольнее. Так он компенсирует собственную ущербность. И не факт, что он сам не обладает какими-то достоинствами. Просто ЛЕНЬ! Элементарная, вульгарная лень мешает самому становиться лучше, развивать свои таланты. А вот госпожу Зависть подкормить - это не лень. Это всегда пожалуйста.

      А на счет нравится - не нравится статья - часто критики живут эмоциями. Не статья им не нравится, а тема, которую не поняли или не приняли. Литературную подачу материала, увы, могут оценить единицы. Они-то как раз щедры на оценки.

  • Жанна Магиня, спасибо Вам за статью. Мне вообще нравятся все Ваши материалы. А с критикой в жизни приходится сталкиваться каждый день, и не только по отношению к творчеству. Критикуют все, что ни попадя: твою манеру одеваться, твои слова, поступки, решения, вкусы и т.д. Отстаивая право быть самой собой, иногда теряешь хорошие отношения с людьми. Так что правильно реагировать на "полезные советы" (порой и в прямом смысле полезные) - это настоящее искусство, и каждому из нас не мешало бы им овладеть...

    Оценка статьи: 5

    • Светлана, все эти критиканы посланы в нашу жизнь, чтобы сделать нас лучше, мудрее, красивее и т.д. Как только это начинаешь понимать, даже их иногда оскорбительную манеру принимаешь с сочувствием. Ну не умеет человек по-другому выразиться! Не хватает ему культуры, образования, такта...

      В любой критике есть рациональное зерно. Если, конечно, вас критикует адекватный человек, а не клиент психушки.

  • Жанна, добрая, хорошая и правильная статья. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Жанна, спасибо вам за эту статью. Спасибо и вашему "доброжелателю", подтолкнувшему к ее написанию ;)

    Мне понравилось, что вам удалось эту не очень приятную тему облечь в довольно деликатную словоформу. Мне даже послышалась какая-то нежность что ли, и сожаление к людям, которые как будто вынуждены обстоятельствами критиковать таким образом

    В качестве улучшения я бы посоветовала вам добавить в статью небольшой пример, какой вы (лично) видите для себя идеальную обратную связь (не люблю слово критиковать, оно приобрело устойчивое значение «охаивать», хотя даже у Даля находим: «Критика - розыск и сужденье о достоинствах (!!) и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка».)

    В качестве примера. В коучинге есть понятие "конструктивная обратная связь". На мой взгляд, идеальный вид "разбора полетов". Схема проста до безобразия Сначала нужно отметить достоинства и положительные черты, а после этого дать рекомендацию от себя, что можно было бы добавить, улучшить, "углубить" . Согласитесь, так гораздо быстрее и эффективнее можно отделить зерна от плевел, вникнуть в положительный смысл "разгрома" и сделать из него правильные выводы ;)

    Желаю вам (и себе заодно, а так же всем-всем-всем) побольше конструктивной обратной связи!

    Оценка статьи: 5

    • Светлана! Спасибо за оценку моей работы, статья писалась на одном дыхании, родилась в течение нескольких минут - наверное, это и было вдохновение... Вы предлагаете улучшить примером... Я же и привела СВОЙ пример - по горячим следам писала статью. И про обратную связь тоже написала... Или не сумела донести? Критикуйте!

      • Жанна, мне показалось, что акцент больше смещен в сторону "как правильно относиться к негативной критике", то есть на регуляцию внутреннего состояния критикуемого

        Мое предложение направлено как раз к критикам, чтобы подсказать им схему, вдруг они не знают и поэтому так резко выражаются? ;)

        Да и что тут критиковать? В такую бочку меда даже малюсенькая ложка дегтя не уберется

        Оценка статьи: 5

  • Хорошо написано: кратко, четко и понятно. 5

    Оценка статьи: 5