• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Пославский Дебютант

Куда мы спешим? Как не пропустить Жизнь…

Как это обычно бывает по утрам, сломя голову я спешил на работу. Ловко маневрируя между лужами, поспешно пересекал дворовую площадку. Неожиданно боковым зрением я увидел необычную картину, которая заставила меня остановиться. В лучах солнечного света, прорывающегося сквозь зеленые кроны деревьев, стоял пожилой человек и умиротворенно кормил голубей.

Неторопливость, безмятежность и какое-то глубокое спокойствие этой сцены резко отличалось от привычно-бешеного ритма жизни. Я осторожно подошел и поздоровался. Это встреча пролила свет знания на многие тревожащие меня мысли…

Каждое утро, если позволяет здоровье и располагает погода, Борис Степанович Лашевич идет за молоком и по пути останавливается покормить голубей. Родился он в Киевской области 21 апреля 1921 года.

 — Сколько я пережил, — вздыхает мой новый знакомый и начинает свой неторопливый рассказ…
 — В детстве и юности было не до голубей, работа и работа, да много чего еще… Вспоминается коллективизация — всех собирали в колхозы. У отца моего было немного своей земли, в колхоз идти он не хотел. Налогами душили, но все же не заставили пойти в колхоз. В 1932—1933 годах голод был (голуби вспорхнули и снова вернулись на землю). Люди умирали, умирали от голода. У моего дяди оставалась бутыль с горохом, и он спрятал ее в пчелиный улей. Пришла бригада «активистов», нашли и отняли последний горох. Дядя умер. Вот так. Ужас был, просто ужас. Последнего мешочка зерна лишали. Приходят в дом и долбят, ковыряют, ищут и забирают все. Говорили, у «кулаков» излишки забирают — у бедных людей отнимали последние крохи, оставляя умирать голодной смертью. Сколько несправедливости видел…

Голос Бориса Степановича задрожал, рука вытерла слезу. Голуби, словно желая прервать грустные воспоминания, воркуют у его ног.
— В 1936 году нас, поляков, Сталин сорвал с насиженных мест, погрузил в вагоны и привез сюда в Казахстан. Мне тогда исполнилось 15 лет. Еще не успели прижиться на новом месте, как в 1941 году началась война. На фронт не брали, оставляли «по брони». Работал в сельском хозяйстве, был помощником бригадира тракторной бригады, трудились от зари до зари. Война закончилась. Проработал еще какое-то время на селе (жил в Келлеровском районе), решил что могу делать и другую, более сложную работу и в 1958 году переехал жить в город Кокчетав. До пенсии работал по ремонту электрооборудования, якоря мотал на сепараторы, пылесосы. В автоматических устройствах подъемных механизмов хорошо разбирался.

Вот уже восемнадцатый год как умерла жена — рак легких, — тяжело вздохнул Борис Степанович. Теперь живу один, сестра помогает, почти каждый день приходит и брат. Дочь в Германии, часто звонит и пишет. Второй год как врачи поставили мне диагноз «рак кишечника». В онкологической больнице уже ничего не хотят делать. Сказали — живите, сколько проживете. Сам себя лечу, поддерживаю разными лечебными средствами. Вот будет погода, если смогу, нарву лечебной травки. Не считаю себя бедным: и пенсию получаю, и запас в сберегательном банке есть, времени много, а здоровья нет — и жизни нет. А голуби… В них жизнь. Вам, молодым, желаю здоровья и мира.

Под прощальный щебет птиц я уходил своей дорогой… Мой шаг замедлился, я шел и наблюдал мир вокруг: любовался солнцем, вдыхал свежий утренний воздух, слегка влажный после ночного дождя. Я заметил, что в лужах, которые совсем недавно для меня были препятствиями, отражается небо. Слух ласкали птичьи голоса. В те минуты мне стало безразлично, успею ли я вовремя прийти на работу, тревожность исчезла, в душе поселился покой. Изменилось настроение, изменился ход мыслей…

Зачастую мы идем по жизненному пути так, будто собираемся жить вечно. Живем, словно пишем черновик школьного сочинения, надеясь, что где-то там, впереди, нас ждет другая лучшая жизнь. В суете будней порой не замечаем и не ценим все то прекрасное, что имеем сегодня. Ценим ли мы свободу выбора — где нам жить? Ценим ли возможность выбора — какому делу посвятить себя? Ценим ли мы то, что у нас есть хлеб и нам не довелось испытать, что такое голод? Успеваем ли мы подарить улыбку и внимание любимому человеку? Замечаем ли мы, как растут наши дети? Как мы относимся к своему здоровью? Не забываем ли о своих родителях? Куда мы бежим? Может быть, пришло время остановиться и задуматься — так ли я живу?

Вспомнились размышления Стивена Ликока: «Меня удивляет то, как мы распоряжаемся жизнью. Едва научившись говорить, младенец лепечет: „Когда я стану большим мальчиком…“ А что дальше? Большой мальчик мечтает: „Вот когда я стану взрослым…“ Взрослый постоянно приговаривает: „Когда я женюсь“. Но когда он женится, его отношение к жизни не меняется. Теперь он начинает постоянно твердить о том, как он выйдет на пенсию. Наконец, наступает вожделенный день, он выходит на пенсию и что же? Оглядываясь на пройденный путь, он видит лишь бесплодную землю, над которой пролетают холодные ветры — и ничего живого вокруг. Он понимает, что у него не было никакой жизни, что он прошел мимо нее, и теперь ничего не изменишь. Слишком поздно мы осознаем, что смысл жизни — в том, чтобы прожить ее, радуясь каждому дарованному нам дню и часу».

Статья опубликована в выпуске 17.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий, читается с любопытством. хотя нет ничего мудреного. Спасибо. 5! Удачи.

    Оценка статьи: 5

  • а мне интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Грустно стало по прочтении...

    Оценка статьи: 5

  • Жизнь проходит понемногу,
    Не навек она дана
    Злую муку и тревогу заменяет тишина...
    Это для всех и каждого так на роду написано...

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Иванов Читатель 17 октября 2008 в 13:15 отредактирован 22 мая 2018 в 06:17 Сообщить модератору
    Отличная статья!

    Прочел эту статью с большим удовольствием. Рассказ о старике и голубях очень меня тронул, он производит впечатление... Мне кажется, у вас есть талант писателя.

  • Вы знаете, смысл очень простой....НО На самом деле есть о чем задуматься.....тут наверное каждый сам выбирает, когда ему радоваться жизни, когда бежать по делам.....Скажу о себе- бегаю......пока мне хватает просто прогулки до дома, в эти минуты я смотрю на желтые листья, чуть покрытые снегом....на лужи в которых отражаются дома....на голые веточки рябин.....и ...замирает дыхание от порыва ветра.....
    Могу сказать, что мне нравится подобный стиль, мечтательный......

  • От автора

    С момента той встречи прошло около двух лет. Иногда думаю, жив ли мой случайный знакомый? В моей жизни, произошли перемены, на работу не бегаю, от трудоголизма избавляюсь, становлюсь боле гармоничном, спокойным, внимательным. А голуби? Проходил мимо места нашей встречи, они по-прежнему там…

    Благодарю, за отзывы.

    Оценка статьи: 5

  • легко написано
    грустно, конечно, но прочла на однмо дыхании
    а по теме... сколько ни говори, что надо останавливаться и наслаждаться жизнью - все равно этого не сделаешь насильно... ну вот остановилась я.."ну же, радуйся" - говорю себе... и никак, хоть убейся... а иногда бежишь-бежишь и бац.. запах какой-нибудь или звук...вот так-то

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Сырцов Сергей Сырцов Читатель 17 октября 2008 в 16:53 отредактирован 22 мая 2018 в 06:17 Сообщить модератору

    Кажется, что ничего нового, но написано очень убедительно. Действительно, нужно уметь находить в себе силы, чтобы остановиться и оглянуться вокруг, чтобы посмотреть на самого себя со стороны и, может быть, переоценить некоторые свои убеждения. Без таких остановок движение теряет смысл.

  • Замечательная статья!
    Мы с Вами одинаково мыслим в этом плане.
    Я даже статью похожую поместила на этом сайте. Вернее, суть в ней та же.
    Удачи Вам!

    Оценка статьи: 5

  • Олег Ветер Читатель 26 ноября 2008 в 15:24 отредактирован 26 ноября 2008 в 15:28 Сообщить модератору

    Могу утешить, коллеги. Тема вечная, поэтому и ничего нового. Есть повод задуматься как-раз над тем, что не каждому в нашем суматошном Мире удается ценить каждый день. Говорят, что в сутки в голове человека пролетает порядка 50.000 мыслей. Этот калейдоскоп не позволяет сосредоточиться на минутах, мгновениях. Человек как бы постоянно в мыслях мечется из прошлого в будущее. Что-то планирует, что-то анализирует, перетерает прошлое, разбирает эпизоды, ситуации и т.д.. И полностью теряет канал прямого ощущения настоящей Жизни. Она с ним просто случается. Остальное он додумывает, пропускает через ментал, придает всему свою эмоциональную окраску.. Окружающая жизнь - это социум полный психологических ловушек, в которые Ты постоянно попадаешь. Ты бесишься, обижаешься, считаешь шефа или коллегу идиотами..., завидуешь, ревнуешь и т.д.. Все это - оценки твоего Разума, и результат того, что все происходящее вокруг не соответствует твоей идеальной модели ожиданий. Отсюда негативные переживания, которые делают Жизнь несчастливой. Вывод напрашивается сам: Нужно пытаться воспринимать Мир прямыми ощущениями, незаменталивать его своими социумными "заморочками", ценить каждый миг, прожитый тобой в этом Мире, поменять "минус" на "плюс" и т.д.
    "Не плачь, что это закончилось. Улыбнись тому, что было!"

    Оценка статьи: 5

  • Куда мы спешим?Как не пропустить Жизнь.

    Тема действительно вечная, а вот ответы и мнения по теме
    традиционные. И в традициях заведомо смертных людей -- как приходящих, так и убираемых из Жизни по причине их безтолковости и нежелания признаваться себе в том, что ничерта им о смысле Жизни ничего неизвестно. А придумывающих очередное жалкое оправдание своей безтолковости или заимствуя из уже придуманных.
    Чему вы собственно собираетесь радоваться каждый миг своей безтолковой жизни? Тому что переводите массу добра в аморфное состояние? Плодите себе подобных? Или цитируете высказывания разных "спасителей" которые и себя то спасти оказались не в состоянии?
    Шанс хоть что-то понять появляется лишь тогда, когда человек признается себе в НЕзнании, а не от пустопорожних мудрствований.

    • Я согласен с тем, что изначально очень важно признаться в своём незнании. Собственно говоря, я что-то не вижу тут утверждений, типа: "Я знаю истину, и мои слова не подлежат сомнению". Так что если вы хотели всего лишь надпомнить нам всем об этом, то зря старались, так как, думаю, другие нехуже меня это понимают. И, вообще, Людовед, Зачем столько экспрессии? Судя по вашему высказыванию, вы пришли к выводу, что у вас бестолковая жизнь. Но ведь автор статьи не является главным виновником этого, и я тоже никакого отношения к вашей жизни не имею.
      Вы готовы признаться в незнании - это хорошо, но этого недостаточно. Может, стоит теперь задуматься о своей жизни, о своих целях, своей системе ценностей, и сделать для себя какой-то вывод, попробовать обрести смысл своей жизни, чтобы она перестала быть бестолковой? Может, это будет лучше, чем писать экспрессивные телеги?
      Есть такое наблюдение: всегда проще назвать чужие рассуждения пустопорожними, чем подумать на предложенную тему самому.

  • Куда мы спешим? Как не пропустить Жизнь...

    Да вы много чего не видите и не желаете видеть. Вы же , как сами определились -- непричемные. С какой стати тогда даете советы?
    И, пожалуй, я действительно зря старался, вы же не самые главные, а так -- мусор по течению.

    • Вот, что, Людовед... по форме ваше высказывание про "мусор по течению" - это уже хамство. Советую редактировать себя, прежде чем высказываться в таком тоне. Иначе вас перестанут воспринимать всерьёз.
      По содержанию вы начинаете противоречить самому себе: в прошлый раз вы о незнании писали, и я с вами согласился в этой части, а теперь - вы, типа, уже узнали, кто из нас мусор и всё такое. Давайте, всё-таки, признаемся, что мы с вами не знаем точно, кто из нас - мусор по течению, а кто - против течения? Так оно разумнее будет.
      Про советы... советовать в культурной форме - это лучше, чем бескультурно навешивать ярлыки и хамить. Хотя... на вкус, на цвет... как говорится... тут уж кому, что больше нравится.

      • Людовед Людовед Читатель 22 декабря 2008 в 18:29 отредактирован 22 декабря 2008 в 19:46 Сообщить модератору
        Куда мы спешим? Как не пропустить Жизнь...

        Сергей Сырцов,
        Вот что, Сырцов, ваше "мы с вами" хамство в куда большей мере.
        Я отвечал за себя и вас к своему мнению не пришпандоривал, это во первых.
        А во вторых, я "Людовед" как профи, а не просто так, и по роду своей профессии знаю, что и кому лучше и кто есть кто, в отличие от вас, присваивающих право давать оценки и определения только лишь самому себе и в удобной себе форме, дабы не потревожить собственное невежество.

        • Профессионализм в любой области предполагает, априори, адекватное поведение...Понимаете ли вы меня?

          Оценка статьи: 3

          • Людовед Людовед Читатель 22 декабря 2008 в 22:55 отредактирован 22 декабря 2008 в 23:08 Сообщить модератору
            Куда мы спешим? Как не пропустить Жизнь...

            Михаил Кручинин,
            Во первых, априори предполагает далеко не каждый профессионализм, а о моей профессии вы вообще ничего не знаете.
            А во вторых, поведение адекватное кому? Я уже не на столько прост, как вам кажется или хочется, и философский термин не способен внушить мне благоговенный трепет, тем более весьма спорный даже среди простых.
            Что касается, понимаю ли я вас? Это как раз не трудно, вы очень традиционны, хотя и пытаетесь изображать компетентную независимость. Но способны ли вы ответить на этот вопрос касательно меня? В моем понимании, дискуссия плодотворна лишь при взаимопонимании. Или вы придерживаетесь аксиом простых -- счастье это когда МЕНЯ понимают, и не более?